Бизнесмен Виктор Лимонов объяснил, можно ли спасти сотрудников от выгорания
Ущерб мировой экономике, нанесённый глобальным явлением, известным как quiet cracking, только за истекший период 2025 года составил не менее 438 млрд долларов. Термином quiet cracking или тихим выгоранием называют ситуацию, когда сотрудники теряют интерес к работе и выполняют свои обязанности по инерции. В краткосрочной перспективе такая ситуация не влияет на результаты деятельности компании, однако сотрудники, не чувствующие обратной связи от начальства и справедливой оценки их вклада, перестают стремиться к саморазвитию, и в итоге это ведёт в том числе к финансовым потерям и замедлению прогресса
Согласно данным исследования Gallup Organization, 52% работников в США подвержены тихому выгоранию, а ещё 17% могут активно саботировать рабочие процессы из-за недовольства своим положением. Аналогичные проблемы наблюдаются в Великобритании, странах континентальной Европы и России. Около 40% работающих россиян признались, что испытывают профессиональное выгорание, а 25% сталкивались с таким явлением в прошлом. 2025 год может стать рекордным по числу увольнений из-за выгорания, что в условиях острого дефицита кадров оказывается дополнительным негативным фактором. Психологи также обращают внимание на распространённость такого явления, как экзистенциальный кризис, когда человек утрачивает смысл не только работы, но и отдыха, привычных и в прошлом доставлявших удовольствие занятий, выполнения своих социальных ролей. С таким периодом в жизни, когда прежняя система координат рушится, могут столкнуться и внешне вполне успешные люди.
О том, почему может возникать выгорание и экзистенциальный кризис, может ли начальник помочь своим сотрудникам выйти из таких ситуаций и какие существуют способы справиться с проблемой, «Московской газете» рассказал опытный руководитель и бизнесмен, основатель ООО «Бизнес-Поддержка» Виктор Лимонов.
— Виктор, расскажите, на основе вашего опыта предпринимателя и руководителя, часто ли вы наблюдаете экзистенциальный кризис среди вашей команды?
— Начну немного издалека. На протяжении последних 10 лет я стал очень придирчиво относиться к словам и тому, как люди говорят. Не что говорят, а именно как. Поэтому ответить на вопрос, часто ли это происходит, сложно. Часто — это как — раз в год, раз в день? Могу сказать одно — нечасто, а вы уж сами решите, что это значит именно для вас. И ещё важно очертить рамки того, что такое экзистенциальный кризис и чем характеризуются проблемы экзистенциального плана. Я бы отнес сюда такие внутренние состояния человека, когда все «громче» у него внутри звучат вопросы: в чём смысл моей деятельности, как и зачем я живу? Вы задали мне вопрос с двух ракурсов: как бизнесмену и как руководителю.
Как руководитель скажу, что люди в целом не любят выносить в публичное пространство свои личные проблемы по ряду причин. Кто-то считает это показателем слабости, кто-то опасается сплетен и пересудов, кто-то из каких-то иных личных предубеждений. А если принять во внимание, что далеко не в каждой компании можно прийти к руководителю и вот так запросто попросить совета в личных делах, то думаю вам понятно, как обстоят дела. Мешает ещё и вертикаль власти. Руководитель и сотрудник стоят на разных уровнях, и часто сотрудник не видит в руководителе авторитетного «психолога». В некоторых компаниях предпринимаются попытки возложить на HR-а функцию некого «барометра», который мониторит проблематику по коллективу. Но думаю, что исходя из вышесказанного, мало кто готов «излить душу» в пределах рабочего коллектива. Тут нужен очень высокий уровень доверия к своему коллеге (в данном случае HR-у).
А вот как предприниматель, часто это [экзистенциальный кризис] наблюдаю. В рамках предпринимательского сообщества мы общаемся на оффлайн мероприятиях, в чатах и сообществах. Там мы видим, какие вопросы волнуют людей, какие потребности они пытаются закрыть и каким образом. В этом пространстве все практически одного уровня сознания. Кстати, в таких сообществах люди чаще делятся даже не столько своими проблемами, сколько удачными вариантами их решения.
— В последнее время компании по всему миру сталкиваются с новым тревожным явлением — тихим выгоранием. Если раньше сотрудники бойкотировали рабочие процессы при охлаждении интереса к работе, то теперь чаще предпочитают выполнять основные функции «без прежнего блеска в глазах». Эксперты объясняют, что KPI при таком подходе не страдает, но атмосфера внутри коллектива со временем ухудшается. В частности, работники теряют интерес к саморазвитию. Как вы считаете, как это может повлиять на производительность компаний в целом и какой выход из ситуации можно предложить?
