Импотенция ответственности: с гектарами борщевика в центре Москвы борются энтузиасты, власть присылает отписки
В конце апреля в «Московской газете» вышла статья о состоянии памятника природы — Коробковского сада, расположенного в районе Котловка Москвы. Нам показалось удивительным то, что его восстановлением занимаются не те, кто должен это делать, а общественные активисты, причем тратят на это свои собственные средства.
15 мая в Коробковском саду было шумно от рева моторов бензиновых газонокосилок: рабочие уничтожали борщевик. Воспользовавшись случаем, мы приехали в сад, а после «покоса» поговорили о текущей ситуации с Натальей Чернышевой —лидером и идейным вдохновителем неравнодушных людей, стремящихся вернуть Коробковскому саду былую красоту.
— Наталья, почему сад в таком запустении? На территории разрушенные здания, в одном из них был пожар. Все в руинах, везде горы мусора, плюс ко всему, везде растет борщевик - ядовитое растение, которое оставляет на коже ожоги. Особенно опасен он при попадании яда на слизистую.
— Да, сад постепенно превращается в свалку. Горы мусора действительно огромные, вероятно, кто-то кидает еще и через забор. Мы на субботниках собираем за раз по тридцать-сорок мешков. Но сбор мусора - это только первый этап, сейчас мы удаляем борщевик.
— Своими силами, получается, все делаете?
— Да. Собираем деньги с активистов, и я им очень благодарна. 15 мая работали в очень тяжелых условиях, под дождем, но нас это не остановило. Приехали два специалиста, они с помощью газонокосилок постепенно избавляют Коробковский сад от этого ядовитого растения. Пока убирали вдоль забора. Собираемся убрать середину сада и вывезти эту траву в контейнерах.
— Когда мы с вами встречались в прошлый раз, вы говорили, что собираетесь организовать удаление борщевика на собственные средства. Получается, что кроме вас этого никто не делает? А собственник сада никак не участвует? Кто это вообще, вы пытались выйти с ним на контакт?
— Да, я хотела с ними связаться, чтобы договориться об удалении борщевика. Но все, что мне удалось - это связаться с начальником ЧОП, охраняющего Коробковский сад, и он уже сам связался с арендаторами, а потом уже передал мне, что они не возражают. Связаться с ними напрямую ни у кого нет возможности. Даже в управе района Котловка говорили, что она уже несколько лет пыталась и связаться с ними не смогла.
— «Московская газета» отправила запрос в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Ответ пришел странный: документ не на фирменном бланке, нет ни даты, ни подписи, ни печати, ни данных об исполнителе. И ответили не про территорию Коробковского сада, а про долину реки Котловки.
— Долина реки Котловки — это всего лишь 15 гектаров, а сам Коробковский сад имеет площадь 26,7 гектаров. Он даже кусками не вошел в долину реки Котловки.
— Говорят, что этот сад принадлежит частной компании?
— Нет, собственник сада — государство. А в аренду его взяли частники. Сейчас мы пытаемся понять, кто является балансодержателем, и кто является администрирующей организацией.
Я обращалась в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. По их данным, сад точно не является особо охраняемой природной территорией и точно не является памятником природы. Я также обращалась в Мосприроды, там мне ответили так же, и посоветовали обратиться в министерство природных ресурсов и экологии РФ. Что я и сделала. С момента запроса прошло две недели, ответа пока нет.
— Какие-то службы по экологии и природе помогают вам?
— Нет, но очень бы хотелось. Нам нужна любая помощь, и именно от таких организаций.
— Получается, что районная управа не оказывает никакой помощи при восстановлении Коробковского сада?
— Пока нет, и говорит, что не имеет никакого отношения к саду. Действительно, земля федеральная. И когда в саду на меня напала стая бездомных собак, в управе сказали, что ничего не будут делать, потому что земля — не их. Но я ответила, что собаки ходят по разным районам, и песикам все равно где нападать на людей. Сегодня мы встретили еще одного жителя, который решил проверить, как обстоят дела в саду. Он сказал, что животных надо ловить по всему району, а не только в Коробковском саду.
— Насколько мне известно, борьба с борщевиком входит в обязанность правообладателей земельных участков, и за невыполнение этого требования налагаются штрафы. Почему они не были наложены на арендаторов?
— Вообще должны применить закон, но пока мы не видим результата. Борщевик начал расти дальше. Он был замечен уже и в долине реки Котловки. Никаких санкций никто не вводят. Возможно, потому что никто не знает, кого штрафовать. Вот мы и пытаемся это выяснить.
— Знаю, что Коробковский сад — не первая зеленая зона, которую вы спасаете. Был еще и Битцевский парк…
— Да, это лес моего детства. С 2008 года мы проводим там субботники весной и осенью. За десять лет там стало меньше мусора, можно сказать, что сейчас его там практически нет, хотя на первых субботниках мы выгребали огромное количество отходов. Я считаю, что теория «где чисто — там не мусорят!» реально работает. Нам удалось спасти Битцевский парк от завалов мусора именно этими субботниками.
Еще наша команда активистов помогла спасти деревья от вырубки в Зюзинском парке. На плакатах сообщили, что будет вырубка 199 деревьев. Естественно, нам это не понравилось, и мы решили пойти в управу, а потом и в проектирующую организацию. Мы добились, что проект изменили и деревья оставили в покое. Мы позволили срубить только больные деревья, которые могли бы причинить опасность гражданам. Все здоровые деревья остались.
— А кто участвует в субботниках?
— Я и местные жители.
— Как вы их собираете?
— Через объявления на информационных досках и социальные сети. Есть группа в ВКонтакте, в Whatsapp под названием «Коробковский сад».
— Подытожим: получается, активная гражданская позиция может творить чудеса?
— Да. И мы очень надеемся, что нам удастся возродить Коробковский сад.
Ситуация, в общем-то, обычная для матушки-России: чиновники переводят стрелки друг на друга, потому как непонятно, в чьем ведении находится земля и кто должен отвечать за ее содержание и использование по прямому назначению. В итоге уникальный природный комплекс рядом с центром столицы пребывает в запустении, он заполонен борщевиком – опасным растением, которое может вызвать ожоги и сильные аллергические реакции.
Борщевик этот уничтожается силами гражданских активистов, причем на их собственные средства. При этом, как рассказала Наталья Чернышева, вероятный правообладатель сада милостиво дал согласие на работы, в то время как обязанность по содержанию территории закон возлагает именно на него. Неплохо устроился, правда?
Только нам кажется, что в этой истории что-то не так?
На статью «Московской газеты» о проблеме реакция тоже была нулевой – если не считать очень странного ответа от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Видимо, чиновники не услышали слова президента России Владимира Путина о том, что реакция на сообщения СМИ должна быть мгновенной, как рефлекс слюноотделения у собаки Павлова: прочитал – проверил – принял меры...
-
Человекоподобный робот Алантим расскажет об архитектуре московской подземки на выставке «Московское метро &ndash...04.07.2016 в 12:13:0013590
-
Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе 6-го Московского урбанистического форума....30.06.2016 в 16:56:0022439
-
В совершении данных преступлений подозреваются двое 27-летних уроженцев Закавказья. ...30.06.2016 в 00:00:0026009
-
В этом году один из главных праздников столицы совпадает с Днем солидарности в борьбе с терроризмом. ...29.06.2016 в 00:00:0025367
-
В Москве в рамках реставрационных работ по программе «Моя улица» строители обнаружили деревянный кабак...28.06.2016 в 00:00:0033004
-
В первую очередь обновленная разметка появится в пределах ТТК. ...28.06.2016 в 00:00:0028649