Китай может поглотить выпадающие объемы российского нефтеэкспорта в Индию

Китай может поглотить выпадающие объемы российского нефтеэкспорта в Индию

Фото © «Московская газета»

18.02.2026 в 16:33:00
83

Из-за давления США Индия ограничила потребление российской нефти, потоки перенаправляются в Китай, Турцию и Египет

Нефтеэкспорт в Индию неустойчив

Поставки нефти из России в Индию в декабре 2025 г. и январе 2026 г. сократились до 1,2 млн баррелей в сутки (при этом Индия импортировала в отдельные периоды 2025 г. до 2 млн баррелей в сутки c российской нефти), однако Россия продолжает занимать первое место на рынке импорта нефти в страну, рассказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.

«Согласно последнему отчёту OPEC со ссылкой на данные Kpler в декабре Индия закупала порядка 1,3 млн баррелей/cутки российской нефти, что меньше по сравнению с ноябрем на 600 тыс. баррелей/cутки. Отечественная нефть составила чуть более четверти всех поставок в Индию. В декабре общий импорт энергоресурса в страну сократился на 2% (м/м)», — рассказал Николай Дудченко.

По словам аналитика, в настоящее время фиксируется рост российского нефтеэкспорта в Китай, и в феврале поставки в КНР могут составить порядка 2,07-2,08 млн баррелей/сутки, что примерно на 370-400 тыс. баррелей/сутки больше по сравнению с январем.

Объемы импорта российской нефти Индией не являются устойчивым показателем, сказала в беседе с «Московской газетой» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова.

«Доля Индии в поставках нефти Urals составила в январе 2026 года — 25%/2,2 млн тонн — в декабре 2025 года — 33%/ 3,5 млн тонн — в ноябре 2025 года 33%/2,8 млн тонн. В информационном поле Индия демонстрирует диверсификацию и сокращение импорта российской нефти в интересах США, однако не намерена сворачивать поставки полностью и восстанавливает их уровень за счет новых торговых посредников. При этом потеря индийской доли оперативно перераспределяется между другими странами, основные объёмы экспортируются в Египет и Турцию. Что касается Китая, то он закупает в основном не Urals, а нефть ВСТО (премиальную марку, смесь сортов нефти с месторождений Восточной Сибири, поступающая по трубопроводу в порт Находка, а далее, с коротким логистическим плечом, в Китай, — прим. авт.)», — отметила Тамара Сафонова.

Китай спасает ценой дисконта

Ситуационная особенность с нефтеэкспортом – это рокировки поставок из-за попадания контролируемых Россией судов под санкции, из-за чего покупатели в Индии отказываются от приемки судов и грузов, рассказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» Кирилл Маслов.

«По сравнению со средним 2025 г. этот аспект дает отрицательную коррекцию на 10%, но пока все выглядит как управляемое сжатие, выводящее на первый план стоимость структурирования сделки, также идет переориентация части объема на Китай», — сказал Кирилл Маслов. По его словам, объёмы в Китай идут с увеличенным дисконтом, а структурирование сделки предполагает комиссию посредников.

«Санкционные дисконты используют все импортёры российской нефти», — отметила Тамара Сафонова.

Индийская таможенная статистика пока есть только по декабрь 2025 г. — тогда было зафиксировано падение импорта из России в Индию на четверть — до 5,8 млн тонн по сравнению с 7,7 млн тонн в ноябре (примерно с 1,9 до 1,4 млн баррелей/сутки), рассказал «Московской газете» директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

«По данным отслеживания движения судов на конец января 2026 г., разгрузки российской нефти в Индии упали уже до 1,0-1,1 млн баррелей/сутки. Февральские данные пока сложно интерпретировать из-за слишком большого количества нефти (почти 1,9 млн баррелей/сутки), находящейся в море без указания конечных пунктов назначения – это может быть как Индия, так и Китай, либо вообще затоваривание судов без возможности быстро найти покупателя. Предварительно и с осторожностью можно говорить о стабилизации среднемесячных поставок в Индию в феврале на уровне около 1,2 млн баррелей/сутки. Дальнейшие перспективы – тема острых дискуссий. Наиболее вероятный диапазон среднегодового импорта на 2026 г. – от 0,9 до 1,4 млн баррелей/сутки в зависимости от многих факторов», — прогнозирует эксперт.

Судя по текущей динамике, Китай сможет поглотить большую часть выпадающих объемов российского экспорта в Индию, считает Алексей Белогорьев:

«Если среднегодовые морские поставки в КНР в 2025 г. составляли чуть больше 1,3 млн баррелей/сутки, то в первой половине февраля, по предварительным оценкам, они достигли почти 2,1 млн баррелей/сутки. Но цена этому росту – увеличение дисконтов».

При этом, как заметил Алексей Белогорьев, в России в принципе отсутствует система хранения нефти, предназначенной на экспорт, в том смысле, что нет аналога коммерческих или тем более стратегических запасов энергоресурса, какие есть в западных странах или в Китае. С советских времен вся инфраструктура транспортировки от месторождения до государственной границы или морского танкера проектировалась, исходя из непрерывности прокачки, и хранению приписывалась лишь сугубо технологическая роль. Похожая ситуация с поставками нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы: нефтяные резервуары при НПЗ выполняют лишь роль краткосрочного операционного буфера. Поэтому, когда возникают проблемы с внешним спросом, то затовариваются прежде всего танкеры. Для снабжения внутреннего рынка есть довольно развитая инфраструктура хранения на «нефтебазах», но, вопреки названию, на них хранится не нефть, а уже готовые к реализации нефтепродукты».

Прогноз по ценам на топливо

Внутренние цены на моторные топлива в России в 2026 г. продолжат расти, несмотря на ожидаемое снижение мировых цен на нефть (пока последнее не происходит из-за иранского фактора), прогнозирует Алексей Белогорьев. Это связано не с экспортом, а с общей инфляцией и дисбалансами внутреннего рынка, в основном регионального характера, прежде всего на юге европейской части России и на Дальнем Востоке. Общие мощности НПЗ в России достаточны для удовлетворения внутреннего спроса и экспорта (даже с учетов аварий из-за ударов БПЛА), но географически они распределены крайне неравномерно. Кроме того, при летнем сезонном росте цен часто возникает разрыв между оптовыми и розничными ценами, что бьет по экономике независимых АЗС, и последние могут снижать закупки и отпуск топлива, заключил Алексей Белогорьев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нефть, экономика, Индия, Китай
Похожие новости