Новость политики

Асад возвращается в мировую политику. Когда ждать окончания гражданской войны в Сирии?

Асад возвращается в мировую политику. Когда ждать окончания гражданской войны в Сирии?

фото: freepik

30.04.2023 в 19:27:00
4231

В понедельник в столице Иордании Аммане продолжатся консультации по возвращению Сирии в ряды членов Лиги арабских государств. В переговорах примут участие главы МИД Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Ирака и Египта. Процесс восстановления членства Сирии в ЛАГ был запущен Саудовской Аравией, но пока не получил однозначной поддержки лидеров Ирака, Египта и Иордании

Однако страны Персидского залива уже выразили поддержку этой идее. Предполагается, что президент Сирии Башар Асад уже может быть приглашён на саммит организации в мае, что стало бы важным шагом на пути его возвращения в международное легальное поле. Отношения Дамаска с ЛАГ и многими арабскими странами были разорваны в 2011 году, когда сирийские власти подавляли протесты населения против режима, начавшиеся в период арабской весны, а многие соседние государства выразили решительное несогласие с действиями Асада. Сейчас набирает обороты обратный процесс – после 12 лет бойкота многие арабские страны начинают восстанавливать дипломатические и экономические связи с официальными властями Сирии. Так, с Саудовской Аравией уже достигнута договорённость о взаимном открытии посольств, а с Египтом переговоры продолжаются. Возможно, как раз на полях майского саммита Асад сможет обсудить эту тему с египетским президентом ас-Сиси. За последние месяцы сам Асад и министры сирийского правительства провели целый ряд встреч с представителями Египта, Саудовской Аравии, Омана, Иордании и ОАЭ. Арабские Эмираты даже выделили финансовую помощь для преодоления последствий землетрясения.

Аналитики напоминают, что для восстановления членства Сирии в ЛАГ необходимо простое большинство голосов стран-членов. В организацию входят 22 страны, и поддержкой большинства Дамаск, судя по всему, уже заручился. Эксперт Российского совета по международным делам Дмитрий Бридже отмечает, что решительно против пока выступает Катар, много лет являвшийся главным спонсором сирийской оппозиции. Руководство страны считает, что сирийские власти не провели достаточных политических и экономических реформ для того, чтобы бойкот был снят. Однако даже если Катар своей позиции не изменит, формально это не станет препятствием для решения ЛАГ. По словам Бридже, для Дамаска восстановление членства станет важным шагом по выходу из международной изоляции.

Стоит отметить, что это безусловно выгодно и России, которая в гражданской войне выступала на стороне официального правительства и президента Асада, и теперь может продемонстрировать подтверждение своей правоты, а также в перспективе при содействии богатых стран региона начать восстановление нормальной жизнедеятельности в Сирии и возвращение страны в международную торговлю. Учитывая, что Сирия стратегически важна для поддержания российского присутствия на Ближнем Востоке и даже стала местом размещения военных баз РФ, стабильность в этой стране отвечает интересам Москвы, как и все решения международных игроков, которые способствуют этой стабильности без изменения внешнеполитической ориентации Дамаска.

Тем не менее для того, чтобы процесс нормализации обстановки в Сирии можно было считать успешно завершённым, одной поддержки арабских соседей недостаточно. Как минимум необходимо, чтобы на территории республики завершились боевые действия, и вся её территория вернулась под фактический контроль центрального правительства. Пока это не так, и многое при достижении этих целей будет зависеть от дальнейших действий США и Турции, чьи военные подразделения контролируют часть территории страны и поддерживают местные группировки, не подчиняющиеся Дамаску.

Казалось бы, реабилитация Башара Асада на международной арене и прекращение гражданской войны в Сирии с автоматическим ослаблением влияния США в регионе вряд ли устраивают Вашингтон. Однако востоковед Станислав Тарасов призывает осторожно оценивать роль США в урегулировании сирийского конфликта, поскольку, по словам эксперта, сейчас идут очень сложные конфиденциальные переговоры с участием американской стороны. «Я не рекомендовал бы сейчас выступать с антиамериканской критикой, потому что многие процессы носят такой согласованный характер, который свидетельствует, что американцы меняют свою стилистику и тактику поведения в районе Ближнего Востока», — говорит эксперт.