— Честно говоря, я не заметил какой-то разницы между тем, что было раньше, когда происходили бойкоты, и теперь, когда так много говорят о тихом выгорании. Я думаю, что обе реакции существовали всегда и есть сейчас. Это скорее зависит от конкретных людей с их психикой и конкретных коллективов, где определенным образом сформирован и подобран персонал. Попробую пояснить. То, что каждый человек индивидуален, доказывать не надо. У него есть специфические особенности психики. Один сдержан, другой импульсивен, один интроверт, другой экстраверт… В рабочих коллективах формируется структура. Проще говоря, людей какого-то склада характера там оказывается больше. И всегда в коллективе есть неформальные лидеры. Дальше всё уже зависит от того, чья харизма сильнее — у руководителя, как формального лидера или у неформальных лидеров. Кто будет дальше создавать атмосферу в коллективе. Конечно же, любое «двоевластие» в компании снижает эффективность. Первое, что надо сделать – это включить у руководителя «штырь веры». Термин взят из методик одного бизнес-тренера. То есть сам руководитель должен быть абсолютно убежден в правильности пути, по которому поведет свою команду. Если у него есть сомнения и метания, надо с этим сперва самому разобраться. А затем четко доносить эти смыслы до членов своей команды всеми возможными способами. Как это делать? Разговаривать, разъяснять, мотивировать. Очень немногие готовы взять на себя ответственность за свои решения и свою жизнь. Проще следовать за лидером, быть под влиянием его харизмы. Когда люди чувствуют, что лидер видит свет в конце тоннеля и знает, как наилучшим способом туда прийти. Но важно, что выбор цели и пути к ней будет уже ответственностью руководителя.
— Развитие искусственного интеллекта породило немало тревог у ряда специалистов. Как вы относитесь к ИИ? Может ли он действительно заменить некоторые профессии и привести к завершению карьеры?
— Давайте я попробую ответить, исходя из своего опыта. В далеком прошлом я работал заместителем руководителя в одном из банковских учреждений. Это были 90-е. Тогда автоматизация в принципе была, но уровень, как вы понимаете, совсем другой. В кредитном отделе трудились эксперты, и 80% вычислений производилось путем привлечения калькулятора. Да, потом цифры вручную заносились в красивые таблички Word или Excel, но это чисто для эстетики. В отделе появилась новая сотрудница, которая в силу своей любознательности научилась в Excel заводить формулы и макросы, чтобы вообще не применять калькулятор. Результат: её уволили через 3 месяца. Руководитель, придерживавшаяся «старой» школы, была недовольна, что все сотрудники задерживались на работе, а эта девушка уходила вовремя и к тому же еще находила время на «перекуры». Это я к тому, что прогресс не остановить. Появляются и будут появляться новые инструменты. ИИ – это инструмент, причём действительно современный и очень мощный. Надо лишь вовремя понять это и научиться этим пользоваться в своих интересах. Наверняка какие-то рутинные процессы передадут ИИ, и это правильно.
Но мозг человека — тоже инструмент, и то, как вы им пользуетесь, повлияет на то, смогут ли вас заменить. Надо понимать, что человеческий и искусственный интеллект– это вообще разная механика. Пока что ИИ не может испытывать инсайт, не воспользуется такой штукой, как интуиция. А что касается всякого рода опасений, скажу так: ядерная энергия – это то, что может обогреть огромное число людей, а может убить. Человечество должно понимать риски. Всегда найдется «злой гений», который захочет это заполучить. Нужны защитные механизмы. Конечно, это мое личное мнение, можно с ним не соглашаться.
— Сталкивались ли вы с экзистенциальном кризисом на своем профессиональном пути? Если да, как вы в итоге «нашли себя»?
