Новость общества

Лингвистические расхождения. Может ли культурно-языковой вопрос рассорить Россию и Кыргызстан?

Лингвистические расхождения. Может ли культурно-языковой вопрос рассорить Россию и Кыргызстан?

Фото © «Московская газета»

05.08.2023 в 22:12:00
2870

Сегодня российское правительство одобрило проект ратификации соглашения с кабмином Кыргызстана об образовательном сотрудничестве. Данный договор должен помочь развитию культуры и образования двух народов и устанавливает правила функционирования совместной общеобразовательной школы в Киргизии, в которой будет вестись обучение на русском языке. Кыргызская сторона безвозмездно предоставит имущественный комплекс сроком на 20 лет, школа будет работать в соответствии с законодательствами обеих стран, а её выпускники будут получать аттестаты российского и кыргызского образца

Данное соглашение выглядит проявлением дружественных и доверительных отношений Москвы и Бишкека в культурно-образовательной сфере, и тем более контрастным выглядит недавно разгоревшийся скандал по поводу положения русского языка в Кыргызстане. Российское руководство регулярно предъявляет соседям претензии по поводу ущемления русскоязычного населения. Они высказывались в адрес властей республик Балтии, Украины, Казахстана, а в текущем году очередь дошла и до Кыргызстана. Поводом стало рассмотрение и последующее принятие конституционного закона о государственном языке. Согласно новым нормам кыргызский язык должны знать и использовать в рабочем общении и документообороте сотрудники госучреждений, СМИ, сфер образования, здравоохранения, транспорта и сферы услуг. Кыргызский необходимо использовать в топонимике, рекламе и на информационных интернет-ресурсах, где доля кыргызоязычного контента не должна быть меньше, чем контента на иных языках. Доля телерадиовещания на государственном языке должна достичь 65%. Следить за исполнением закона будут специальные должностные лица.

В Конституции Кыргызской Республики кыргызский имеет статус государственного, а русский – официального языка, для развития и свободного использования которого должны создаваться все условия. В прежней редакции закона о госязыке обязательное знание кыргызского предполагалось лишь для ограниченного перечня высших должностных лиц, а русский мог использоваться наравне с кыргызским практически во всех сферах. Однако новый закон кардинально меняет ситуацию. Теперь госслужащих, которые не смогут подтвердить знание кыргызского языка, через некоторое время начнут увольнять. Зампред национальной комиссии по государственному языку Жылдыз Орозобекова подчеркнула, что это произойдёт не сразу. Сначала будут открыты специальные курсы и созданы условия для того, чтобы незнающие государственный язык на необходимом уровне смогли его выучить. Однако подразумевается, что через определённое время при отсутствии должных знаний увольнения всё же последуют. Изменения поддержал президент Кыргызстана Садыр Жапаров, заявивший, что государственный язык должен активнее развиваться и стать объединяющей силой многонационального народа республики. Сторонником усиления позиций кыргызского языка является и спикер Жогорку Кенеша (однопалатный национальный парламент Кыргызстана) Нурланбек Шакиев. Он, среди прочего, предлагал изменить старые советские названия районов Бишкека на кыргызские и запретил министру экологии сделать доклад в парламенте на русском.

Многие эксперты сразу предупреждали, что принятие закона о госязыке может негативно повлиять на экономические и политические связи Бишкека с Москвой. Достаточно оперативно последовала и официальная реакция. Вскоре после того, как закон прошёл первое чтение, сомнения в его целесообразности выразил посол РФ в Кыргызстане Николай Удовиченко. Когда же закон был принят окончательно, последовал ответ на более высоком уровне. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что считает инициативу недемократичной и ущемляющей права русского языка, а Москва продолжит консультации по данному вопросу для исправления ситуации. Президент Жапаров в ответ заметил, что министр, вероятно, не знакомился с законом достаточно внимательно, а русский язык остаётся важным для Кыргызстана.

Младший научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров обратил внимание на то, что изменение юридического баланса между языками сами власти объясняют демографическими тенденциями и тем, что всё больше жителей Кыргызстана не знают русского. Действительно, в ряде регионов страны, особенно в сельской местности, кыргызский преобладает в общении, а доля этнически русского населения с момента распада СССР сократилась втрое и сейчас составляет лишь 5%. Однако эксперт видит и другие причины для такой языковой политики. Он считает, что продвижение государственного языка стало популистским шагом руководства, направленным на отвлечение внимания сограждан от социально-экономических проблем. Кроме того, свою роль играет враждебное иностранное влияние, направленное на ухудшение российско-кыргызских отношений. Гузаеров отметил, что России следует обращать внимание на подобные процессы и принимать необходимые меры, поскольку для РФ важно сохранить тесные отношения с Кыргызстаном. В частности, нужно развивать сеть филиалов российских вузов и школ с обучением на русском языке, чтобы поддержать позиции русского в Кыргызстане. К слову, именно на это направлен договор, ратификация которого сегодня была одобрена российским правительством.

Однако кыргызский политолог Асилбек Эгембердиев отметил, что структуры, призванные продвигать русский язык в Кыргызстане, зачастую работают неэффективно и ограничиваются проведением различных зрелищных мероприятий вместо системной работы. К тому же языковой вопрос в отношениях России и Кыргызстана слишком политизирован. Поэтому молодёжь, с детства не знавшая русского, при изучении иностранного языка всё чаще делает выбор в пользу английского, китайского или турецкого. Похожим мнением с «Московской газетой» поделился и член СПЧ Александр Брод. Он отметил, что имеет место как неэффективность политики России на центральноазиатском направлении, так и административные меры со стороны правительств соседних государств. Брод напомнил, что ограничения в отношении русского языка начались не вчера, а особый размах приобрели в 2014 и 2022 годах.