По некоторым данным, уже начался вывод американских войск из занимаемых ими районов. Возможно, речь идёт о контролируемом сворачивании прямого участия США в некоторых ближневосточных процессах, и в этом случае серьёзного противодействия повторному международному признанию Асада со стороны Вашингтона может и не последовать. Действительно, помня об украинском кризисе и напряжённости в Тайваньском проливе, вполне можно предположить, что Соединённые Штаты заняты перераспределением приоритетов своей внешней политики, и сирийская проблема в число этих приоритетов может не попасть.

Ещё более интересен кейс Турции. За несколько месяцев до президентских выборов, которые состоятся 14 мая, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, ранее также разорвавший связи с Дамаском, пошёл на сближение со своим многолетним недругом. С декабря прошлого года идёт постепенная подготовка к четырёхсторонней встрече на высшем уровне с участием глав Турции, Сирии, России и Ирана. Уже прошли встречи министров обороны, глав разведок и заместителей министров иностранных дел четырёх стран, а в мае пройдут переговоры уже на уровне министров иностранных дел. Основным условием сирийской стороны для восстановления отношений с Турцией называется вывод турецких войск с севера страны. Вокруг этого решения и ведутся основные переговоры. В конце 2022 года СМИ писали, что Анкара якобы уже дала согласие на вывод своих войск из Сирии. Позднее глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу внёс некоторые уточнения: прямо сейчас, по мнению турецкого руководства, вывод войск невозможен, поскольку это создаст вакуум, который заполнят террористические формирования. Этого Турция у своих границ допустить не может. Но дипломат подчеркнул, что у Турции нет цели отрезать эти территории от соседнего государства, а как только ситуация позволит, турецкая армия оттуда уйдёт.

Этот шаг, очевидно, станет возможен тогда, когда официальный Дамаск сможет эффективно контролировать эти территории. Ведь в северных провинциях, в частности в Идлибе, находятся не только исламисты, но и вооружённые формирования светской оппозиции Асаду и их сторонники из числа мирных жителей. Всего там проживают около 8 миллионов человек, многие из которых боятся прихода сирийской армии и наказания за сотрудничество с антиасадовскими силами. Обозреватель иракского издания Al Hadath Рами аш-Шаер отмечает, что именно широкие вопросы примирения разных групп сирийского общества являются одной из важнейших тем обсуждения министрами обороны в Астанинском формате. В частности, речь идёт о гарантиях безопасности для граждан и интеграции представителей оппозиции в армию и силы безопасности, чтобы восстановить доверие к сирийскому правительству и создать условия для гражданского диалога, на основе которого в будущем можно будет провести выборы на всей территории страны и конституционную реформу. Если Дамаск подтвердит своё согласие уважать интересы людей, проживающих на неподконтрольных территориях, турецкая армия, очевидно, сможет счесть свою миссию выполненной и передать контроль сирийскому правительству.

Политолог Антон Чаблин констатировал, что Анкаре и Дамаску удалось очень существенно продвинуться к общему пониманию того, какие именно группировки считать террористическими и как с ними бороться. Речь идёт уже не об угрозе прямых столкновений турецкой и сирийской армий, а об их совместной спецоперации против боевиков, что в конечном итоге должно обезопасить 800-километровую сирийско-турецкую границу. По оптимистичному сценарию, именно успех этих совместных действий может привести к окончанию многолетней гражданской войны в Сирии. Конечно, говорить о конкретных сроках пока преждевременно. Будут ли боевые действия завершены в этом или следующем году, зависит от того, насколько оперативно и грамотно будут реализовываться достигнутые договорённости. Но база для урегулирования уже создана, а принципиальных препятствий, которые выглядели бы непреодолимыми, кажется, не осталось. Конечно, будет ещё немало послевоенных проблем, предстоит наладить нормальную жизнь и восстановить разрушенную экономику. Кандидат исторических наук Тимур Желоков сетует, что российское присутствие в экономике Сирии остаётся крайне незначительным, тогда как в стране активно развиваются иранские производства, а теперь возвращаются и ушедшие в 2011-м арабские инвесторы. В условиях санкций для РФ могли бы оказаться полезными любые торговые партнёрства и перспективные проекты в сельском хозяйстве, строительстве или энергетике. И в этом плане конкуренция после окончания ограничений может сильно обостриться.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
сирия, гражданская война, асад
Поделиться
Похожие новости