Новость общества

Соцопросы за миллионы: на какие исследования собираются потратить деньги власти Москвы в преддверии выборов

Соцопросы за миллионы: на какие исследования собираются потратить деньги власти Москвы в преддверии выборов

Фото © «Московская газета»

13.06.2022 в 15:07:00
3441

Государственное казённое учреждение города Москвы «Дирекция заказчика ЖКХ и благоустройства Северо-Восточного административного округа» ищет подрядчика, который за 2,8 млн рублей проведёт социологический опрос по поводу состояния «зелёных» зон, расположенных на этой территории. Опрошенные «Московской газетой» эксперты сомневаются в том, что кого-то волнует мнение людей о том, как нужно развивать скверы и парки. По их мнению, возможно, соцопрос потребовался накануне муниципальных выборов, назначенных на 11 сентября

19 000 респондентов

Исходя из содержания технического задания конкурса, чиновники СВАО желают знать «потребности, отношение и уровень информированности жителей округа о деятельности властей, планах и проектах в сфере строительства и реконструкции парков и скверов». Для этого они намерены за бюджетный счёт оплатить работу социологической компании, которая в ходе опроса 19 тысяч респондентов подготовит на эту тему подробное исследование. В документах лота указано, что отчёт нужно сдать по адресу: Москва, улица Милашенкова, дом 14, каб. 708. Одна из организаций, расположенных в этом здании, — Управа Бутырского района.

По условиям закупки интервью социологов с респондентами необходимо провести по телефону. Продолжительность опроса должна составлять не менее 7 минут. При этом специалистам обязательно нужно использовать компьютеризированную систему CATI. Это требуется в том числе и для того, чтобы у заказчика был доступ на сервер колл-центра. Так он сможет прослушивать аудиозаписи интервью, причём с возможностью подключения к разговорам с респондентами в режиме онлайн.

Ещё несколько важных условий для победы в конкурсе: в команде подрядчика должно быть не менее 30 операторов, которые владеют собственной базой «телефонных номеров емкостью не менее 40 000 абонентов с разбивкой по муниципальным округам Северо-Восточного административного округа города Москвы».

Что хотят узнать чиновники?

В списке задач (он довольно обширный) 13 пунктов. Почти все они касаются развития «зелёных» зон СВАО. Например, чиновники хотят выяснить уровень информированности населения о планах и проектах в сфере строительства, а также о проводимых властями мероприятиях по реконструкции парков и скверов в округе. Все вопросы, которые социологи будут задавать респондентам, «крутятся» вокруг этих тем.

Глава муниципального округа Тверской города Москвы Яков Якубович, изучив техническое задание аукциона, засомневался в целесообразности проведения такого опроса.

«Неужели чиновники до сих пор не знают, что скверы и парки для жителей города представляют собой очень важный рекреационный элемент городской среды и выяснять тут особо нечего? — говорит Якубович. — В конце концов есть такой инструмент как «Активный гражданин». Его для этого и создавали. Почему же не используют?»

Президент «Фонда социальных исследований» Владимир Звоновский тоже сомневается, что чиновников в действительности интересуют парки и скверы. В беседе с корреспондентом «Московской газеты» он не исключил, что на самом деле речь идёт о социологическом опросе, результаты которого пригодятся политическим консультантам, обслуживающим кандидатов от партии власти, на предстоящих в Москве выборах муниципальных депутатов.

Яков Якубович, продолжая разговор на эту тему, заметил: «Принятие решения по благоустройству той или иной территории может быть основано на обращениях жителей. А для этого не нужно проводить никакие опросы. Совсем недавно проходило голосование по вопросу выбора объектов для реализации благоустройства в рамках программы формирования комфортной городской среды. И оно специально не торговалось. Такое голосование проводилось с помощью портала «Госуслуги», а значит практически ничего не стоило».

Навстречу выборам

11 сентября — единый день голосования. Москва не исключение. Здесь состоятся выборы муниципальных депутатов. Корреспондент «Московской газеты» попытался найти на портале «Госзакупки» похожие лоты, связанные с исследованием общественного мнения на тему развития парков и скверов, но таких не обнаружил. Социолог Владимир Звоновский предположил, что, возможно, они будут опубликованы позже.

«Не исключено, что другие округа также разыграют. Дешевле, когда одна социологическая компания работает по всему региону сразу», — объяснил президент «Фонда социальных исследований».

Яков Якубович считает, что целесообразность этого опроса крайне сомнительна. По его словам, цель исследования и содержание вопросов могут быть иными, чем установлено техническим заданием. В таком случае власти действительно готовятся к муниципальным выборам, до которых осталось три месяца.

«Исследование общественного мнения об узнаваемости и индексе доверия кандидатов и власти всегда является частью избирательной кампании, — говорит глава муниципального округа Тверской города Москвы. — Разумеется, это нельзя делать за бюджетный счет, так как будет «нецелевка». Вполне возможно, что в ходе этого опроса респондентам зададут дополнительные вопросы, не связанные с благоустройством. И поди разбери, кто звонил: социологи по этому контракту или кто-то другой. То есть доказать иную цель исследования невозможно».

«Я бы не взялся»

Социолог Звоновский, оценивая техническое задание аукциона, признался, что он бы не стал проводить это исследование.

«147 рублей за штуку? Я бы не взялся», — сказал он.

На вопрос «а что, если никакого социологического опроса не будут проводить и вовсе?» Звоновский коротко ответил: «Возможно».

«Быть может, они (подрядчики — прим. авт.) получат базу телефонов, которую обзвонят. Тогда себестоимость снижается в разы», — сказал президент «Фонда социальных исследований».

Якубовича интересует другое: зачем такая большая выборка — 19 тысяч респондентов?

«Я просто хочу напомнить, что даже ВЦИОМ для того, чтобы выявить общественное мнение, опрашивает 1600 человек. Многие ставят под сомнение такой объем. Но он вполне обоснован статистически. А тут на один округ — 19 тысяч», — удивляется эксперт.

По мнению главы муниципального округа Тверской города Москвы, проведение такого опроса, если оно исключительно для оценки потребностей в благоустройстве, ему не кажется целесообразным.

«А 2,8 млн рублей, стоимость опроса, вполне могут быть потрачены на более благородные цели», — заключил он.

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
соцопросы, москва, опрос, развитие
Поделиться
Похожие новости