Новость общества

Кино vs компьютерные игры: что больше влияет на сознание людей?

Кино vs компьютерные игры: что больше влияет на сознание людей?

Коллаж © «Московская газета»

24.10.2019 в 13:35:00
1959

Скарлетт Йоханссон, Киану Ривз и Шарлиз Терон стали персонажами компьютерной игры «League of Legends», а по играм снимаются фильмы, в их числе: «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», «Принц Персии: Пески времени», «Сайлент Хилл», «Обитель зла», «Кредо убийцы» и «Хитмэн». Это значит, что компьютерные программы уже давно пересеклись с искусством кино.

«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», — говорил ещё В.И. Ленин советскому народному комиссару просвещения А.В. Луначарскому. Кинематограф играет важную роль в формировании нужного мировоззрения. Отсюда и соцреализм, который отразился во всех сферах искусства: в кино, архитектуре, живописи, в социальной сфере. В частности, в фильмографии — «Цирк» режиссера Григория Александрова, «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» Сергей Эйзенштейна, «Депутат Балтики» Иосифа Хейфица и Натана Зархи, «Мы из Кронштадта» Ефима Дзигана, «Семеро смелых» Сергея Герасимова и «Тринадцать» Михаила Ромма. Социальный реализм — это про строительство коммунизма, про товарищество, про героев труда, про развитие человеческих способностей и победу над силами природы, строгие формы и цвета.

Искусство кино эксплуатируют и во всем мире в целом. В частности, Голливуд способствует мифу об американской мечте. Она состоит в том, что все люди в мире обладают равными правами на свободу и счастье, могут достичь высокого социального и финансового положения. Идеал личность, идеал жизни.

В американских фильмах главный герой зачастую обладает какими-то привилегированными возможностями или способностями (в финансовом и общественном плане), особым социальным статусом: его ценят, уважают, к нему прислушиваются. Агент ЦРУ Итан Хант в серии фильмов «Миссия невыполнима», «агент 007» Джеймс Бонд, экзорцист и медиум Джон Константин — в кинокартине «Константин: Повелитель тьмы», миллионер Джэй Гэтсби — в драме «Великий Гэтсби», капитан Джек Воробей — в серии приключенческих фильмов «Пираты Карибского моря», писатель и преподаватель Джим Беннетт — в триллере «Игрок», всадники — в «Иллюзии обмана». Великое множество экранизаций комиксов Marvel и DC, в том числе нашумевшая недавно экранизация режиссера Тодда Филлипса о персонаже DC «Джокер». Всё это местами наивно и порой упрощенно в плане сюжета, погрешности и неточности сглаживаются спецэффектами и отыгрышами актёров. Однако, чем проще и честнее кинолента, тем больше эмоций она вызывает, тем больше люди верят происходящему на экране, с большей охотой примеряют на себя характеристики героев.

Для Болливуда же характерны затянутые сюжеты, в основном это мюзиклы. Актеры поют, танцуют, их лица ярко отражают весь спектр эмоций, иногда даже чрезмерно. В индийских фильмах очень предсказуемый и последовательный сюжет, тематика — герои сражаются за честь семьи, честь касты, честь народа. А в сериалах, подобно мексиканским, каждый сюжетный момент растягивается на тысячи серий. Так, например, если в одной серии сериала «Сита и Рама» было объявлено сражение, то сначала будет несколько серий про то, как к нему готовятся, затем — как войска встретились, после — как вели переговоры, а итог сражения объявляется мельком.

В целом Болливуд и Голливуд отражают некую национальную идею, идеальное будущее и счастливую жизнь, американские и индийские фильмы отвечают за формирование ценностей у людей, в первую очередь, у коренных жителей. То есть в каком-то смысле это и есть пропаганда.

Япония считается игровой страной, многие известные производители компьютерных игр — именно оттуда (Capcom, Konami, Square Enix, Nintendo, Sony). Для японских фильмов, в частности аниме, характерна большая жестокость в сюжетах: кровь, самурайские мечи, сражения, постоянные тренировки духа и тела, харакири, кодекс самурая «Бусидо», кодекс якудза. В культуре страны принято следовать кодексу и с достоинством принимать наказание за нарушение его заветов. В Японии четко проработана система предупреждения преступности.

Стоит отметить, что компьютерные игры иногда используют и для внешней политики. В американской игре «Call of Duty» есть террористы из «Белых красок» — провокационная, по мнению МИД России, организации, которая занималась «очернением» властей Сирии. Таким образом, считают в министерстве, игра «демонизирует» образ России и Сирии.

Статистика в СМИ говорит в пользу большей популярности кино и социальных сетей. За последний месяц, в период с 23 сентября по 23 октября, по запросу в Яндекс.Новости: «компьютерные игры» — выходит 499 статей и 63 интервью, «геймер» — 348 и 12 сообщений, а по «кино» — 5096 статей и 780 интервью; «кинематограф» — 1010 и 132 сообщений, соответственно. Сопоставимо с цифрами по запросам: «телевидение» — 4701 статей и 878 интервью, и «социальные сети» — 5166 и 555 сообщений.