— Как и всякий человек я с таким сталкивался. И такие эпизоды были не раз. К примеру, до 52 лет я работал в найме и думал, что так навсегда и останусь наёмным сотрудником. Несмотря на то, что за эти годы периодически меня посещала мысль «про свой бизнес», чем дальше, тем она казалось все менее реалистичной. И зачем? Работа в должности директора или заместителя первого лица меня вполне устраивала. Было такое успокоительное чувство, что, если вдруг что-то пойдет совсем не так или не туда, всегда можно встать и уйти. Вроде как таким образом закрыть гештальт. Но судьба ведь хитрая штука. Она двигает нас туда, куда мы идти опасаемся. И однажды все так повернулось, что меня освободили от занимаемой должности. Вначале я испытал сильное чувство облегчения, освобождения от текущих задач и проблем. Но затем оно сменилось тревогой, поскольку в нашем провинциальном городе найти работу с аналогичным уровнем зарплаты оказалось крайне непросто. После нескольких месяцев тщетных попыток друзья дали мне добрый совет, всё-таки попробовать организовать свое дело. Тут всё и началось. Я за следующие 3-4 года коренным образом сменил все свои основные убеждения и принципы, понял, что мне нужен сильный наставник с опытом создания своего дела. Неоднократно приходили мысли, а зачем мне всё это нужно и не бросить ли. Но другая часть личности говорила, что всё не так плохо и не надо сдаваться. Дальше я посетил много всяческих курсов и тренингов, отсмотрел сотни часов видео и прочитал десятки книг. Это не была чисто теоретическая работа. Я старался выбирать то, что затем сразу же можно применять в практической деятельности. Так постепенно у меня менялись взгляды, приходила вера в свои силы и возможности. Резюмируя, скажу так: когда у нас проблема (в частности, экзистенциального характера), нам кажется, что наша проблема уникальна и решение будет крайне сложным, если вообще возможным. Но это не так. Существуют люди, которые прошли этот путь, у них уже есть опыт преодоления. Надо их найти и попросить о помощи. И когда вы найдете таких людей, не забудьте про вечную аксиому — не сотвори себе кумира. Иначе дальше случится подмена веры в себя на веру в гуру.
— Как вы считаете, должен ли бизнес участвовать в решении социальных проблем?
— Ужасно не люблю слово «должен» и стараюсь максимально его избегать. Бизнес не должен, но предпринимателю любого уровня ВАЖНО участвовать (то есть быть частью) того общества, в котором он существует. Важно помогать решать социальные вопросы. На мой взгляд, это очевидно. В больших образованиях, таких как государство, это не так заметно. Многие считают, что платят налоги, и на этом их функция заканчивается. Давайте сузим это до формата многоквартирного дома. Я плачу налоги и не пойду на субботник, пусть там кто-то другой уберет мусор и посадит кустарник. И вы по факту уже не являетесь частью этого сообщества под названием «мой дом». Тогда вы сами по себе, дом сам по себе. Так что участвуем!
— Что вы посоветуете предпринимателям и коллективам: как руководителю спасти сотрудников от выгорания? Где сотрудникам искать смысл жизни?
— Давайте начнем с того, что пока сотрудник (впрочем, как и любой человек) не захочет сам преодолеть свое выгорание, сам понять, что ему надо измениться, СПАСАТЬ его бессмысленно. Одно из правил нейролингвистического программирования гласит: человеку нельзя насильно причинить счастье. Я с этим полностью согласен. Когда у человека возникает желание «вылезти» из состояния выгорания, вот тут уже можно и нужно ему помогать. Но не СПАСАТЬ. Как руководитель я бы для начала обсудил с сотрудником тет-а-тет его проблему. Что именно повлияло на выгорание, понять корень проблемы. А дальше есть разные варианты: от смены вида деятельности или характера задач до предложения привлечь профильного специалиста (психолога-консультанта). У сложных проблем нет простых решений. Не существует однотипного алгоритма. На вопрос о том, где сотруднику искать смысл жизни, у меня есть ответ, но это разговор не на 15 минут и даже не на час. Всё начинается с глубинных убеждений человека, его отношения к себе, к другим людям и миру в целом.
Я убежден, что каждый человек приходит в этот мир со своим предназначением. Как только мы делаем то, для чего мы тут, так сразу всё остальное приходит к нам само собой. А вот как понять свое предназначение – это главный вопрос. Надо пробовать варианты. Метафорично выражаясь, надо сто раз упасть, прежде чем научишься кататься на коньках хорошо. Не бойтесь падать. Может быть, ваше предназначение в том, чтобы искать предназначение?
-
Обязанность компаний регистрировать личные кабинеты для взаимодействия с Федеральной налоговой службой может обернуться ...27.02.2020 в 20:25:003506
-
В России могут закрыться все китайские рестораны. Это связано с распространением нового коронавируса ...07.02.2020 в 13:28:008421
-
Власти, готовя предложения о поддержке предпринимательства, хотят поднять штрафы в сто раз01.10.2019 в 16:38:005795
-
На протяжении жизни все мы ищем способы эффективно, с наибольшей выгодой и максимально надежно инвестировать наши деньги...08.02.2018 в 10:20:0019638
-
Столичное Управление ФНС опубликовало на своем сайте данные за 9 месяцев нынешнего года о количестве ИП и юрлиц, работаю...16.11.2017 в 18:44:003875
-
«Ползучее повышение нагрузки на бизнес» в стране, несмотря на президентский мораторий, имеет место быть&raqu...30.05.2017 в 15:41:004089