Новость общества

«Это фантастические цифры для Санкт-Петербурга»: эксперты оценили планы Беглова по строительству 89 станций метро

«Это фантастические цифры для Санкт-Петербурга»: эксперты оценили планы Беглова по строительству 89 станций метро

Фото © «Московская газета»

14.08.2022 в 12:44:00
4258

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на днях сообщил о планах построить 89 станций метро в Северной столице. Заявление градоначальника со ссылкой на проект нового Генплана Петербурга можно найти на публичной странице Александра Беглова в соцсети «ВКонтакте». Строительство 31 станции метро из 89 «запланировано на первую очередь», сообщается на странице губернатора

«Это фантастические цифры для Санкт-Петербурга, — сказал в беседе с журналистом «Московской газеты» петербургский политолог, член Российской ассоциации политконсультантов Пётр Быстров. — Может быть, губернатор просто ошибся и назвал неправильное число? Я бы воспринимал это как непреднамеренную оговорку, потом что такие цифры совершенно не соответствуют объему финансирования строительства метрополитена города и текущим темпам его развития. Может быть, они названы с учетом других видов транспорта, трамваев, например. Вообще финансирование строительства метро – вопрос федерального правительства и руководства РФ, а не губернатора Беглова. Если объем выделяемых на это финансов останется на том же уровне, что и сейчас, вряд ли горожане будут удовлетворены темпами развития инфраструктуры».

По словам политолога, Беглов – не консолидирующая фигура, как для обычных петербуржцев, так и для местной элиты. При этом позиции губернатора — весьма прочные.

«К эффективности губернаторской работы Александра Беглова есть масса вопросов — признаёт собеседник «Московской». — Однако, его ключевой козырь – доверие президента РФ. А недостаток – как общественное мнение жителей города, так и напряженные, даже конфликтные отношения с определенными представителям городской элиты. В последнее время не самые хорошие отношения сложились у Александра Дмитриевича с известным бизнесменом Евгением Пригожиным – тот достаточно откровенно сформулировал свои претензии в публичных выступлениях. Не самым лучшим образом Беглов выстроил отношения со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Не удалось найти общего языка с Максимом Соколовым, бывшим вице-губернатором Санкт-Петербурга».

А пока Александр Беглов пользуется доверием и поддержкой президента России, его положение стабильно, и никакие влияния не смогут ничего с этим сделать, считает Пётр Быстров: «Его (Александра Беглова, — прим.авт.) политическое будущее спокойно. Он не допускает серьезных политических ошибок, и вряд ли у главы государства в ближайшем будущем появятся основания лишить его должности. Пойдет ли Беглов на новый срок, будет зависеть от ситуации, которая сложится в стране и городе к 2024 году, когда истекают его полномочия».

Региональный эксперт, политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв, комментируя ситуацию «Московской газете» отметил, что история повторяется: «Много лет назад Григорий Романов, первый секретарь Ленинградского обкома, озвучил цифру новых станций ленинградского метро, которую невозможно было реализовать. Тем не менее, по отмашке «сверху» началась бурная деятельность, в результате которой произошло затопление ленинградского метропролитена. Ситуация была аналогичная: была ошибка в документах. Романов эту ошибку озвучил, и под неё, что называется, «погнали». Никто не погиб, но строительство в результате было отложено на несколько лет. Питерские грунты, как вы понимаете, из-за обилия грунтовых вод являются очень сложными, поэтому метро в этих условиях надо строить в 2-3 раза сложнее. Это очень дорого, долго и непросто. Метро в Питере такое маленькое, в частности потому, что его там очень сложно строить. И это хорошо, что метро в Питере строят медленно. Я лично боюсь аврала, который может последовать за заявлением губернатора: рванули, не рассчитали — и бабахнуло. Не будет аврала — не будет допущено ошибок. Но руководитель региона сказал — питерский «Метрострой» услышал, а ведь эта структура напрямую подчинена губернатору».

«Руководитель Управления президента России по внутренней политике Андрей Ярин в своё время работал под началом Александра Беглова, — рассказал Дмитрий Журавлёв. — А именно это управление готовит предложения президенту по каким-либо изменениям губернаторского корпуса. При крепких позициях ошибаются чаще, потому что в этом случае нечего бояться. Все проколы советских руководителей происходили из-за уверенности в своих позициях. В Москве Беглов занимал должность руководителя Контрольного управления президента. Очень влиятельная должность. Крупный начальник, человек, который видит президента практически каждый день. А регион — это всегда компромиссы. Беглов долго был одной из становых фигур нашей государственной системы. Он мог просто не выстроить отношения с петербургскими элитами, предполагая, что сам его статус — это уже и есть выстраивание отношений с элитами».

Если не случится «эксцессов», Александр Беглов пойдёт на новый губернаторский срок, считает политолог. «Если президент скажет «надо», — пойдёт. Если президент скажет, условно: «Вижу тебя президентом «Газпрома» — пойдёт и туда. Александр Беглов — человек системный», — пояснил эксперт.

