Новость общества

«Китайцы» довели российский авторынок до профицита: что с будет с ценами

«Китайцы» довели российский авторынок до профицита: что с будет с ценами

Фото © «Московская газета»

15.02.2024 в 10:07:00
1946

На российском авторынке наблюдается снижение продаж, несмотря на образовавшийся профицит, при этом цены пока остаются прежними

Наблюдавшийся в 2022 году дефицит новых автомобилей был преодолен в 2023 году за счет увеличения импорта китайских автоконцернов и роста производства отечественных марок. Начало 2024 года отметилось тем, что в отличие от начала прошлого на складах дистрибьюторов и автодилеров наблюдался достаточно большой переходящий остаток, полностью обеспечивающий потребности рынка. Об этом сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК АВТОДОМ.

Удалось ли России преодолеть кризис, связанный с нехваткой легковых автомобилей? Если удалось, то почему сейчас цены не снижаются?

«Профицит автомобилей привел к остановке роста цен впервые за последние два года. Их снижению препятствует ряд причин — как внешних, так и внутренних. Это высокая доля в стоимости авто утилизационного сбора, который был серьезно повышен в 2023 году. Кроме того, китайские автоконцерны серьезно скорректировали производственные планы в сторону понижения, чтобы предотвратить затоваривание рынка. Хотя высокая ключевая ставка, поднятая до 15% в октябре и до 16% в декабре, давит на спрос, он сохраняется на достаточно высоком уровне. Декабрь 2023 года стал рекордным месяцем по объемам продаж за последние два года. Результаты января традиционно меньше декабрьских, но если мы сравним их с аналогичным периодом прошлого года, то увидим рост продаж на 77,3% по сравнению с январем 2023 года», — добавили в пресс-службе.

Если дефицит преодолен, то как это отразится на спросе и ценах?

«Дефицита легковых автомобилей на российском рынке сейчас нет. За 2023 год в России было продано более 1 млн новых авто, а в 2024-м – только китайские производители планируют поставить 1,2 млн автомобилей, что позволит избежать резкого повышения цен. Сейчас наблюдается временное падение продаж, но на российском рынке сохраняется высокий уровень отложенного спроса, поэтому потенциальные покупатели просто ожидают момента, когда цены немного снизятся. Дилеры могут предоставить клиентам скидки до 30% в марте-апреле, когда в Россию будет доставлена новая партия китайских машин. Однако резкого падения цен не будет, так как стоимость автомобилей зависит от курса рубля, размера ключевой ставки и других внешних факторов. При стабильных экономических показателях в 2024 году стоимость легковых автомобилей вырастет на 5-8%, что сопоставимо с уровнем инфляции», — рассказали изданию в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

«В январе мы наблюдали на авторынке серьезную поддержку покупателей со стороны дистрибьюторов и акции дилеров, которые по российским моделям доходили до 490 тысяч рублей, а по кроссоверам из КНР приближались к 1 миллиону рублей. Склады заполнены, дефицита нет, на подходе новый товар, поэтому в январе продавцы охотнее шли на уступки покупателям. Именно это привело к тому, что первый месяц 2024 года, несмотря на длительные новогодние праздники, оказался достаточно активным для авторитейла: было реализовано 83 тыс. новых автомобилей (с учетом параллельного импорта), на 64% больше, чем в январе 2023 года. В феврале картина не изменилась. Склады заполнены прошлогодними «постаревшими» моделями, Интернет пестрит всевозможными акциями от дилерских сетей, а у покупателей остается шанс получить хороший дисконт», — сообщили изданию в пресс-службе «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

«С уходом западных производителей легковых автомобилей с российского рынка в связи с введением санкций, образовался ощутимый дефицит в этом сегменте экономики, что повлияло на повышение спроса и ценовую политику продавцов и дилеров данного вида товаров. Однако кризисную ситуацию на рынке легковых автомобилей зарубежного производства удалось решить в кратчайшие сроки. В 2023 году благодаря переориентированию национальных поставщиков легковых автомобилей зарубежного производства в сторону восточноазиатских производителей, дефицит поставок был замещен в полном объёме. Если говорить об уровне цен на легковые автомобили, сложившемся к концу 2023 года, и на начало нынешнего, по отношению к росту доходов населения, то этот уровень можно оценивать как достаточно высокий. Масштабное замещение ушедших с рынка производителей на поставщиков из КНР и других дружественных стран не позволяет снижать конечную стоимость данного продукта. Это связано с многими, прежде всего экономическими, факторами, среди которых большое значение имеют: логистические цепочки, волатильность национальной валюты. Также следует упомянуть изменение налогового законодательства в отношении утилизационного сбора и налоговые нюансы в сотрудничестве со странами выступающими транзитными государствами, являющимися участниками ЕАЭС (в части налога на добавленную стоимость и таможенного регулирования). Сказываются санкции на поставку технологий в РФ, которые используются в данном продукте, и даже начало и окончание китайского Нового года, что приведет к остановке поставок в феврале и марте и возобновлении их только к апрелю месяцу, а также удорожанию автокомпонентов и росту цен на металл в мировой экономике. Анализ этих факторов не позволяет говорить о перспективах снижения цен на модельный ряд зарубежных брендов в ближайшее время», — сказал «Московской газете» профессор департамента налогов и налогового администрирования, Финансового университета при правительстве РФ Валерий Хоружий.

«По данным Автостата, более 80 тыс. новых легковых машин реализовано в январе 2024 года, что на 77,3% больше, чем в январе 2023-го. Лидером рынка с объемом продаж более 22 тыс. автомобилей остается отечественная LADA, доля которой опустилась ниже отметки в 28% (год назад она составляла 39%). На втором месте – китайский бренд Haval с ростом цены на 2% (с объемом более 9 тыс. автомобилей), несмотря на проблемы с электроникой, вызвавшие отзыв части автомобилей. Несколько отстают продажи китайских Geely и Chery. Среди наиболее выросших в цене за год —LADA NIVA TRAVEL (на 20%) и LADA VESTA (на 10%). Остальные модели из вышеуказанных показали рост не более 3%, что с учетом уровня инфляции и роста реальных доходов населения позволяет приобретать данные автомобили с меньшими затратами.

Всего в России зарегистрировано более 4,5 млн легковых автомобилей, т.е. 1,2% составляют приобретенные новые в январе 2024 года. Высказываются мнения о возможном снижении цен на легковые автомобили, но с учетом таможенного оформления и затрат на транспортировку это не так очевидно. Кроме того, рост ставки ЦБ РФ не позволяет снижать ставку по автокредитам», — сообщила «Московской газете» доцент Департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
авто, цены
Поделиться
Похожие новости