Новость общества

100 тыс. рублей в год на штрафы: всё ли в порядке с системой платных парковок в Москве?

100 тыс. рублей в год на штрафы: всё ли в порядке с системой платных парковок в Москве?

Фото © «Московская газета»

07.09.2023 в 15:38:00
2703

Как сообщал в своём ТГ-канале вице-спикер Госдумы Владислав Даванков, «несправедливые штрафы за минутную просрочку парковки – больная тема для всех автомобилистов». «Московская газета» обсудила минусы системы платных парковок в столице с автоэкспертом Максимом Кадаковым и московскими юристами. Двое из трёх собеседников издания рассказали о проблеме и с точки зрения автовладельца. Адвокат Ярослав Иванов подробно разобрал юридически спорные моменты системы назначения штрафов за парковку

За лишние минуты – 5 000 рублей

Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков в своем телеграм-канале писал, что «несправедливые штрафы за минутную просрочку парковки – больная тема для всех автомобилистов». Автоэксперт, главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков рассказал «Московской газете» об особенностях столичной системы штрафов с точки зрения автовладельца.

«Штрафы за парковку в 5000 рублей приходят мне периодически, хотя я всегда оплачиваю парковку, — сказал в беседе с журналистом издания Максим Кадаков. — Я не отношусь к людям, которые ставят машину на парковку и не платят, или ставят и снимают с машины номера, или чем-то их закрывают. Я приезжаю и плачу. Но в силу обстоятельств допускаю следующие ошибки, первая: я заплатил за парковочную сессию, а стоял на стоянке больше, чем заплатил. Например, заплатил за 2 часа парковки, а рабочая или личная встреча длилась 2,5 часа. В подобной ситуации можно сделать скриншот с экрана телефона, чтобы запомнить время, когда ты выехал, а потом можно изменить время парковочной сессии, если успеть сделать это до 0:00 часов. Иногда я банально забываю всё это сделать. В итоге выходит так, что я не оплатил полчаса или даже 15 минут парковки, и мне прилетает 5 000 рублей штрафа. Самое удивительное, что точно такой же штраф прилетел бы мне, если бы я просто не оплатил двухчасовую парковку».

Изменить время парковочной сессии можно только в том случае, если она закончилась сама, отметил Максим Кадаков.

«А если, например, вы заплатили за 2 часа, побежали на встречу, а человек не приехал – у меня такое бывало не раз, – и вот вы возвращаетесь в машину и думаете: ну что деньги-то тратить… И сами прекращаете парковку. В этом случае изменить время сессии уже нельзя, и заплатить придётся за всё время, которое вы не использовали», — говорит автовладелец.

Другая ситуация — когда из-за сбоев GPS ставит машину на одну парковочную площадку, а платит за другую, и в итоге ему ещё и приходит штраф, отметил Максим Кадаков:

«Однажды я приехал на парковку, остановился и даже не выходил из машины, потому что у меня было прямое включение на телевидении. Я честно заплатил, честно закончил парковку и уехал. И мне прилетает штраф 5000 рублей. Я возмущён: «Как это так?!» Но наваливаются дела, и в итоге время, за которое можно было оспорить это решение, я упустил. Приезжаю я в Администрацию Московского парковочного пространства, а мне там говорят: «Так у вас номер парковки не тот». Я показываю мобильное приложение. Мне говорят: «Да, это был сбой GPS, вы заплатили за парковку, которая дешевле, а надо было заплатить по другому тарифу». Мне было все равно по какому тарифу платить не потому, что я богатый, а потому что мне нужно было постоять 20 минут прямого эфира. И в результате я, честный человек, заплатил за парковку и заплатил штраф из-за сбоя в GPS, из-за ошибки системы. А машина была не моя. Мне сказали: «Принесите доверенность». Я не стал этим заниматься и сказал: «Давайте я просто доплачу по другому тарифу, по которому должен был заплатить». Мне говорят: «Нет». В итоге я оказался со штрафом. Нормально это? Получается, что я, активный пользователь платных парковок, плачу деньги в городской бюджет, но при этом меня город меня ещё и штрафует. Последний такой штраф я заплатил как раз из-за сбоя GPS 3 или 4 дня назад».

