Новость общества

Как «земский доктор-травматолог» делает по ночам трепанацию черепа и сколько он за это получает

Как «земский доктор-травматолог» делает по ночам трепанацию черепа и сколько он за это получает

коллаж «Московской газеты»

23.10.2023 в 00:13:00
3724

Почему зарплаты и медики утекают из регионов

«Московская газета» продолжает освещать тему сокращения выплат медикам и оттока медкадров из российских регионов. Как выяснилось, эта проблема касается не только работников скорой помощи, но и врачей больниц и поликлиник. Врач в Ленинградской области, приехавший туда по госпрограмме «Земский доктор», рассказал «Московской газете», как его зарплата в регионе за несколько лет понизилась примерно на 75 тысяч рублей, а также о том, чем местному травматологу-ортопеду приходится заниматься по ночам и за какие деньги. Руководство медучреждения, где работает этот врач, ответило на вопросы «Московской газеты». В Кемеровской области, если верить сотруднице скорой помощи Кемерово, с зарплатами медиков всё нормально. Но так не думает хирург, уехавший оттуда работать «земским доктором» в Хакасию. Впрочем, в Хакасии хирургу пришлось судиться с больницей, в которую он устроился.

Зарплаты и медики утекают отовсюду

Отмена стимулирующих выплат касается не только сотрудников скорой помощи, а и врачей в любых медучреждениях, сказал «Московской газете» сопредседатель профсоюза медиков «Действие» Андрей Коновал.

«Это происходит давно, периодически, просто в последнее время нам об этом поступает больше сигналов. Начинается экономия на зарплатах путём сокращения стимулирующей части. В отличие от окладной части, которую сократить никто не может, стимулирующие выплаты за эффективность работы не являются чем-то постоянным, гарантированным и зависят от результатов работы самого медика и работы медучреждения. Даже работник, который добросовестно выполнял все свои обязанности, может недополучить эти выплаты. Сокращение выплат происходит сейчас во Владимирской и Новосибирской областях, в Удмуртии, во многих российских субъектах. На мой взгляд, в каждом регионе можно обнаружить то, о чём мы говорим. Стационар, поликлиники, скорая помощь, средний и младший медперсонал, водители – люди уходят из этого сектора и начинают искать иные места работы. Кто-то меняет профессию. В Подмосковье порой уходят из бюджетных учреждений в частные клиники. Кто-то переезжает из села в районный центр, кто-то в столицу региона, кто-то – в другой регион, чтобы получить «подъёмные» по программе привлечения медиков в регионы «Земский доктор». В Кемеровской области эти программа действует только на тех сотрудников, которые ранее не работали в регионе на должностях из перечня, указанного в программе. То есть, например, реаниматологи из Кемеровской области в эту программу попасть не могут. В разных регионах действуют по-разному: где-то стремятся сохранить медиков на местах, а где-то – привлечь их со стороны», — рассказал Андрей Коновал.

«В России число медицинских работников в государственных медучреждениях в 2022 году сократилось на 50 тыс. человек», — отметил в беседе с «Московской газетой» региональный эксперт, руководитель аналитического центра «Акценты» Антон Чаблин.

«Самый большой отток кадров — в Башкирии, Новосибирской, Оренбургской, Волгоградской областях, на Кузбассе и в других регионах. А это не самые бедные регионы. При этом умудрились увеличить число медиков в Калмыкии, Дагестане, Тыве, Карачаево-Черкесии. А это регионы довольно депрессивные. Чтобы понять эту тенденцию в первую очередь стоит ориентироваться на наличие конкуренции на рынке медуслуг: в регионах, где есть развитая частная медицина, врачи туда и переходят, покидая бюджетные медучреждения. По развитости частного сектора, конечно, не стоит сравнивать условную Калмыкию или Тыву с Кузбассом или Башкирией. В небогатых регионах альтернативы у врачей просто нет, а в крупных – пожалуйста, выбирай любую клинику», — сказал Антон Чаблин.

