Новость политики

Ставки растут. Реально ли Эрдоган рассчитывает на членство в ЕС в обмен на согласие принять Швецию в НАТО?

Ставки растут. Реально ли Эрдоган рассчитывает на членство в ЕС в обмен на согласие принять Швецию в НАТО?

© Presidential Press Service via AP, Pool

10.07.2023 в 20:41:00
2957

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выдвинул новое условие для одобрения шведской заявки на вступление в НАТО. Напомним, позиция Турции остаётся последним реальным препятствием на пути присоединения Швеции к альянсу. Ранее Эрдоган утверждал, что Анкара не может одобрить вступление Швеции в НАТО, поскольку в стране недостаточно эффективно борются с терроризмом и не противодействуют деятельности Рабочей партии Курдистана. Наблюдатели также отмечали, что Турция, вероятно, стремится получить бонусы в военно-технической и экономической областях сотрудничества с партнёрами по НАТО за своё согласие на членство Швеции. Однако эти аспекты от Стокгольма не зависят, а то, что шведские власти могли сделать в плане корректировки антитеррористической политики, они уже сделали. В стране вступило в силу обновлённое законодательство о борьбе с терроризмом, которое генсек НАТО Йенс Столтенберг счёл выполнением условий Турции

Однако оказалось, что турецкие условия на этом не закончились. Более того, требования стали куда более масштабными. Сегодня Эрдоган объявил, что одобрение шведской заявки может последовать после того, как Брюссель предпримет конкретные усилия по предоставлению Турции полноправного членства в ЕС. О том, что заявка Швеции может быть одобрена лишь после формального присоединения Турции к Евросоюзу, речь не шла, Эрдоган говорил лишь об усилиях Брюсселя для достижения этой цели. Однако конкретизации того, какие именно усилия будут сочтены достаточными, также не последовало.

Если воспринимать заявление турецкого лидера буквально, оно выглядит абсурдным. Во-первых, Евросоюз и НАТО – разные организации, и стороны процесса по принятию Швеции в НАТО не имеют возможности решающим образом влиять на политику расширения ЕС. Во-вторых, вступление в Евросоюз достаточно чётко регламентировано, и, если Турция не пройдёт все предусмотренные юридические процедуры, членом ЕС она стать всё равно не сможет, зато отказ на этом основании принимать Швецию в НАТО – прямой путь к серьёзному ухудшению отношений с союзниками.

В том же ключе, хотя и более дипломатично, о новых турецких требованиях высказался и генсек альянса Йенс Столтенберг. Он подчеркнул, что НАТО поддерживает стремление Турции вступить в Евросоюз, однако этот вопрос не должен мешать перспективам Швеции присоединиться к Североатлантическому альянсу. Столтенберг также напомнил о договорённостях, достигнутых на прошлогоднем саммите НАТО в Мадриде, в которых содержался конкретный перечень условий для вступления Швеции в блок. Глава альянса в очередной раз заявил, что эти условия выполнены.

Поскольку слова Эрдогана о членстве в ЕС в обмен на зелёный свет для Швеции выглядят чрезмерно амбициозными, стоит разобраться, во-первых, в том, выполнимо ли это условие в принципе, а во-вторых, верит ли сам Эрдоган в такую возможность, или это громкое заявление является очередным проявлением торга с Западом, большая часть которого проходит вне публичного поля. Как представляется, ответ на первый вопрос прозвучал из Европарламента вскоре после победы Эрдогана на президентских выборах. Председатель фракции Европейской народной партии, крупнейшей политической силы в ЕП, представитель Германии Манфред Вебер заявил, что Евросоюз открыт к сотрудничеству с Турцией и готов развивать его, однако процесс вступления страны в ЕС следует прекратить, поскольку, по словам депутата, полноправного членства уже не хотят ни ЕС, ни Турция. Этот тезис подтверждается тем фактом, что уже много лет Турция вообще не продвигается по пути евроинтеграции, хотя статус кандидата был получен ещё в 1999 году.

Заморозку переговоров о членстве эксперты объясняют различными причинами. Евродепутат от Италии Паоло Баркиа отмечал, что в расширении Евросоюза на юг нет никакого смысла, так как Турция непосредственно соприкасается с нестабильным регионом Ближнего Востока, и её принятие в единое европейское пространство повлечёт за собой ещё больше проблем, чем кризис беженцев, прибывающих в ЕС по морю и другими путями. Руководитель Центра изучения Новой Турции Юрий Мавашев уверен, что текущий статус Турции устраивает обе стороны. Он позволяет вести более продуктивный политический диалог между Брюсселем и Анкарой, у самой Турции появился повод внести определённые прогрессивные изменения в своё законодательство и претендовать на некоторые выплаты из европейских фондов, а европейский бизнес спокойно работает на обширном турецком рынке. Брать на себя более значительные обязательства сторонам, по-видимому, невыгодно. Политолог Дмитрий Журавлёв добавляет, что европейское руководство, вероятно, не устраивает недостаточная управляемость и политическая лояльность Эрдогана. Иными словами, получить в своём составе ещё одну Венгрию, периодически продвигающую чуждые нарративы и саботирующую общие решения, но к тому же более густонаселённую и экономически мощную, никому не хочется. Поэтому вопрос о членстве Турции в ЕС можно закрывать как минимум до того момента, пока Эрдоган находится у власти.

