Новость общества

Диалог с собой вслух – норма или психическое отклонение?

Диалог с собой – норма или психическое отклонение?

Фото © «Московская газета»

25.12.2022 в 10:24:00
9292

Вам случалось видеть, как люди говорят сами с собой? Разговаривают с телевизором, если думают, что они одни. Или, ударившись мизинцем о тумбочку, громко ругают этот предмет мебели, как будто он живой. Если человек, находясь в одиночестве, беседует сам с собой вслух, нормально ли это? Или это уже признаки отклонения, психического расстройства? Мы вновь пытаемся разобраться в себе с профессиональной помощью клинического психолога, нейропсихолога, основателя академии «Триэтта» Валерия Ивановского

Время, когда появилась речь

— Норма это или отклонение? А как бы вы сами ответили на этот вопрос?

— Замечаю, что я сама иногда говорю с собой. Хотя, когда кто-то едет в метро и говорит вслух, это уже странно.

— Для того, чтобы правильно понимать, является ли это проблемой или нет, необходимо разобраться с основными функциями языка и речи, почему человек говорит, а также о том, каким образом человек научается говорить.

Дело в том, что изначально речь человека возникла для координации групповой деятельности. Причем, эта деятельность предполагала достижение коллективного результата, например, выживание коллектива, какой-то человеческой группы, но зачастую противоречила индивидуальному биологическому инстинкту человека. Чтобы это было понятно, приведу очень грубый пример, связанный с первобытной охотой. Когда группа мужчин охотилась на животное, которое каждый из них в одиночестве не мог победить, например, мамонта, происходило следующее: каждый из этой группы должен был быть скоординирован в своих действиях. И при этом действия каждого должны были вливаться в общее действие группы и приводить к результату – к добыче этого мамонта, его убийству, чтобы в последующем разделить мясо между всеми и не умереть с голода.

Так вот, чтобы деятельность каждого, с одной стороны, координировать, необходима была какая-то система команд. Причем, самая лучшая, так как все они находились на определенном расстоянии, и участники охоты использовали звуковой жестовый язык, именно так он зарождался. И изначально язык предполагался в качестве каких-то координирующих команд: «Беги ко мне», «Беги от меня», «Кидай копье», «Осторожно, он рядом», «Помоги мне» и т.д.

Личные инстинкты подчинялись задаче выживания группы

То есть изначально язык, во-первых, был понимаем и уместен только в конкретной ситуации, сопровождался жестами и был понятен, только когда люди непосредственно все вместе находились в определенной ситуации. В последующем он начал развиваться, усложняться, отделяться от конкретной ситуации, мог использоваться в разных ситуациях – и возник язык в нынешнем виде. Это – с одной стороны.

С другой стороны, обслуживаемое таким праязыком групповое поведение противоречило индивидуальным биологическим инстинктам каждого человека. Потому что в условиях той же охоты задача человека – незаметно подкрасться к дичи, напасть на нее и изловить. А во время коллективной охоты часть людей выполняла, например, функцию загонщиков, она выводила дичь, того же мамонта, на тех, кто находился в засаде с каменьями, с копьями для того, чтобы они могли этого мамонта поразить.

Так вот, с точки зрения биологии, они совершали абсолютно бессмысленные вещи. Потому что при охоте ты должен незаметно подкрасться и эту дичь победить. А загонщики делали всё для того, чтобы не только обнаружить свое присутствие, но и напугать животное до такой степени, чтобы оно от них убегало.

Представляете, как удивительно! Даже на этом уровне они выполняли задачу, которая противоречит их биологическому инстинкту, но приводит к достижению общегруппового социального инстинкта, который одновременно позволяет выжить.

Базовые функции речи

И всё это обеспечивалось при помощи языка. То есть изначально язык возник как некая надиндивидуальная координация, действие для совместного выживания, для совместного усиления, для совместного облегчения нахождения, выживания в этом мире. И основная функция языка заключается именно в такой групповой координации, чтобы каждый индивид, входящий в эту группу, становился сильней, используя весь наличный ресурс – всех людей. То есть речь можно сравнить с вынесенной во вне нервной системой, которая позволяет координировать деятельность сверхорганизма — общества. И это позволяет человеку как части общества облегчить своё существование в этом мире, чтобы мы под этим ни подразумевали.

Второй функцией языка является осуществление целенаправленных волевых действий человека. Вопрос воли, вопрос сознательной деятельности человека до сих пор будоражит умы многих ученых, потому что вокруг воли, волевого акта, целенаправленного действия накручено очень много самых различных мифов, легенд и теорий. Но в основе волевого акта находится именно речь. Она заключается в том, что человек при помощи внутренней речи отдает себе команды: «Иди туда, сделай то-то», чего бы это ни касалось.

