Новость общества

Как электроэнергетика Кубани связана с российско-турецкими отношениями

Как электроэнергетика Кубани связана с российско-турецкими отношениями

Фото © «Московская газета»

29.09.2023 в 16:21:00
1682

Для экспорта российской электроэнергии в южном направлении не хватает свободных мощностей в Краснодарском крае. Основной покупатель российской электроэнергии – Турция. Собеседники «Московской газеты» обсудили эту новость как с внутрироссийской, так и с геополитической точки зрения

Ограничение экспорта электроэнергии Россией в южном направлении — шаг болезненный, но необходимый, сказал в беседе с изданием региональный эксперт, руководитель аналитического центра «Акценты» Антон Чаблин.

«Это решение свидетельствует о нарастающих проблемах в электрогенерации Кубани, где наблюдается нехватка мощностей и приоритет отдается обеспечению внутреннего рынка электроэнергии, — сказал Антон Чаблин. — Это может быть вызвано устаревшей инфраструктурой и недостаточными инвестициями в электроэнергетику».

Однако ограничение экспорта электроэнергии также может быть связано с геополитическими и экономическими соображениями, отметил эксперт.

«Ограничение поставок в Азербайджан совпало с действиями в Карабахе. Россия стремилась играть в урегулировании карабахского конфликта главную миротворческую роль», — заметил собеседник «Московской газеты».

Как дефицит мощностей для передачи электроэнергии повлияет на экономику и жизнь людей в регионе, насколько масштабны на Кубани эти проблемы?

«На саму Кубань это никак не повлияет, — считает Антон Чаблин. — Ограничения на экспорт позволят полностью насытить внутренний рынок. Аналогично ситуации с дизелем: цены стабилизируются после того, как экспортёрам запретили зарабатывать на внешних рынках. При этом в Кубани такой масштабной проблемы с электроэнергией, как с топливом, не было».

Журналист «Московской газеты» обратился к политологам-международникам с вопросом, как повлияет сокращение экспорта российской электроэнергии на отношения России и Турции, крупным партнёром РФ? Эксперты сошлись на том, что большой проблемой это не станет.

Что касается ограничений экспорта электроэнергии, они во многом вызваны внутренними вопросами РФ и не имеют внешнеполитического оттенка в отношении Турции, считает международник-востоковед, президент Российской Ближневостной Ассоциации, Эксперт Российской ближневосточной ассоциации Мурад Садыгзаде.

«Даже до момента встречи президентов России и Турции в сентябре очень много говорилось о том, что страны находятся в непростых отношениях, однако, Россия и Турция, хоть и имеют противоречия, обсуждают их и где-то находят компромисс», — сказал «Московской газете» Мурад Садыгзаде.

Гипотетически, если бы Россия ограничила экспорт электроэнергии в Турцию, это негативно повлияло бы на взаимоотношения стран, потому что турецкая экономика, как и любая, сильно зависит от энергоресурсов, особенно, учитывая, что Турция много вкладывается в экспорт своей продукции за рубеж, который является одной из важнейших частей ВВП страны, формирования национального бюджета и его доходов, отметил политолог.

«С другой стороны, Россия является неотъемлемым партнёром Турции в области обеспечения энергетической безопасности, тому свидетельство – «Турецкий поток» (газопровод из Краснодарского края по дну Чёрного моря в европейскую часть Турции, — прим. авт.). Россия строит АЭС «Аккую» на территории Турции. Недавно запущены подготовительные работы по строительству АЭС в турецком городе Синоп на берегу Чёрного моря. В целом у наших стран есть понимание дальнейшей карты взаимодействия в сфере энергетики. Сейчас немного пробуксовывает, но всё-таки развивается история с созданием газовых хабов на территории Турции. Это не только политическое, но и энергетическое сотрудничество, важное для двух стран. Россия делает это не безвозмездно, экспорт энергоресурсов и энергоносителей на территорию Турции – источник доходов для РФ. На мой взгляд, о сокращении экспорта российской электроэнергии в Турцию как инструменте в геополитической игре говорить не приходится», — сказал член РСМД.

Гипотетически в ответ на подобный шаг Турция тоже может ввести ограничения на реэкспорт товаров на территорию России из стран Запада, считает политолог.

«Наши страны взаимодействуют и в политической плоскости по региональным вопросам – ситуации в Ливии, Сирии, других регионах, — отметил собеседник «Московской газеты». — Несмотря на конфликт интересов в той же самой Сирии, наперекор всем заявлениям недружественных стран, мы достигли большого прогресса в поиске компромиссов. Серьёзных скачков напряжения между Россией и Турцией не наблюдается».

Турция производит больше электроэнергии, чем потребляет, сказал изданию старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Мехти Мехтиев.

«Конечно, российские поставки — это удобство и дешевизна российской электроэнергии для определенных районов Турции. Но тот объем, который экспортировала Россия, очень незначителен для Турции. Вряд ли из-за такой мелочи две страны поставят крест на быстро растущем экономическом сотрудничестве, куда входят поставки из России нефти, газа и газового хаба, строительство атомной электростанции, экспорт зерна, а с другой стороны, обход санкций для России (чтобы поставлять иностранные товары через Турцию), и многое другое. Турция потребляет 264 миллиарда киловатт электроэнергии Отсутствие 1 гигаватта (1 миллион киловатт) из России не страшен для неё. Российская АЭС «Аккую» способна производить 4,800 мегаватт (4.8 млрд киловатт)», — рассказал Мехти Мехтиев.

Турция сохранит партнёрские отношения с Россией, даже если потеряет часть импорта российской электроэнергии, сказал «Московской газете» политолог, тюрколог, член РСМД Дмитрий Бридже.

«Турция понимает непростую экономическую ситуацию в РФ. В приоритетах России на данном этапе – продвигать свои интересы на экономическом поле. Были введены антироссийские санкции и будут введены новые. И поэтому Москве нужно принимать какие-то ответные действия. Возможно, Турция пострадает каким-то образом от сокращения импорта электроэнергии, но ей никак не выгодно потерять РФ как партнёра», — считает Дмитрий Бридже.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
кубань, россия, турция, электроэнергия
Поделиться
Похожие новости