Новость экономики

Как будет развиваться ситуация с нефтегазовыми доходами России

Как будет развиваться ситуация с нефтегазовыми доходами России

Фото © «Московская газета»

06.07.2023 в 10:36:00
2365

Снижение объемов поступления доходов от экспорта нефти против плановых уровней обусловлено низкими расценками на российскую экспортную нефть Urals. К этому следует добавить еще один фактор — сокращение добычи и поставки за рубеж газа. В этой связи власти уже начали «настройку» механизма налогообложения на сырьевые отрасли для того, чтобы компенсировать недостачу нефтегазовых доходов. Об этом сообщила «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая

С чем это связано? Как ситуация на нефтегазовом рынке отразится на дефиците госбюджета? В какую сторону будет развиваться ситуация с нефтегазовыми доходами в дальнейшем?

«Исходя из раскрытых Минфином данных о нефтегазовых доходах федерального бюджета за июнь, в 2023 году нефтегазовые доходы сократились на 47% (год к году). Недополучение нефтегазовых доходов (по сравнению с базовым уровнем) связано с низкими ценами на российскую экспортную нефть Urals – по данным Минфина, средняя цена нефти марки Urals в январе-июне 2023 года сложилась в размере $52,17 за баррель при заложенных в бюджет $70/барр. Еще один фактор – сокращение добычи и экспорта газа, которое не было предусмотрено при планировании бюджета в сентябре прошлого года. Впрочем, в июне отставание от прошлогоднего уровня составило «всего» 26% (год к году) (против, к примеру, -35% (г/г) в мае). Сокращению отставания нефтегазовых доходов (НГД) от базового уровня должно было способствовать уменьшение ценового дисконта Urals к Brent (в июне оно сократилось до $20/барр. по сравнению с $34-35/барр. в январе-феврале, что, однако, было отчасти компенсировано снижением мировых цен на нефть) и, главное, существенное ослабление курса рубля, в результате которого рублевая цена нефти в июне должна была приблизиться к 4600 руб./барр. Тем не менее, как оказалось, нефтегазовые доходы бюджета в июне оказались на 30,6 млрд руб. ниже прогноза Минфина. Возможно, сказывается сокращение физических объемов добычи нефти (правительство приняло решение о добровольном снижении добычи с марта и до конца года на 500 тыс. барр./с по отношению к уровню февраля), а также добычи и экспорта, газа. На июль Минфин ожидает минимальное отклонение нефтегазовых доходов от базового уровня (-4,5 млрд руб.) и в совокупности с корректировкой на дополнительные недополученные доходы июня объем продаж валюты Минфином с 7 июля по 4 августа в рамках бюджетного правила составит 34,9 млрд руб., ежедневный объем продажи составит эквивалент 1,7 млрд руб., эти суммы примерно в два раза ниже, чем в июне», — рассказала Ольга Беленькая.

Как будет развиваться ситуация до конца года?

«В дальнейшем на динамику нефтегазовых доходов будут влиять следующие факторы. 3 июля вице-премьер Александр Новак заявил о решении сократить с августа дополнительно добычу на 500 тыс. барр./с за счет снижения экспорта. Это негативный фактор для нефтегазовых доходов. Одновременно правительство продолжает «донастраивать» механизм налогообложения с целью компенсации недостающих нефтегазовых доходов. Так, по данным «Интерфакса», правительство обсуждает с сентября сокращение вдвое выплат нефтяным компаниям по демпферу и одновременно дальнейшую корректировку (в сторону повышения) экспортной цены российской нефти в целях налогообложения. Кроме того, в пользу вероятного улучшения ситуации с нефтегазовыми доходами – уже упомянутое ослабление курса рубля (ранее министр финансов А. Силуанов говорил, что изменение курса рубля на 1 руб. означает для бюджета 130-200 млрд руб.), а также ожидаемое нами повышение мировых цен на нефть в районе $80/барр. в результате новых решений Саудовской Аравии, России и Алжира о сокращении добычи нефти. Не исключено, что в какие-то оставшиеся до конца месяцы Минфин временно даже будет переходить к покупкам валюты, хотя ЦБ РФ не ждет покупок валюты в целом по году», — отметила аналитик.