Третья функция речи – это функция информационно-коммуникационная, то, к чему мы привыкли. Когда при помощи речи человек доносит какую-то информацию, излагает в том числе свою позицию по тем или иным вопросам, этот процесс и составляет основу нематериальной человеческой культуры, которая помогает в словах зашифровывать то, что человечество накопило, достигло за весь период его существования с момента возникновения языка.

Кроме того, речь – и это непосредственно пересекается с тем, что я только что сказал, – является универсальным банком данных, где находится не просто информация о нематериальной культуре, а вообще обо всех знаниях, обо всех умениях, навыках, мыслях человека относительно мира, относительно себя, относительно вещей, явлений и взаимосвязей, которые в этом мире существуют. И одновременно это является задокументированной историей наших исканий, нашей борьбы и наших перспектив.

Четвертая функция речи — это конструирование реальности. В процессе социализации человек овладевшая речью, одновременно открывает для себя мир предметов и явлений, запечатлённых в качестве специфических знаков-символов -слов. Он взаимодействует с миром и познаёт его через слово, с каждым новым словом мир раздвигает свои границы — яблоко, зелёный, вода, боль, самолёт, синхрофазотрон, добро, галактика, и вот мир становится безграничным. Через слово человек получает возможность пользоваться опытом других людей, всех кто был до него и вместе с ним, через книги, интернет, соцсети и так далее для осуществления своих стремлений и осознания и изменения себя и действительности.

Надлежащее, должное и запретное

Так вот, возвращаюсь к ситуации, когда человек говорит сам с собой, нам необходимо еще понять, каким образом ребенок научается речи, воспринимает ее. Это происходит следующим образом: в достаточно юном возрасте, в год-полтора ребенок начинает, глядя на взрослых, использовать речь и в своей повседневной жизнедеятельности. То есть изначально он путем очень долгих и очень сложных психических процессов знакомится с тем, что такое слово, как оно связывается с предметами, явлениями.

Но опять же, его знакомство с речью происходит при помощи его родителей, с одной стороны, как агентов социальных, которые передают ему и речь, и вместе с речью все накопленные обществом знания в рамках своих компетенций, в рамках своего кругозора, образования. То есть всю зашитую в слове информацию о том, что такое мир, какой он ребенок, что такое надлежащее, должное и запретное в обществе и так далее.

И изначально это происходит как раз в виде команд, когда родители очень часто говорят ребенку: «Иди ко мне», «Не трогай это», «Возьми куклу», «Возьми кубики», «Посмотри, как это красиво», «Не суй пальчик в розетку»… То есть овладение ребёнка словом, в целом, очень напоминает историю развития речи. Как эмбрион, который в кратких чертах повторяет всю эволюционную историю развития организма, так и ребенок, обучаясь речи, в общих чертах повторяет всю историю ее возникновения и усвоения.

Рождение воли

Одновременно с этим, смотрите, что происходит. С одной стороны, ребенок постигает коммуникационные основы речи. То есть он научается вербально обозначать объекты и соотносить их с каким-то словесным звучанием. Это помогает ему манипулировать с этими объектами, через них, через мягкие игрушки с кубиками учиться диалогу с миром.

С другой стороны, то, чего мы коснулись в начале, когда родители при помощи слова или жеста дают ребенку какие-то команды, он начинает как раз формировать и то, что в последующем станет его волей. То есть воля человека формируется извне, при помощи другого взрослого и при помощи словесных команд, например: «Подойди ко мне», «Возьми эту игрушку», «Помой тарелку», «Иди ложись спать».

Ребенок начинает подчинять свои действия, словесной просьбе другого, они становятся произвольными. Получается, что начало этой волевой реакции находится на конце родителя, другого человека, а заканчивается на самом ребенке. То есть звучит родительское «принеси игрушку», ребенок подчиняется словесной команде и выполняет её. В последующем таким же образом он начинает отдавать себе команды сам. Причем, сначала это происходит в плане его развернутой внешней речи, потом всё это перерастает в шепотную речь, а потом переходит в речь внутреннюю. И далее в течение всей жизни именно так и будет происходить — любой волевой акт — человек сам себе всегда дает внутреннюю команду: «Встань», «Иди», «Занимайся этим», «Пей», «Достигай» и т.д.

При помощи обращённых к самому себе внутренних словесных команд человек решает все бытовые ситуации, и реализует свои значимые социальные устремления и приходит к научным открытиям, постигает добро и зло. В начале и конце жизни человека находится слово, оно и есть его жизнь.