Из солнечного Кемерово – в Хакасию

Врач одной из подстанций скорой помощи города Кемерово Екатерина рассказала «Московской газете», что сокращение стимулирующих выплат её не коснулось.

«На руки я получаю, отрабатывая где-то 1,5 ставки, около 60 тыс. рублей, а оклад у меня в пределах 12-13 тысяч, — говорит Екатерина. — С 1 октября оклад повысили. Фельдшеры получают у нас 30 тыс. - 40 тыс. рублей. Видимо, пока желание руководства региона не поднимать какую-то дополнительную «волну» в виде недовольных медиков приводит к тому, что зарплаты у нас не сокращаются. Людей, конечно, всё равно не хватает, у нас меньше людей в бригаде и меньше бригад по району, чем положено, но это не из-за зарплат. Скорая помощь – это тяжелый физический труд и психологические нагрузки. Пенсионеры дорабатывают и уходят на пенсию. Студенты, которые у нас работали, сейчас уехали в другие города либо работать врачами, либо пошли в ординатуру. Несколько лет назад было такое, что уволилось много сотрудников. Сейчас большого оттока кадров нет, просто мало людей приходит к нам на работу».

Врач-хирург Михаил Старченков несколько лет назад приехал по программе «Земский доктор» из Кемеровской области в республику Хакасия.

«Взяли на работу с зарплатой 60 тыс. рублей. Сначала мне выплатили «земские» 1,5 млн рублей. После того, как я получил деньги, мне снизили персональный повышающий коэффициент в 3 раза, и моя зарплата уменьшилась в 2 раза. По этому поводу я обращался в прокуратуру, Минздрав, Государственную инспекцию труда. Выиграл суд. Я требовал выплатить мне около 400 тыс. рублей. Больница выплатила 180 тыс. и компенсацию за моральный вред. Медицинским работникам, врачам, фельдшерам, медсёстрам у нас снижают зарплату, не выплачивая стимулирующие. Но только единицы решаются обратиться за защитой своих прав. За тот год, что я недополучал зарплату, инфляция съела значительную часть выплаченных мне по итогу суда денег. А больница выплатила мизерный для неё штраф», — рассказал Михаил Старченков «Московской газете».

Как «земский доктор-травматолог» делает по ночам трепанацию черепа и сколько он за это получает

Врач травматолог-ортопед Андрей Антоненко приехал из Великого Новгорода в Подпорожский район Ленинградской области осенью 2019 года.

«Тогда главный врач Подпорожской межрайонной больницы обещал мне и моим коллегам зарплату в 100 тыс. рублей, — рассказывает Андрей Антоненко. — До Нового года так и было. Я получал 115-120 тыс. «грязными», из этого вычиталось то, что больница снимает за предоставляемое служебное жильё и налоги, и выходило порядка 100 тыс. рублей, я был очень доволен. Но После Нового года зарплата несколько упала. При этом отмечу, что я работаю не на одну ставку: травматолог, заведующий отделением, также я принимаю пациентов в приёмном покое, плюс в начале работы я ещё бегал принимать пациентов в поликлинику и принимал профосмотры детей. В 2020 начался ковид, а зарплата продолжила снижаться. Ковидных выплат я практически не получал. А у моей супруги, врача-педиатра, исчезли стимулирующие выплаты.  Начальство сказало ей: «Ну, вы же получаете ковидные». После ковида зарплата стала ещё меньше. В 2022 году она упала настолько, что я просто стал отказываться от части работы – от поликлиники, от профосмотров – потому, что со всеми своими ставками стал получать уже порядка 40 тыс. рублей. Я остался на стационаре. Зарплата «чистыми» – минус налоги, минус жильё (арендная плата и теплоэнергия), – стала составлять 25-27 тыс. рублей. На этом уровне она держится и сейчас. Я приехал в Ленинградскую область не один, с коллегами, нас было из Великого Новгорода около 10 человек. Мы тянули сюда своих друзей, коллег, а теперь чувствуем себя обманутыми. Некоторые уже уволились и поехали кто обратно в Великий Новгород, кто в Санкт-Петербург, кто в Гатчинский район Ленинградской области».