Мобильное приложение для оплаты парковки, в целом, удобное для пользования, но в некоторых моментах недоработанное, считает автоэксперт.

«Изменить время парковочной сессии можно только один раз. Хорошо, если вы пользуетесь этим приложением каждый день и научились исправлять сессии. Но это не так-то просто. Почему бы не дать человеку возможность исправлять время сессии 2 или 3 раза? В конце концов, это же не бухгалтерская система, а приложение для оплаты парковки», — сказал Максим Кадаков.

Что же делать с этой проблемой, как улучшить систему оплаты?

«Было бы справедливо ввести систему доначисления, — предложил автоэксперт. — Условно, парковка стоит 150 рублей в час. Если я простоял ещё четверть часа, то с удовольствием доплачу в режиме поминутной оплаты. Дайте мне 2-3 суток на доплату, и я буду благодарен этой системе».

Второе предложение по улучшению системы оплаты собеседник «Московской газеты», по его словам, обсуждал с заммэра Москвы, руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максимом Ликсутовым.

«Я предложил: давайте сделаем в городе ограниченное время парковки. Но какая логика у города? Если парковочное пространство постоянно занято больше, чем на 85%, то нужно повышать стоимость парковки. Допустим, у вас 100 мест на парковке – огромная парковка вдоль проспекта. Если там все время стоит 85 машин и больше, 90-95-100 машин, это значит, что свободного места практически не остается, и когда вы приезжаете, вам трудно его найти. Город говорит: чтобы меньше машин стояло, и чтобы всегда было место, давайте повысим тариф. И вот у нас уже тариф 380 рублей, 450 рублей за час парковки. К чему это приводит? Это приводит к тому, что, поскольку Москва город все-таки богатый, есть люди, которым все равно, сколько платить за парковку, хоть 1000 рублей в час, хоть 2000 рублей. Вечером они пойдут в ресторан ужинать на 10 000 рублей. Плюс к этому, есть водители персональных автомобилей, которые, когда паркуются снимают номера, закрывают номера и т.д. И в результате какая-нибудь мама, которая возит ребенка художественную школу, уже не может позволить себе платить такие деньги за парковку. А ей она необходима. Или вы привезли больного, пожилого человека, например, к врачу на час и должны платить за парковку сумасшедшие деньги. Поэтому я предложил ограничить время парковки. Допустим, у «центров притяжения», как сейчас модно говорить, пусть, например, лимит будет 2 часа. Ты можешь платить хоть 10 000 в час, но, если ты припарковался, постоял – уезжай, освободи место для других людей, которым тоже нужно постоять. За 2 часа можно сделать все: сходить в парикмахерскую, отвести детей на какие-то занятия, можно сделать кучу дел! Или переезжай на соседнюю улицу, на парковку с другим номером, если там есть места. На это Максим Ликсутов сказал мне, что реализовать такое предложение сложно, потому что оно ограничивает людей, которые хотят припарковать машину на длительное время. Логика понятна. Тогда можно не ограничивать время, но менять тариф: час вы стоите, условно, за 100 рублей, а со второго часа оплата будет составлять 380 или 500 рублей. Такое решение кажется мне справедливым», — рассказал Максим Кадаков.

Ещё одна проблема с парковкой в Москве – обилие каршеринг-автомобилей, отметил автоэксперт.

«У нас огромное количество мест уж точно занимает каршеринг, большое количество автомобилей стоят на этих платных парковках, особенно, опять же, в местах притяжения. Тоже понятно, почему. Люди из спальных районов на каршеринге едут в центр. Приехали к своему бизнес-центру, и вокруг все парковки заставлены каршерингом. Я знаю парковки, где из 10 мест всегда 8-9 заняты каршерингом. Каршеринг стоит бесплатно, а я плачу деньги, но всё равно не могу найти место. Даже если поднять стоимость парковки, каршеринга от этого меньше не станет. Ребята, тогда дайте мне возможность постоять час за 150 рублей, а если я захочу еще час – тогда пусть будет 450 рублей, такой вариант кажется мне разумным. Сейчас курс рубля упал, но даже если отмотать на 2-3 месяца назад, когда он был 80 рублей за доллар, то 380 рублей – это почти 5 долларов или 4 евро. Это на самом деле большие деньги. В Париже за 4 евро вы можете припарковаться пусть не под Эйфелевой башней, но в центральной части Парижа. Ценник за парковку в Москве довольно высокий. Вот почему я считаю, что можно попробовать другие механизмы регулирования», — считает Максим Кадаков.

