Новость общества

Чего ждать от нового руководителя «Почты России»?

Чего ждать от нового руководителя «Почты России»?

Фото © «Московская газета»

11.01.2023 в 18:37:00
8067

В «Почте России» сменился гендиректор. На этот пост совет директоров предприятия назначил финансиста Михаила Волкова, который ранее работал в структурах «Альфа-банка» и ВТБ, а с 2017 года занимал должность заместителя гендиректора «Почты России» по операционному управлению

Ещё в декабре его кандидатуру на пост главы учреждения одобрило правительство РФ. На этом посту Волков сменит бывшего вице-премьера Максима Акимова. Акимов, по данным различных источников, мог покинуть свой пост по собственному желанию, чтобы иметь больше свободного времени, либо из-за неудовлетворительных финансовых показателей компании. На последнюю причину указывали источники «Коммерсанта». «Почта России» действительно показала возрастающие убытки. Если за первое полугодие 2021 года превышение расходов над выручкой составило 3,5 млрд рублей, то совокупный убыток по МСФО за первое полугодие 2022 года достиг уже 19,5 млрд рублей. Впрочем, связь финансовых показателей и смены руководства официально не подтверждалась.

Напротив, в сообщении совета директоров отмечается, что при Максиме Акимове компания приняла стратегию развития до 2030 года, предусматривающую трансформацию «Почты России» в цифрового логистического провайдера. В то же время СМИ отмечают, что именно в сферу ответственности Волкова входили области, в которых замечены значимые улучшения работы «Почты России». Именно он внедрил новые механизмы повышения качества обслуживания клиентов, приведшие к снижению числа жалоб. В частности, появилась возможность оформлять отправку посылок онлайн, получать отправления по простой электронной подписи и заказывать доставку на дом небольших пакетов.

Бывший руководитель отдела внутреннего аудита исполнительного аппарата «Почты России» Яков Якубович в разговоре с «Московской газетой» отметил, что нынешняя смена руководителя – третья за последние 5 лет. Однако, на его взгляд, основные позитивные перемены произошли ещё при Дмитрии Страшнове в первой половине 2010-х годов, а затем модернизация учреждения затормозилась.

«За это время единственное явно видимое обывателю изменение — установка постаматов. В остальном — все так же, как во времена Страшнова. Кто-то говорит, что почтовая связь потеряла актуальность», — рассуждает Якубович.

Эксперт пояснил, что именно при Дмитрии Страшнове, несмотря на законодательные ограничения, было проведено кардинальное реформирование работы почты. Среди наиболее удачных решений Якубович назвал переход к доставке почтовых отправлений через логистические центры, что серьёзно снизило сроки доставки, повышение сохранности почтовых отправлений и внедрение новых ИТ-решений. Также, по словам Якова Якубовича, в тот период была проведена основная подготовка к акционированию предприятия, благодаря чему улучшилась его управляемость. Были и неудачные решения, в числе которых Якубович упомянул попытки наделения почтовых отделений функциями мини-ретейла.

Но плюсов, как отмечает эксперт, было значительно больше. Поэтому Якубович считает несправедливыми обвинения Страшнова в получении чрезмерно большой премии от Минкомсвязи за 2014-2015 годы. Тогда известие о премии в размере 95 млн рублей вызвало скандал в прессе и спровоцировало внимание правоохранительных органов к Страшнову.

«Руководители крупных сырьевых компаний, которые катаются как сыр в масле, получали в разы большие бонусы. Страшнов же получил премиальные, предусмотренные договором, за то, что, работая без выходных с командой вытаскивал предприятие из болота», — говорит Якубович. Он уверен, что именно опыт работы в бизнесе и коммерческий подход Страшнова, ранее возглавлявшего мобильный оператор Tele2, помог ему вытащить из кризиса госпредприятие.

По словам собеседника издания, сейчас же, поскольку подробная отчётность о деятельности «Почты России» не публикуется в открытом доступе, сложно узнать, в каком состоянии находится стратегический актив. Якубович констатирует, что снижение прибыльности основных направлений деятельности организации не может быть скомпенсировано дополнительными сферами активности, такими как доставка фармацевтической продукции. В то же время важные модернизационные проекты, такие как применение беспилотного транспорта, пока так и не претворены в жизнь.

«Оба преемника Страшнова на посту директора Почты, Подгузов и Акимов, бывшие чиновники, в отличие от Страшнова, пришедшего из бизнеса. Нельзя однозначно говорить, что здесь есть прямая связь. Но факт остаётся фактом: единственный директор Почты из бизнеса — Страшнов. И именно при нём произошли важнейшие преобразования Почты», — подчеркнул Якубович. Он назвал решение вновь назначить руководителем организации человека из бизнес-среды хорошим шагом и пожелал удачи Волкову на новой должности, хотя и признал, что вопрос об актуальности почтовой связи в её нынешнем виде остаётся спорным.

Уходящий глава «Почты России» Максим Акимов оценивал стоимость пятилетней программы модернизации отделений связи в 100 млрд рублей, и многие задавались вопросом, стоит ли выделять такие гигантские средства на поддержание работы государственного предприятия и нельзя ли заменить его частными инициативами. Но пока эксперты сходятся во мнении, что нельзя. Во-первых, не только надёжность, но и стоимость услуг коммерческих логистических компаний значительно выше. А значит стать полноценной заменой «Почты России» для всего населения они не смогут. Во-вторых, и это главное, ни одна служба доставки не охватывает все населённые пункты России. Большинство из них предпочитают работать в крупных и средних городах, игнорируя труднодоступные или малонаселённые посёлки и деревни. А доступность почтовой связи всё-таки должна быть всеобщей. И значит, без госучастия и разветвлённой по всей стране единой организации пока, по-видимому, обойтись не получится. Остаётся лишь повышать её эффективность и применять различные подходы для улучшения работы.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Почта россии, руководитель, гендиректор
Поделиться
Похожие новости