Врачей в Подпорожской межрайонной больнице категорически не хватает, отметил травматолог.

«Есть работы, которые мы выполняем, но нам за них не платят, — заметил собеседник «Московской газеты». — Я травматолог и при этом — заведующий отделением. Это у меня не полставки, а почему-то 0,25 ставки. В приказе о порядке оказания травматологической помощи написано, что один заведующий — на 40 коек. У меня — 20 коек. Почему тогда у меня не полставки, а 0,25? Эта математика мне не ясна. В приёмном покое нет дежурного травматолога, ночью никто не дежурит, но при этом больница должна оказывать круглосуточную травматологическую помощь. Если человек приходит днём, то дёргают меня, хотя «приёмный покой» не прописан ни в моём трудовом договоре, ни в иных документах, ни в моих служебных обязанностях. Я должен работать на своём отделении. Тем не менее, всё так, как есть. Сначала за всё это платили «стимулирующие», сейчас не платят, а требования ко мне остались прежние. Если пациент приходит ночью, это ложится на дежурного хирурга. Но хирург всё равно звонит мне. Раньше я приезжал и вместе с хирургом вынужден был проводить людям операции. Оплачивалось это по расценке 100 рублей/час. То есть, представьте: травматолога поднимают ночью, он приезжает на три часа в больницу, делает трепанацию черепа и получает за это 300 рублей. Нейрохирурга у нас тоже нет. Последний раз я делал трепанацию черепа на прошлой неделе».

В Подпорожской поликлинике нехватка персонала ещё большая, рассказал Андрей Антоненко.

«Если экстренную помощь хирург ещё может оказывать, то в поликлинике травматологическую и ортопедическую помощь хирург оказывать не должен, но у нас всё это свалено на хирурга – он и хирург, и травматолог и т.д. Он принимает по 60 человек в день, хотя должен принимать 16. Лора в поликлинике нет, окулиста нет. Человек попала в глаз окалина, но ввиду отсутствия профильного специалиста, этого пациента просят принять то хирурга, то травматолога. А у нас нет для этого соответствующих сертификатов, если мы окажем эту помощь, то можем просто попасть под статью», — отметил травматолог-ортопед.

На краю Ленобласти

Участковый педиатр Виктор Гордеев 6 лет работает в Бокситогорской межрайонной больнице, являющейся структурным отделением Пикалевской городской больницы Ленинградской области.

«Три года назад у нас был оклад примерно 21 тыс. рублей + участковые стимулирующие выплаты, 10 тыс. + стимулирующие за интенсивность работы, которые иногда, хоть и нечасто, составляли 15-20 тыс. рублей. Затем с ноября 2020 года на основании нового положения об оплате труда по Ленобласти нам подняли оклад до 27 800 рублей, при этом перестали платить и участковые (мотивируя тем, что их нет в новом положении), и другие стимулирующие. Т.е. мы остались на голом окладе + 8% за вредность. Я тогда пытался через суд оспорить это, но не вышло. На сегодняшний день оклад на ставку составляет 30 тыс., выплата за вредность – 8%, доплата 25% за ковид, это всё», — рассказал Виктор Гордеев.

В декабре 2023 года из Бокситогорской районной больницы ушла одна врач-педиатр, в июле 2023 года — еще одна. Кроме того, в Бокситогорске уволилась врач-педиатр – «зам по детству», которая брала на себя и участок, и работу в инфекционном отделении, и другую работу, рассказал Виктор Гордеев.

«Сейчас у нас 3 педиатра на город, при этом одна педиатр в отпуске, то есть, по сути, 2 педиатра на город, — заметил собеседник «Московской газеты». — Нагрузка на приемах высокая, вызовов много. Помимо этого, уволилось 2 терапевта, остался 1 терапевт в кабинете больных с симптомами ОРЗ и 2 терапевта, принимающих пациентов с хроническими заболеваниями. Есть еще фельдшер. В приемном покое Пикалевской городской больницы может не быть дежурного врача (весь сентябрь – точно), для осмотра детей вызывают педиатров. То есть, это еще большая на них нагрузка: помимо поликлиники педиатры могут провести ночь в больнице, а утром никто не отменял выход на работу. За приемный покой платят небольшие суммы».

