Новость общества

Российский экспорт теряет на метаноле? Как теперь довезти химпродукцию до «дверей» Поднебесной

Российский экспорт теряет на метаноле? Как теперь довезти химпродукцию до «дверей» Поднебесной

Фото © «Московская газета»

27.09.2022 в 18:17:00
2713

«Московская газета» обсудила с экспертами состояние российской нефтяной и газохимической промышленности на примере ситуации с производством и экспортом метанола (метиловый спирт, добываемый из синтез-газа, образующегося путём конверсии из природного газа метана — прим.ред.)

Как сообщил «Ъ», российские производители метанола —  предприятия «Томск Газпром», «Щекиноазот», «Метафракс», «Томета» — вынуждены сокращать производство и продавать продукцию за бесценок в Китай, где она сейчас пользуется небольшим спросом. Цены на европейском рынке сейчас тоже держатся на низком уровне. На рентабельность российского производства метанола повлияли логистические проблемы: поставки в Европу проходят через иностранные порты и уже с марта стали затруднены, а для поставок в Китай удлинилось транспортное плечо. При этом формально российская химическая продукция не попадает под санкции, пишет издание.

Рынок метанола раньше был одним из самых быстрорастущих сегментов химической промышленности, сказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв.

«В России происходило наращивание производственных мощностей в расчете прежде всего на внешний рынок. По всей видимости, нынешняя ситуация приведет к тому, что ряд новых проектов по производству метанола в России будет на время заморожен», — прогнозирует аналитик. При этом, по его мнению, в полной мере переориентировать экспортные объемы на внутренний рынок вряд ли получится.

Получаемый из природного газа (метана) и побочных продуктов нефтепереработки, метанол (метиловый спирт) является сырьем для производства множества химических продуктов, используемых в самых различных областях, отметил эксперт: «Это и формальдегид для шинной промышленности, и карбамидные смолы для древесных плит, и присадки для высокооктанового топлива. Некоторые отрасли – конечные потребители продукции на основе метанола — сейчас также испытывают проблемы с объемами производства. Например, шинная промышленность или мебельная».

Китайский рынок – сложный для метанола, так как КНР — не только крупнейший его потребитель, но и крупнейший производитель, отметил Алексей Калачёв.

«Здесь продать дополнительные объемы без дисконта не получится, поэтому иногда производителям приходится идти на большие скидки. Хранить произведенную продукцию впрок негде, а останавливать производство дорого и сложно, потому что это производство непрерывного цикла», — пояснил собеседник «Московской».

Найти другие рынки непросто в условиях спада мировой экономики, отметил аналитик. К тому же, по его словам, многие страны производят метанол самостоятельно, особенно те, кто имеет доступ к природному газу или каменному углю, как в Китае, где метанол получают на базе переработки угля.

«Насколько известно, несмотря на отсутствие санкций против химической промышленности России с отказом европейских потребителей от поставок из России столкнулись также производители искусственных каучуков и полимеров», — добавил Алексей Калачёв.

С другой стороны, доля Европы в мировом потреблении метанола составляет менее 10%, при этом доля АТР (Азиатско-тихоокеанского региона) — более 70%, сказал «Московской газете» директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

«Объем производства в России избыточен, производства изначально строились с ориентацией на экспорт. Европейский рынок был привлекателен с учётом низких затрат на логистику. Но азиатский рынок более емкий и быстрорастущий, а с учетом низкой себестоимости производства Россия вполне способна конкурировать с другими экспортерами на рынке АТР», — считает эксперт АКРА.

Общий объём производства метанола в России — около 4,5 миллионов тонн, а мировое производство метанола составляет 80-85 миллионов тонн, сказал «Московской газете» заместитель председателя правления Ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев: «Мы занимаем где-то 5% производства на мировом рынке. Больше половины производства уходило на экспорт. Все производства метанола, которые появились в России в последние годы, были ориентированы на европейский экспорт».

По словам Дмитрия Гусева, проблема реализации российского метанола не в потере рынков, а в инфраструктуре доставки продукции до покупателя.

«Отгрузки в Европу тоже были проблематичными, всё шло через Финляндию, часть — через Белорусию. Что-то пытались грузить на Турцию, но мало», — говорит специалист.

Сейчас, как отметил эксперт, основная проблема — это переориентация на Восток: возникают логистические издержки и сложности с отгрузочной инфраструктурой.

«Это лишний стимул развивать инфраструктуру в направлении Востока: специальные отгрузочные мощности в портах, железнодорожные отгрузочные перевалы. Нужны собственная инфраструктура, собственные терминалы, собственный флот, хорошо организованные продажи в портах назначения. Чтобы конкурировать на восточном рынке, в Китае и Азиатско-Тихоокеанском регионе, нужно максимально доводить продукт до потребителя — «на тележке до дверей». Надеюсь, этот вопрос в ближайшие 2-3 года решится. Безопасность наполнения бюджета зависит ещё и от определённой инфраструктуры реализации продукции», — подчеркнул Дмитрий Гусев.

В будущем потребление метанола продолжится, в том числе за счёт расширения его использования, считает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв.

«Очень перспективным направлением является разработка технологий для получения на основе метанола полимеров – полиэтилена и полипропилена. Сейчас сырьем для них в основном является попутный углеводородный газ, получаемый от нефтедобычи и нефтепереработки. Если получится удешевить технологии на базе метанола, то химическая промышленность получит практически безграничный ресурс в виде природного газа. А спрос на метанол значительно вырастет. Сейчас как раз Китай наиболее продвинулся в этих технологиях», — отметил собеседник «Московской газеты».

Другой перспективой для метанола может стать развитие водородной энергетики, полагает эксперт.

«Водород сложно и опасно хранить и перевозить. В качестве возможного носителя водорода рассматриваются, например, аммиак и метанол. Если победит такая технология, то спрос может вырасти в десятки раз», — считает Алексей Калачёв.

С водородной энергетикой всё сложно, а по полимерам всё будет зависеть от насыщения внутреннего рынка и от спроса, полагает зампредседателя «Надёжного поставщика» Дмитрий Гусев.

«Сейчас мы находимся в ситуации неопределённости, прогнозы можно будет делать после Нового года. Но не думаю, что стоит ожидать остановки производств метанола в России: будет спрос со стороны нефтяной отрасли и решения правительства по поддержке российского химпрома», — заключил Дмитрий Гусев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
экспорт, россия, метанол
Поделиться
Похожие новости