«Основная причина того, что нефтегазовые доходы федерального бюджета (НГД) снижаются по сравнению с прошлым годом — это цена нефти. К примеру, в июне 2023 года стоимость Urals была $55,2 за баррель, в июне 2022 года — $91,6 за баррель. То есть текущая цена на 40% ниже показателей прошлого года. Это не вопрос дисконтов российские нефти. Текущие показатели меньше, чем они были год назад. Это вопрос снижения мировых цен. При текущих параметрах по цене на нефть и курсе рубля НГД составят 8,1 трлн рублей по сравнению с 11,6 трлн рублей в 2022 году (-30%). Это соответствует базовому уровню, заложенному в бюджете на 2023 год. Поддержку текущим НГД оказывает дополнительные выплаты по НДПИ для «Газпрома» (50 млрд рублей ежемесячно на период 2023-2025 гг.). По нашим оценкам, снижение среднегодовой цены на нефть на $5 за баррель приводит к снижению нефтегазовых доходов РФ на примерно 750 млрд рублей (на годовом уровне) при неизменном курсе рубля. Ослабление курса поддерживает НГД. В 2023 году снижение курса на 10 рублей (RUB/USD) позволяет получить дополнительные доходы в 765 млрд рублей за счет эффекта девальвации. В то же время итоговый эффект для баланса федерального бюджета может быть ниже, так как расходная часть также зависит от курса рубля (увеличение инфляции, рост стоимости импортных закупок и проч.). В следующем году можно ожидать рост НГД до 9,5-10 трлн рублей за счет более высоких цен на нефть, слабого рубля и роста физических показателей добычи и экспорта нефти и газа», — поделился своим мнением с «Московской газетой» Директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов.

Как все это отразится на обозначившемся дефиците бюджета?

«В этом году дефицит, по всей видимости, будет выше запланированных значений (3 трлн рублей). По нашим оценкам, дефицит федерального бюджета 2023 года составит 5-6 трлн рублей. Однако основные риски роста дефицита федерального бюджета связаны с расходной частью, а не с доходами. Ненефтегазовые доходы оказывают поддержку бюджету в настоящее время. Закон о бюджете предполагает расходы 2023 года на уровне 29 трлн рублей. Однако текущая динамика расходов указывает на то, что они будут находиться как минимум в диапазоне 31-32 трлн рублей», — добавил аналитик.

«Фактор снижения нефтегазовых доходов отрицать бессмысленно. И было бы странно, если бы оно не произошло при общем снижении цен на энергоносители, дисконте к цене экспорта российской нефти и сокращении экспорта трубопроводного газа в Европу. Однако, это снижение кажется значительным лишь на фоне 2021-2022 гг., когда конъюнктура благоприятствовала нашим экспортерам. Это снижение будет отчасти компенсировано за счёт роста ненефтегазовых доходов, который даже в самых пессимистичных прогнозах Минфина за счёт интенсивного восстановительного роста составит несколько сот миллиардов рублей, ослабления курса рубля, которое увеличит рублевое выражение нефтегазовых доходов, продаж юаня из ФНБ в рамках бюджетного правила по высокому курсу, а также дополнительного налогообложения сверхдоходов крупного бизнеса, полученных в предыдущие два года. Существенного увеличения нефтегазовых налогов в ближайшие годы при сохранении нынешних тенденций в мировой экономике и санкций ожидать не приходится, но ведется активная работа над тем, чтобы это не стало серьёзной проблемой для бюджета», — сказал «Московской газете» эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Клюкин.

«Снижение нефтегазовых доходов России может негативно сказаться на госбюджете, особенно если такая тенденция сохранится в дальнейшем. Уменьшение доходов может привести к дефициту бюджета и возможному сокращению расходов на социальные программы и развитие инфраструктуры. И сразу тут важно понимать, что необходимо разработать стратегию, направленную на диверсификацию экономики и увеличение доходных источников. Думаю, наши ведомства этим и занимаются. Это может быть достигнуто развитием других отраслей экономики, таких как информационные технологии, сельское хозяйство и туризм, то есть увеличить внимание и уровни поддержки для других сфер, поддерживать малые предприятия и масштабировать их. Также стоит принять меры по повышению энергоэффективности и устойчивому развитию для сокращения зависимости от нефтегазовых ресурсов. Это позволит смягчить последствия недополучения нефтегазовых доходов и поддержать устойчивое развитие российской экономики», — отметил в беседе с изданием методист предпринимательской траектории факультета бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Плеханова Герман Тюняев.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
экономика, россия, нефтегазовые доходы
Поделиться
Похожие новости