Мы возвращаемся в детство, проговаривая проблему вслух

Итак, мы с вами подходим к тому, что есть ситуации, особенно в нашем детстве, когда мы сами с собой говорим, когда мы сталкиваемся с каким-то затруднением и пытаемся его решить. То есть это один из промежуточных этапов формирования нашего произвольного волевого поведения, когда человек, столкнувшись с какой-то ситуацией, вслух ее анализирует, сначала как ребенок: «Вот какая кукла! Далеко лежит – надо до нее дойти. Пойду-ка я прямо и возьму ее».

Вот таким образом в этом диалоге с самим собой ребенок анализирует ситуацию и дает себе волевую команду как ее разрешить. И когда человек говорит сам с собой уже будучи взрослым, вероятно, это возникает в ситуации, когда взрослый человек сталкивается с задачей достаточно для него сложной, и он не может ее решить, рядом нет человека, с которым он может посоветоваться. Причем, как правило, человек начинает говорить сам с собой в условиях, когда ситуация нестандартна, необычна, и уже не помогает его наличный опыт; когда он сталкивается с проблемой, которую он не может решить при помощи всех своих предыдущих знаний. Происходит некий психический конфликт, в результате которого происходит редукция его психической деятельности на более ранние стадии.

Он возвращается в ситуацию вот этого ребенка, отчасти беспомощного, и пытается решить возникшую жизненную задачу знакомым способом. И для того, чтобы обрести душевную уверенность, чтобы успокоиться и овладеть ситуацией, человек начинает проговаривать, например, проблему вслух или пытаться вслух искать ее решение, как он это делал когда-то в детстве, когда формировалось его произвольное волевое поведение, когда он овладевал азами языка. Это первая ситуация.

«Человеку нужен человек»

Вторая ситуация, при которой человек может говорить, это ситуация, когда он чувствует экзистенциальное одиночество. Дело в том, что, говоря о речи, о причинах ее возникновения, мы все время подчеркивали одну мысль, что человек – это групповое существо. Потому что вне социума, вне других людей нет человека. Без другого человека речь, социальные стремления и переживания бессмысленны – необходим собеседник. Для того чтобы произошло это волшебство и человек стал человеком, необходим другой человек, общество.

Ситуация, когда мозг говорит с собой

Мы говорили, что общение – это и коммуникация, выражение себя, определенная информация о событиях, об отношении к ним. Что общение, речь – это и накопление знаний, и их использование. Мы говорили, что речь – это и волевой фактор, который позволяет управлять поведением других людей и своим. То есть речь и человек – это практически слова синонимичные. Речь человеку необходима как воздух, чтобы он постоянно оставался и был человеком.

Одновременно слово опосредствует деятельность всех органов чувств — слух, зрение, обоняние изменяет свою чувствительность под воздействием слова. В некоторых случаях, например истерической слепоты и паралича, слово может блокировать восприятие и команды мозга. Мозг устроен так, что ему постоянно требуется стимуляция извне. В этом состоит его предназначение — испытывать внешние и внутренние воздействия, анализировать их и заставлять организм реагировать в соответствии с этими воздействиями, преломленными через потребности организма. Отсутствие сигналов мозг воспринимает очень болезненно, если они прекращаются, мозг может подумать, что находящийся на его попечении организм умер, что может привести к трагическим для функционирования мозга последствиям. Поэтому в случае отсутствия сигналов, мозг начинает продуцировать сигналы сам. В этом можно убедиться поэкспериментировав с флоатингом. Это когда человека в абсолютно звуконепроницаемой комнате, лишённой света, погружают в солевой раствор комнатной температуры, причем изолируют его руки и ноги, чтобы он не мог ничего ощущать, и через короткое время у него возникают различного рода галлюцинации – слуховые, аудиовизуальные и т.д.

Это очень смелый эксперимент, поэтому необходимо с осторожностью его использовать. То есть, когда человек попадает в ситуацию сенсорной депривации, то мозг, чтобы нормально функционировать, чтобы не было сбоев в его работе, не было никаких травм и повреждений, начинает продуцировать сигналы сам. Также и речь настолько необходима, что когда человек какое-то время молчит, то, чтобы остаться в границах нормальности, он начинает говорить сам с собой, слушая свою речь со стороны.

Я говорю – значит, существую

То есть вот это желание быть человеком, являть себя человеком миру – это на уровне социального инстинкта, который в данном случае приравнивается к инстинкту безусловному. Это должное, человек не может без речи существовать! И когда ему не с кем поговорить, человек чувствует себя одиноким. Причем, это одиночество может быть мнимое, а может быть реальное. Ведь даже находясь в толпе, человек может чувствовать себя одиноким.