Также в Сети полно всяких сборных топов фильмов: топ-10 фильмов, которые расширят ваше сознание, топ-40 картин, меняющих мировоззрение и т.д. Они имеют довольно субъективную основу, тем не менее, интернет-пользователи их обсуждают.

Кинематограф по-разному влияет на сознание людей. Известен случай, когда жена поп-исполнителя Олега Газманова Марина после просмотра фильма «Малифисента» стала искать сыну Филиппу невесту. Её мотивировало то, что совпадает имя ее младшего сына с возлюбленным крестницы Малифисенты. Главная героиня выступала против того, чтобы они вступали в брак. Марина Газманова же заявляет, что она не будет препятствовать сыну в этом вопросе. 

Другой пример — противоположность, даже трагичный. Двое мужчин, родные братья, смотрели фильм по телевизору. После сцены убийства они стали обсуждать, смогли бы они пойти на подобное преступление. Один из братьев ударил другого ножом в грудь и живот, мужчина погиб от ранений. 

А после выхода в прокат фильма «Джокер» 3 октября 2019 года США усилили меры по предупреждению преступности. Полицейских поставили на дежурство у всех кинотеатров Нью-Йорка.

Что касается компьютерных игр, то их используют в образовательных программах США. Авторы отчета New Vision for Education рассказали о том, что игры помогают усваивать материал и развивают такие личностные качества, как креативность, любознательность и целеустремленность. Эксперты также отмечают, что один из самых эффективных методов обучения.

Группа исследователей из Университета Бата выяснила, что компьютерные игры помогают при стрессе лучше спиннеров. 

Однако не на всех компьютерные игры влияют хорошо. Бывают ситуации, когда люди из-за увлеченности игнорируют свои проблемы со здоровьем. Например, в Великобритании мужчина покончил с собой из-за зубной боли. Его мать сообщила, что у него не было проблем с деньгами, любил играть в компьютерные игры. И не ясно, почему он не обратился за помощью к стоматологу.

Был также случай агрессивного воздействия игр на сознание человека — произошел он в России, в Нижегородской области. Отчим мешал молодому человеку играть в компьютер, активно призывая его заняться другими делами. В результате 21-летний парень достал откуда-то два ножа и нанес несколько ударов отчиму в грудь.

Победительница Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2019» в номинации «Воспитатель года Юлия Якубович не советует давать ребенку гаджеты с собой в детский сад, поскольку они их только отвлекают. По её опыту, дети в таком случае чаще всего играют в игры на смартфоне или планшете, чем занимаются образовательной программой.

Корреспондент «Московской газеты» спросил у психологов о то, как влияют кинематограф и компьютерные игры на массовое сознание.

«Мировоззрение человека закладывается до семилетнего возраста воспитанием, соответственно, его базовые ценности и установки не меняются в течение жизни – по крайней мере, кардинально. Поэтому маловероятно, что просмотр какой-то картины может перевернуть сознание взрослого человека. Фильм может вызвать какую-то эмоциональную реакцию, но потом все возвращается на круги своя. В этом плане гораздо более зависимую модель поведения формирует реклама - за счет своей массированности. Тут возможен своеобразный гипнотический эффект», — рассказывает соавтор методики терапевтического боевого искусства «Валаал» Валерий Ивановский.

С играми, по мнению эксперта, ситуация иная — «игра предполагает некую интерактивность: задействована моторика, человек полностью погружаешься в сюжет, и у него возникает иллюзия, что он моделирует пространство. Работает рефлекторная дуга Павлова: при помощи игры формируются новые нейронные связи, новые навыки. А при просмотре фильма индивидуум играет пассивную роль: он всего лишь смотрит и сопереживает».

«Компьютерные игры и социальные сети — это мощнейший инструмент воздействия на социальное сознание, наравне с кинематографом, это хороший ресурс для моделирования личности. Игры формируют дополненную реальность, подменяет реальные факты на фальшивые, выдуманные, а кино с помощью художественных приемов вызывает определенные эмоции и не стремится к исторической достоверности, особенно это заметно в современных военных фильмах. Например, сериал «Штрафбат» режиссера Николая Досталя. Идут штрафники, за ними стоит градотряд. И наступают немцы. Всех предателей Родины перестреляли. Люди же убеждены в том, что эти заградотряды расстреливали своих в спину, хотя у них были полномочия для физической убийства только зачинщиков паники, а не всех подряд. Известны случаи, когда такие люди специально засылались немцами. Вот эти все исторические фейки могут сочинять только люди, которые не вылезали из своих кабинетов, наслушались штампов, скорбные главой люди. Фейки, штампы и стереотипы путают сознание людей, хотя правда — она на поверхности, достаточно быть здравомыслящим человеком, чтобы ее увидеть и понять. Видать, сила искусства такова, что все фейки воспринимаются без всякой критики. Вот этим вся эта история, конечно, страшна», — считает управляющий партнер консалтингового агентства «Lutsik, Shlimazl & Potz» («Люцик, Шлимазл и Поц») Венера Люцик.

Автор: Дарья Евсеева
ТеГИ
компьютерные игры, фильмы, психология
Поделиться
Похожие новости