Можно ли ожидать, что после заявления Александра Беглова о строительстве 89 станций метро в Санкт-Петербурге в город «пойдут деньги»?

«Деньги-то пойдут, но в таких масштабах их надо ещё и освоить: 89 станций... Сколько тоннельных щитов, сколько комбайнов для этого надо?! Для постройки 31 станции первой очереди нужен 31 строительный механизм. А столько в России вообще есть? К моему дому в Москве, например, метро вели 15 лет. Мне потом метростроевцы объясняли: грунты сложные, похожие на питерские», — рассказал Дмитрий Журавлёв.

По словам политолога, деньги на строительство метро в Северной столице выделялись всегда. Разве что кроме сталинской эпохи.

«Один старый партиец говорил мне: «Ну не любил хозяин Ленинград». При этом, как я уже сказал, метро с такими грунтами строить очень сложно и долго. А в плане эффективности расходования федеральных средств, кто будет эту эффективность проверять? Главные проверяющие — это Контрольное управление президента, все другие органы ему, так или иначе, подчинены», — пояснил эксперт.

«Московской газете» удалось получить разъяснения от Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Губернатор региона не ошибся, а просто не упомянул о сроках строительства, следует из ответа ведомства.

— В течение какого срока, к какому году город планирует построить 89 станций метро и в течение какого срока, к какому году — первоочередную 31 станцию метро?

— В соответствии с пояснительной запиской к проекту Генерального плана предусмотрены следующие временные сроки его реализации:

первая очередь — 2030 год;

расчетный срок — 2040 год;

прогнозируемый период — 2050 год.

Проектом главного градостроительного документа предусмотрено размещение и/или реконструкция 89 станций метрополитена, из них в первую очередь (до 2030 г.) запланировано построить 31 объект метро — в том числе 21 станцию.

На какие ежегодные поступления из федерального бюджета, какие суммы рассчитывают городские власти, чтобы осуществить эти планы?

— В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» по расходам на реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в соответствии с АИП предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме на 2022г. — 30 млрд рублей, на 2023 г. и 2024 г. — 55 млрд рублей соответственно. На прогнозируемый период — 2025 г. бюджетные ассигнования составят чуть более 50 млрд рублей.

Так как метрополитен является региональным объектом, финансирование его строительства ведется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, но на 2024 и 2025 года Санкт-Петербургу выделено 8 млрд рублей (6,2 млрд — 2024, 1,8 млрд — 2025) на развитие метрополитена за счет средств инфраструктурно-бюджетных кредитов.

Какие компании, структуры примут участие в строительстве и расширении петербуржского метро, кто будет курировать этот процесс?

— В 2021 году правительство РФ выпустило распоряжение о наделении АО «Метрострой Северной столицы» статусом единственного исполнителя по проектированию, строительству, и реконструкции объектов метрополитена в Санкт-Петербурге.

Ожидается ли после недавнего заявления губернатора Александра Беглова ускоренное масштабное строительство метро в Санкт-Петербурге и, если да, насколько безопасным оно будет с учётом сложных местных грунтов и рисков затопления инфраструктуры метро?

— КРТИ составлен план выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. Обеспечение проектного задела позволит развивать метрополитен в Санкт-Петербурге плановым порядком, то есть правильно и своевременно планировать финансовое обеспечение строительства, земляные и энергетические ресурсы, обеспечить выполнение целевых показателей и индикаторов государственной программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и последующие плановые периоды в части обеспечения жителей Санкт-Петербурга доступным внеуличным транспортом. Объем финансирования, заложенный в бюджете Санкт-Петербурга, достаточен для устойчивого развития и выполнения тех целей, которые город перед собой поставил. В ходе разработки проектной документации по объектам метрополитена учитываются сведения инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, что позволяет выявить и избежать рисков при строительстве.

Видимо, 89 станций метро планируется построить к 2050 году. Судя по планам, озвученным КРТИ, власти Петербурга планируют открывать около 3,3 новых станций в год. Авральные это темпы для Северной столицы или нет?

«Единственное, что можно твёрдо сказать про 2050 год — это что многих из нас к тому времени уже не будет, — отметил региональный эксперт Дмитрий Журавлёв. — Однако, три станции метро в год — это уже звучит реалистично. Три проходческих щита — три строительных комбайна для прокладки метро, — в Санкт-Петербурге должно быть. Но всё-таки это не план, а прогноз. Реально планировать на такие сроки — до 2050 года, — нельзя. Климат изменится, будет жара или, наоборот, повысится влажность — может быть масса факторов, о которых мы ничего не знаем. Планировать на такой срок мог бы только Сталин. Но контроль за исполнением такого плана, как можно догадаться, был бы предельно жёсткий», — подчеркнул Дмитрий Журавлёв.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
метро, санкт-петербург, строительство, беглов
Поделиться
Похожие новости