Это всё говорит о том, что человек испытывает определенные страдания, определенную дезадаптацию. И, с одной стороны, вот эти его разговоры с самим собой, они являются способом это страдание уменьшить, и в то же время являются симптомом, сигналом о том, что с человеком происходит что-то, что приносит ему боль, страдания, что является какой-то дезадаптацией, которую необходимо убрать.

Если это и не болезнь, то сигнал о помощи

Итак, мы с вами выяснили как минимум две ситуации. Человек говорит сам с собой, когда он сталкивается с какой-то проблемой, которую не может решить, используя свой повседневный опыт, и он редуцирует к более ранним ступеням психического развития, начинает повторять путь ребенка, когда он вслух начинает анализировать проблему и находить ее решение. Или же, чувствуя какую-то экзистенциальную пустоту, одиночество, он пытается компенсировать этот страх, эту боль, эту дезадаптацию при помощи разговора с самим собой.

Но это не говорит о том, что у человека обязательно какие-то психические отклонения. Это не патология, это всё в рамках нормы. Потому что норма достаточно подвижна.

Но сама по себе речь с собой говорит о том, что человек находится в некомфортной ситуации, в попытке разрешить сложную социально-психологическую проблему. То есть это, в любом случае, сигнал о том, что человеку нужна наша помощь, нужно наше тепло, нужно наше участие.

Проговорить проблему, значит, яснее осознать её

— Ученые провели исследование и выяснили, что разговор вслух с самим собой может быть признаком высокой когнитивной деятельности. Многие спортсмены разговаривают с собой во время тренировок, и это помогает им сосредоточиться.

— Это как раз то, о чем я сказал. На самом деле такая ситуация не говорит о том, что это обязательно высокая когнитивная деятельность. Это говорит о том, что в результате стресса человек столкнулся с тем, что он находится или за пределами его личного опыта, или его личного опыта недостаточно.

В этом плане, когда спортсмен перед соревнованиями чувствует себя неуверенно, когда он волнуется, когда он думает, что уровень его тренировок может оказаться недостаточным, чтобы победить, он начинает говорить с собой, как раз редуцирует к этому ребенку. Чтобы попытаться при помощи такого волевого акта убедить себя на какое-то действие, в данном случае на участие и победу, именно возвращаясь к более ранним психическим приемам.

— Когда дети пишут сочинения, взрослые – тесты или журналисты – статью, когда они приступают к работе, тоже начинают проговаривать свою мысль, идею, это помогает более структурированно подходить к делу. Это как-то связано? Как именно помогает проговаривание текста?

— В любом случае, когда мы проговариваем что-то, мы, безусловно, лучше осознаем ситуацию. Потому что пока мы ее не проговорили, пока мы ее не опредметили при помощи слов, мы воспринимаем ее достаточно размыто. Мы же отметили в нашем разговоре, что слово является тем инструментом, которое для нас, для человека, конструирует именно социальный мир – мир, в котором человек живет, с которым он соприкасается. На 99% это не мир природы, это мир, созданный другими людьми.

И в этом плане проговаривание, опредмечивание при помощи слов делает любое явление, любую задачу, любую проблемную ситуацию гораздо более ясной. То есть, когда мы ее опредметили, маркировали, мы поняли гораздо яснее, о чем идет речь.

С другой стороны, слово — оно само по себе, так как оно является частью дискурсивного, логичного мышления, оно вводит любую ситуацию в некие категории, в некую систему понятий, что позволяет гораздо легче не просто осознавать, а потом манипулировать – по крайней мере в словах – с этой ситуацией для поиска наиболее оптимального результативного взаимодействия с ней.

Например, если ученый проговаривает какую-то проблему, научную задачу это позволяет ему лучше ее осознать, лучше провести мысленный эксперимент, чтобы увидеть возможные пути решения этой задачи. Но в любом случае проговаривание, манипулирование в данном случае – это как раз та ситуация, в которой есть некая проблема, есть некая неуверенность в том, что ты можешь найти решение, используя наличные инструменты.

Поэтому и необходим дополнительный анализ, дополнительное осознание и дополнительная ревизия своих инструментов в виде навыков, знаний и умений с тем, чтобы эту ситуацию разрешить.

В любом случае разговор — это манифестация своей социальности, желание и его воплощение быть человеком.

ТеГИ
психолог, валерий ивановский, диалог
Поделиться
Похожие новости