За август 2023, работая фактически на две полные ставки, Виктор Гордеев получил 75 тыс. рублей с учетом надбавки 25% за ковид.

«Это при том, что официально по Ленинградской области средняя зарплата – около 100 тыс. рублей, — говорит Виктор Гордеев. — Последний раз у нас была премия в размере 25% от оклада в квитке за декабрь 2022, при этом как раз в конце 2022 года должны были быть выделены средства на доведение зарплаты врачей до 200%, а среднего медперсонала – до 100%, согласно майским указам. Насколько мне известно, стационар никаких доплат не получал».

Ответы на интересные вопросы

По поводу всей этой информации «Московская газета» отправила подробные запросы: председателю Комитета по здравоохранению Ленинградской области, в пресс-службу Министерства здравоохранения РФ, главному врачу ГБУЗ ЛО «Бокситогорская межрайонная больница» и главному врачу ГБУЗ ЛО «Подпорожская районная больница».

«Администрация ГБУЗ ЛО «Бокситогорская МБ» благодарит за проявленный интерес к проблемам здравоохранения в российских регионах и интересные вопросы. В связи с тем, что ГБУЗ ЛО «Бокситогорская МБ» является учреждением, подведомственным Комитету по здравоохранению Ленинградской области, за получением полных и обоснованных ответов по региону рекомендуем обратиться к учредителю ЛПУ», — ответил главный врач «Бокситогорской МБ» Е.В.Ульянов.

В Подпорожской больнице дали более развёрнутый комментарий.

«1. На момент Вашего запроса укомплектованность медицинскими кадрами в ГБУЗ ЛО «Подпорожская межрайонная больница» (далее «Подпорожская МБ) составляет: врачи: 56% от штатного расписания, средний медицинский персонал 74% от штатного медицинского расписания, младший медицинский персонал 95% от штатного расписания, прочий персонал 94% от штатного расписания. На октябрь 2023 года имеются открытые вакансии по специальностям врач-терапевт, врач-кардиолог, врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-акушер-гинеколог, фельдшер скорой медицинской помощи, фельдшер фельдшерско-акушерского пункта. Взаимозаменяемость врачей возможна, в частности первичную хирургическую обработку раны могут провести как врач-хирург, так и врач- травматолог.

2. На сентябрь 2023 года коэффициент совмещения составляет 1.25. Оплата труда при работе свыше 1 ставки производится согласно главе 44 ТК РФ.

3. В 2022 г., 2023 г. проводилась индексация заработной платы на 4% и 9% соответственно. Средняя заработная плата врача специалиста при работе на одну ставку за период январь-сентябрь 2023 года составляет 69514 руб.

4. Назначение стимулирующих выплат проводится по результатам объемов и качества выполненных работ. Фактов необоснованных сокращений стимулирующих выплат нет. «Ковидные» выплаты работникам проводятся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июля 2022 г. No1268 «O порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией».

5. Общение с сотрудниками «Подпорожской МБ» относительно размеров заработной платы, условий труда проходит регулярно. Судебных разбирательств не было.

6. Социальные гарантии медицинским работникам предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», Законом Ленинградской области «O дополнительных гарантиях и стандартах в Ленинградской области» от 11.03.2022 No 23-03, o 29.09.2022 No104-03.

7. На территории Подпорожского района реализация проекта «Земский доктор» проходит в соответствии с Приложением No5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения». В труднодоступные населенные пункты Подпорожского района, согласно перечню установленному постановлению правительства Ленинградской области от 17.03.2020 No128, за период 2019-2023 гг. трудоустроено четверо сотрудников», — сообщил и.о. главного врача Подпорожской межрайонной больницы М.Е.Абросимов.

«Московская газета» отправила запрос в Комитет по здравоохранению Ленинградской области. Ведомство готовит ответ.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
зарплата, медик, врач, земский доктор
Поделиться
Похожие новости