100 тысяч рублей штрафов в год – для москвича не деньги?

Не все из опрошенных «Московской газетой» столичных юристов стали комментировать спорные моменты в системе платных парковок в столице. В нескольких фирмах сказали, что не имеют материалов по этой теме, где-то сказали, что это «непопулярная тема», а где-то – что штрафы пополняют городской бюджет и стимулируют соблюдение парковочной дисциплины. Однако, нашлись и собеседники, которые представили иную точку зрения.

С юридической точки зрения 5000 рублей штрафа за нарушения правил парковки, описанные выше, это несоответствие нормы ответственности последствиям нарушения обязательств, считает московский юрист, руководитель ООО «Единая городская служба «Помощь дольщикам» Жанна Малис.

«Я вижу здесь обогащение тех, кто управляет парковками в Москве, — сказала «Московской газете» Жанна Малис. — Несколько минут превышения времени – и вот тебе 5000 рублей штрафа. К сожалению, признать эту норму незаконной уже нельзя, она соответствует КоАП. Но есть много возможностей и механизмов, чтобы сделать регулирование парковки в Москве проще. Условно говоря, ввести механизм зачисления денег на лицевой счёт, чтобы они потом оттуда списывались. Конечно, действующий механизм выписывания штрафов работает быстро и удобно для тех, кто управляет платными парковками, но вот о том, чтобы людям тоже было комфортно пока не позаботились. Поддерживаю инициативу вице-спикера Госдумы и предлагаю ввести лицевые счета за оплату парковки, все возможности для этого есть».

Жанна Малис как автовладелец поделилась с «Московской газетой» своим опытом пользования платой парковкой в столице.

«Я постоянно попадаю на штрафы. В последний раз это было где-то в июле-августе. Закрутилась, забегалась, какие-то задержки в связи с судами, в которых я участвую как юрист…. В ходе судебного процесса нет времени сидеть в телефоне и оплачивать парковку. Я плачу около 100 тысяч штрафов за парковку в год», — рассказала юрист.

По словам Жанны Малис, единственная возможность как-то защитить свои права в этой ситуации – воспользоваться возможностью изменить время начала и окончания парковки в мобильном приложении.

«Я так делаю часто, более 3 раз в день. Это надо делать до полуночи. Если обжаловать штрафы через суд, то пока подашь заявление, пока приедешь – больше потратишь на бензин. Если в спорной ситуации сделать скриншот экрана телефона, с этим можно обратиться в техподдержку», — отметила собеседница издания.

Где состав и протокол правонарушения?

Проблемы и юридически спорные моменты системы платных парковок подробно разобрал для «Московской газеты» адвокат, сотрудник юридической компании «Право и дело» Ярослав Иванов. По словам адвоката, недавно ему удалось отменить судебное постановление о выплате штрафа за парковку.

«Требования к организации платных парковок на территории субъектов Российской Федерации определены ст. 13 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — рассказал в беседе с журналистом издания Ярослав Иванов. — Органы местного самоуправления обязаны осуществлять информирование населения о подготовке указанными органами решения о создании и использовании платных парковок посредством размещения соответствующей информации в периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления для опубликования (обнародования) официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, а также посредством размещения не позднее чем за тридцать дней до начала пользования платными парковками на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следующей информации: 1) обоснование необходимости пользования платными парковками, основные проблемы в сфере дорожного движения, которые планируется решить посредством введения платы за пользование парковками общего пользования; 2) дата начала пользования платными парковками; 3) предполагаемые зоны платных парковок на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования; 4) порядок пользования платными парковками; 5) размер и порядок осуществления оплаты за пользование парковками. Несмотря на это, зачастую жители городов неожиданно узнают о том, что размещение автотранспорта на определенной территории, предназначенной для парковки, стало платным».

Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения, отметил Ярослав Иванов. Использование программ для оплаты парковки зачастую создает трудности, которые приводят к необоснованному взысканию штрафов, добавил юрист.

«Как правило, в каждом субъекте РФ действует своё мобильное приложение, предназначенное для оплаты парковки. Не все водители, особенно старшего возраста, владеют достаточными навыками для использования приложений, посредством которых возможна оплата парковок. Это приводит к ошибкам в указании периода парковки или государственного регистрационного знака автомобиля. Программными средствами местоположение автомобиля определяется посредством GPS навигации. В случае некорректной работы системы позиционирования может быть неверно указана зона парковки, что автоматически приведет к административному наказанию. К аналогичным последствиям приводит и указание государственного регистрационного знака с ошибкой. В том случае, если парковка оплачена с ошибкой в регистрационном знаке автомобиля или указан иной автомобиль, исправить сведения о парковке в приложении возможно до окончания суток, в течение которых была произведена парковка. Отдельную проблему может составлять отсутствие приложения у гражданина, прибывшего в другой субъект РФ. Для корректной оплаты парковки ему потребуется установить местное приложение, что не всегда возможно сделать вовремя», — рассказал юрист.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, подчеркнул Ярослав Иванов.

«Описанные выше обстоятельствах должны быть оценены должностным лицом при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности и с большой долей вероятности могут быть признаны доказательствами, достаточными для подтверждения отсутствия вины в действиях владельца транспортного средства, — сказал адвокат. — В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии в действиях лица состава правонарушения».

Ответственность за неоплату парковки устанавливается законами субъектов Российской Федерации, при этом в каждом регионе индивидуально определены период, в котором парковка подлежит оплате, а также время бесплатной парковки в выходные и праздничные дни, размер ответственности также индивидуален в зависимости от региона, напомнил юрист.

«Статьей 1.5 КоАП РФ, предусмотрена презумпция невиновности, — отметил правозащитник. — Однако согласно примечанию к данной статье она не распространяется на административные правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств. По указанной причине собственник автомобиля, водитель которого не оплатил парковку, привлекается к административной ответственности. Если лицо, привлекаемое к ответственности, считает себя невиновным, обязанность доказывания своей невиновности лежит на данном лице».

Отдельного внимания заслуживает вопрос о наличии обязанности у должностных лиц, осуществляющих фиксацию нарушений требований об оплате парковки на средства фото-видеосъемки, говорит Ярослав Иванов:

«В настоящее время сложилась подтвержденная решениями судов правоприменительная практика, согласно которой при фиксации должностным лицом подобного правонарушения автоматическое привлечение к административной ответственности невозможно. В подобной ситуации должностное лицо обязано составить протокол и провести административное расследование. Из разъяснений п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что ст. 2.6.1, чт. 3 ст. 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица. С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется, в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию».

При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств, рассказал юрист.

«В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения», — сказал адвокат «Право и дело».

По словам правозащитника, «с учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном ст. 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ».

По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности, отметил юрист.

«Вынесение должностным лицом постановления о привлечении к административной ответственности без составления протокола в описанной ситуации является существенным нарушением, так как не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Подобные нарушения являются основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности и прекращения производства по делу», — заключил Ярослав Иванов.

Резюмируя: по меньшей мере, отсутствие чётко установленной вины того лица, которому выписали штраф, и отсутствие протокола об административном правонарушении могут быть юридическими изъянами существующей практики штрафов за парковку в Москве. Может быть, эту систему пора как следует доработать? Исходя хотя бы из тех конструктивных предложений, что озвучены собеседниками «Московской газеты».

Кто управляет московскими парковками сейчас

Платными парковками в Москве управляет ГКУ «Администратор Московского Парковочного пространства». Учредитель организации – Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, возглавляемый заммэра Москвы Максимом Ликсутовым. Руководит ГКУ «АМПП» Павел Павлович Павлов, бывший глава Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ликвидированного в августе 2023.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
парковка, москва, штраф, автомобиль
Поделиться
Похожие новости