Впрочем, у этого процесса есть и вполне конкретные формальные препятствия, а не только соображения политической целесообразности. Для того, чтобы получить право на членство в Евросоюзе, любая страна должна соответствовать «Копенгагенским критериям», среди которых можно отметить необходимость обеспечивать верховенство права, соблюдение демократических ценностей, прав и свобод человека, функционирование стабильной рыночной экономики. И с выполнением этих критериев у Турции наблюдаются явные проблемы. Достаточно вспомнить обвинения в нарушениях прав человека, выдвинутые в адрес Турции на уровне ООН. Турецкие власти были уличены в произвольных задержаниях и пытках граждан, необоснованных ограничениях политических свобод и свободы прессы, а также в репрессиях против курдского населения. С таким бэкграундом реально рассчитывать на принятие в состав ЕС со стороны Реджепа Эрдогана было бы верхом самонадеянности. Кроме того, напористая внешняя политика турецкого лидера привела к тому, что у Турции в рядах Евросоюза появились явные недоброжелатели в лице, как минимум, Греции и Кипра, у которых возникли территориальные споры с Анкарой. Эти страны даже продвигали на уровне ЕС санкции против Турции. А принятие в Евросоюз любого нового члена требует единогласного одобрения всех государств-участников объединения, которого, очевидно, Турции в обозримой перспективе добиться не удастся. Специфические представления Эрдогана об экономике привели Турцию к затяжному кризису и галопирующей инфляции, что также не способствует приближению страны к соответствию «Копенгагенским критериям».

В таких условиях логичным будет предположить, что Эрдоган, увязывая одобрение вступления Швеции в НАТО и продвижение Турции по пути к членству в ЕС, в действительности не рассчитывает на удовлетворение этого требования, а лишь повышает ставки в непубличном торге, который, по всей видимости, продолжается между Анкарой, Стокгольмом, Вашингтоном и Брюсселем. Как напоминает доктор политических наук Александр Сваранц, мнение самого Эрдогана по поводу интеграции Турции с Евросоюзом кардинально поменялось за последние несколько месяцев. До президентских выборов он утверждал, что никакой Евросоюз туркам уже не нужен, и страна якобы нашла для себя другие варианты интеграции, а более чем 20-летнее ожидание в статусе кандидата в члены ЕС доказало Анкаре бесперспективность этого направления. Однако после непростой победы над своим главным соперником, Кемалем Кылычдароглу, сторонником прозападного курса Турции, Эрдоган прибег к совсем другой публичной риторике и стал утверждать, что членство в Евросоюзе для Турции по-прежнему является важной целью. В будущем ничто не помешает президенту снова изменить свои взгляды и сказать, что членство в Евросоюзе опять потеряло актуальность, а вступление Швеции в НАТО Анкара одобрит на иных, более мягких условиях.

Эксперты не раз отмечали, что одной из задач, которую Эрдоган решает посредством манипулирования своим согласием на принятие Швеции в НАТО, является обеспечение турецкой армии современным западным оружием. Турецкие власти подтвердили, что Эрдоган обсуждал с президентом США Джо Байденом в том числе поставки самолётов F-16, которых добивается Анкара. А это значит, что торг продолжается.

Сваранц констатирует, что Турция сегодня всё сильнее нуждается в западной финансовой помощи и инвестициях. В связи с большими экономическими проблемами Эрдоган даже вынужден отказаться от своей стратегии снижения ключевой ставки, хотя ранее он упорно применял этот инструмент, пытаясь снискать поддержку в среде малого бизнеса и соблюсти нормы исламской морали, порицающей ростовщичество. Швеция является экономически благополучной страной и крупным производителем вооружений, то есть способна дать Турции многое из того, в чём она нуждается. Не стоит упускать из виду тот факт, что при всех громких заявлениях по поводу акций с сожжением Корана в Стокгольме Турция не предприняла каких-то реальных жёстких шагов, присущих оскорблённой до глубины души нации. Не было ни отзыва посла для консультаций, ни ограничений на работу шведских компаний в Турции. А резкие заявления по вопросу принятия Швеции в НАТО можно было воспринять скорее как приглашение к поиску компромисса, которое западные партнёры приняли. Сейчас, вероятно, в Анкаре сочли, что извлекли из ситуации ещё не все возможные выгоды, и потому достали из рукава аргумент об «обиде» из-за отказа предоставить членство в Евросоюзе. Если Швеция и её партнёры по ЕС сделают выгодное предложение, позволяющее рассчитывать на выход из экономического кризиса, турецкое руководство наверняка его примет и умерит амбиции по поводу вступления в Евросоюз. Одобрение финской заявки в НАТО показывает, что договороспособность Анкара не утратила, однако, как уже не раз говорилось ранее, вопрос с членством Швеции остаётся последней удачной возможностью прямо сейчас выторговать дополнительные бонусы для Турции. Возможно, ситуация с принятием Швеции несколько прояснится на саммите НАТО в Вильнюсе, где этот вопрос, безусловно, станет одним из центральных. Однако если стороны не успеют закончить торг к этому моменту, неопределённость может сохраниться и на более долгий срок и разрешиться в любой другой, самый неожиданный момент, когда закрытые переговоры, наконец, приведут к успеху. Главное в любом случае заключается в том, что все резонансные заявления Эрдогана всё равно не добавляют сомнений в том, что Швеция станет членом Североатлантического альянса. Слишком многое для этого уже сделано.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
эрдоган, политика, турция
Поделиться
Похожие новости