Новость общества

Государственное равнодушие за бетонным забором: какие тайны скрывает Коробковский сад?

Государственное равнодушие за бетонным забором: какие тайны скрывает Коробковский сад?

Фото © «Московская газета»/Ксения Куркатова

28.04.2019 в 21:56:00
15508

При наличии ответственного учреждения возрождением Коробковского сада занимаются энтузиасты-общественники, тратя на это собственные деньги

Хотите побывать в «зоне» Стругацких, или воочию увидеть, на что похожи последствия артиллерийского обстрела? Тогда добро пожаловать в Коробковский сад, расположенный в районе Котловка Юго-Западного округа Москвы. Территория сада обнесена бетонным забором, внутрь охрана пускает только после предъявления паспорта.

Какие же секреты хранит глухая бетонная ограда? Это мы выясняли вместе с Натальей Чернышевой, которая в сотрудничестве с другими общественными активистами уже несколько лет ведет борьбу за то, чтобы Коробковский сад из закрытой и опасной территории превратился в приятное место отдыха для жителей столицы.

«Мы занимаемся возрождением сада уже давно», — рассказывает Наталья Чернышева. — «Сад раньше был плодоносящим, здесь росли яблони различных сортов, черешня, вишня, смородина. В 90-е годы прошлого века сад пришел в упадок, его обнесли бетонным забором. После этого совхоз, который им владел, обанкротился, сейчас сад находится в аренде. Мы долго добивались, чтобы начали пускать жителей, потому что раньше никого не пускали за забор, и только год назад разрешили проход в сад. У нас здесь замечательные Коробковские пруды — целый каскад прудов; у нас здесь историческая дорога XVII века, которая шла еще тогда в село Зюзино из Москвы».

Как сообщают исторические источники, основан сад владельцем Верхнекотловского кирпичного завода купцом Трифоном Коробковым в 1880 году. Трифон Иванович собрал в верховьях реки Котловки много редких сортов плодовых деревьев, а в овраге устроил каскад прудов. Сейчас состояние этих прудов, мягко говоря, оставляет желать лучшего: как минимум, они нуждаются в очистке.

Здесь, кроме обычных серых уток, живут красивейшие утки-мандаринки, занесенные в Красную книгу России. А еще, говорят, в Коробковском саду обитают зеленые дятлы и соловьи. Есть, как рассказали общественники, и другая живность: бездомные собаки. Впрочем, настроены они по отношению к людям вполне миролюбиво.

Раньше сад славился рекордными урожаями яблок, поэтому в 1921 году Ленин распорядился о том, чтобы его продукция использовалась для улучшения питания в приютах и больницах. Позже сад перепрофилировали — он стал помологическим рассадником, в котором велась научная работа. Ну а в 90-х годах прошлого века все пришло в запустение. Тогда, собственно, и появился бетонный забор.

Как сообщает «Википедия», сад располагается на территории ФГУП «Совхоз им. XXI съезда КПСС», который с 2008 года находится в ведении ФСБ. Однако в сервисе проверки контрагентов «Руспрофайл» содержится информация, что «Совхоз им. XXI съезда КПСС» ликвидирован в 2018 году, а его правопреемником является ГУП Города Москвы «Центр-Сити». Что интересно, эта структура в данный момент тоже пребывает в стадии реорганизации. А территория сада, как сообщили активисты, находится в аренде у некоей компании «Капитал Эстейт».

Наконец, вишенка на торте: согласно данным информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России», Коробковский сад является памятником природы регионального значения! И там же указано, что отвечает за обеспечение охраны и функционирование ООПТ Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Как в таком случае объяснить удручающее состояние Коробковского сада – решительно непонятно…

Сказать, что сад находится в запустении — значит, ничего не сказать. Прогулка по нему напоминает квест: территория изобилует развалившимися постройками, былое назначение которых сейчас уже невозможно узнать. Еще одна «достопримечательность» — выгоревшее практически дотла здание конюшни: наши собеседники рассказали, что в 2018 году в саду произошел пожар, и специализированная техника не смогла подъехать к месту возгорания из-за бетонного забора.

Отдельная, и пресерьезнейшая проблема — борщевик. Им заполонен практически весь дальний край сада, примыкающий к Котловке. С середины июля по конец августа борщевик цветет буйным цветом, и в этот период он может быть опасен для человека: сок, пыльца и эфирные масла могут спровоцировать аллергические реакции, грозящие серьезными осложнениями. Из-за воздействия компонентов растения на кожу можно получить опасный ожог. А ведь в сад через забор лазают дети…

«Уничтожить борщевик — это очень дорогое удовольствие», — говорит Наталья Чернышева. — «По первому расчету мне насчитали около 200 тысяч. Сейчас мы говорим все-таки о каких-то скидках, и я надеюсь, что это будет подъемная сумма. Платить за все изначально буду я, потому что уничтожать борщевик нужно прямо сейчас, и мы не успеем собрать деньги. А потом я все-таки попрошу у людей, кто сколько может, возместить мне расходы. Буду очень рада и благодарна за это».

Ситуация, согласитесь, странная. Вроде бы есть учреждение, ответственное за охрану и содержание памятника природы, есть даже арендатор, но приведением Коробковского сада в божеский вид занимаются энтузиасты-общественники, тратя на это свои деньги. Причем деньги немалые. Неравнодушные люди только в этом году провели уже три субботника. Они делают все, что могут, но их возможности не безграничны.

Редакция «Московской газеты» в ближайшее время отправит запросы в органы исполнительной власти, чтобы выяснить, почему обязанности по содержанию памятника природы не выполняются. Мы будем держать ситуацию на контроле.

Автор: Алексей Нилов
ТеГИ
Коробковский сад, ЮЗАО, Москва, Наталья Чернышова
Поделиться
Похожие новости