«Насильственно или под сфабрикованными предлогами сворачивают русскоязычные СМИ, ограничивается преподавание «великого и могучего» в школах и вузах. «Закручивание гаек" в сфере языка и образования происходит в общем тренде дрейфования в сторону от России. Кто-то нашёл себе новых хозяев в лице Запада, кто-то ориентируется на Китай и Турцию. Знакомый муфтий мне процитировал одного товарища из Узбекистана: «Из России к нам приходят с лозунгами: давайте дружить, а из Турции и Китая к нам приходят с живыми деньгами и живыми проектами. Время лозунгов ушло». Да и мало кто хочет ссориться с Западом, который всё агрессивнее противостоит России. Поэтому на данном этапе необходимо признать, что дискриминация русских будет усиливаться вместе с антироссийской пропагандой. В заложниках этой политики всё больше будут оказываться русский язык и российская культура. Реагировать на эти меры, конечно, стоит. Тем более, поддержка соотечественников закреплена в самой Конституции. Но не уверен, что эти меры принесут результат. Радикальных действий против государств Центральной Азии Россия предпринимать не будет, поскольку потеряет номинальных партнёров, часть которых задействована в механизмах параллельного импорта. Всё это печальные последствия распада Союза, которые Россия, к сожалению, не просчитала», — отметил Александр Брод.

В этой ситуации возникает вопрос о том, сохранятся ли близкие экономические и политические отношения между Кыргызстаном и Россией, если культурные связи ослабнут. На данный момент экономическая зависимость Кыргызстана от РФ остаётся высокой. По данным Всемирного банка, денежные переводы трудовых мигрантов, работающих в России, составляют 31% от ВВП республики. Если сравнить это с ситуацией времён СССР, когда инвестиции союзного центра в кыргызскую экономику достигали 36%, окажется, что кардинальных перемен не произошло. Если уровень знания русского в Кыргызстане продолжит снижаться, граждане этой страны станут менее конкурентоспособными на российском рынке труда и, возможно, начнут выбирать другие направления для миграции, однако процесс этот в любом случае будет небыстрым, и время для исправления ситуации останется.

Развиваются и другие направления экономического сотрудничества. Товарооборот между двумя странами, несмотря на кризис, продолжает расти. В настоящее время реализуется подписанная в прошлом году программа развития экономического сотрудничества, действующая до 2026 года и предполагающая значительный объём российских инвестиций, в том числе в наукоёмкие отрасли. Эти меры направлены на сохранение позитивной динамики и в будущем. Кыргызстан, в частности, полностью перешёл на расчёты в рублях при торговле с Россией, чтобы минимизировать влияние западных санкций.

В политической сфере отношения не безоблачные, но больших опасений на данный момент также не вызывают. Садыр Жапаров, ещё будучи премьер-министром, уверял, что у Бишкека нет варианта геополитического отдаления от России, а все важные изменения в двусторонних отношениях могут приниматься лишь по взаимному согласию. За последнее время можно вспомнить несколько примеров, когда Москва и Бишкек демонстрировали разные взгляды на некоторые аспекты международной повестки, однако к значимому ухудшению отношений это, по всей видимости, пока не привело. Самым серьёзным разладом можно считать отказ Кыргызстана проводить на своей территории учения ОДКБ осенью прошлого года. Тогда же Жапаров не поехал на неформальную встречу лидеров стран СНГ в Петербург. Многие заговорили о трещине в отношениях и об отдалении Кыргызстана от России. Эксперт по Центральной Азии Григорий Михайлов заверил, что дело тут не в противоречиях с Россией, и выходить из ОДКБ Бишкек точно не собирается. Но у Кыргызстана остаётся нерешённый пограничный конфликт с Таджикистаном, регулярно приводящий к вооружённым столкновениям. И власти республики, во-первых, не хотели пускать к себе таджикских военных в рамках совместных учений, а во-вторых, пытаются заручиться дополнительными гарантиями своей безопасности со стороны Москвы.

Ещё одним спорным моментом является параллельный импорт, с помощью которого РФ пытается обойти санкции. Кыргызские власти официально заявляют, что не помогают обходу санкций и будут отслеживать перемещение товаров через свою территорию, чтобы не допускать нарушения западных ограничений. Однако де-факто Кыргызстан по-прежнему остаётся одним из ключевых каналов параллельного импорта. Профессор Питтсбургского университета Дженнифер Муртазашвили объясняла, что в связи с крайне непростой экономической ситуацией внутри страны администрация Садыра Жапарова готова обращаться за помощью не только к России, но и к другим странам, способным такую помощь оказать, в том числе к Евросоюзу, США, Израилю и монархиям Персидского залива. Однако в этих действиях нет намеренного стремления отдалиться от России. Кроме того, в настоящее время возможности для внешнеполитического балансирования у Бишкека также ограничены, поскольку Запад не очень лояльно относится к Садыру Жапарову из-за его бэкграунда и стиля управления. Иначе говоря, Кыргызстан если и хотел бы дистанцироваться от России и диверсифицировать свои международные контакты, возможностей для этого не так много, а основной потенциал для развития по-прежнему связан с РФ и пророссийскими интеграционными структурами. Поэтому Москве, как представляется, не стоит слишком опасаться за своё влияние в Кыргызстане. В то же время уважение к суверенитету и невмешательство во внутренние дела должно безусловно сохраняться. Ведь излишне резкая реакция на какие-либо аспекты внутренней политики Кыргызстана, управлять которыми местные власти имеют полное право, могут лишь повредить двусторонним отношениям, ныне имеющим вполне дружественный характер.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
россия, Кыргызстан, Брод, СПЧ
Поделиться
Похожие новости