Новость общества

Когда метро в российских городах сможет обходиться без машинистов

Когда метро в российских городах сможет обходиться без машинистов?

Фото © «Московская газета»

04.02.2023 в 17:49:00
3168

Технологии, позволяющие поездам метрополитена работать без машинистов, внедрены в некоторых странах ещё в 2010-х годах. Тогда же эксперты впервые заговорили о возможном появлении полностью беспилотных составов в метро Москвы. Предполагалось, что автоматизация управления поездами повысит безопасность этого вида транспорта и предотвратит те аварии, в которых виновен человеческий фактор

Разговоры о пользе беспилотников спровоцировала трагедия на Арбатско-Покровской линии московского метро, когда в результате крушения поезда в 2014 году погибло около 20 человек. Эта катастрофа стала крупнейшей техногенной аварией в истории метро современной России и привела к значительным реформам на предприятии. Однако до беспилотных поездов дело так и не дошло. Хотя уже тогда автоматические поезда обслуживали пассажиров в Копенгагене, Дубае и некоторых других городах, а подобные проекты близились к запуску в метро Лондона и Стамбула, эксперты поясняли, что внедрить полностью беспилотные поезда возможно лишь в метрополитенах с невысокой интенсивностью движения. Так, для безопасного использования беспилотных поездов интервалы между ними не должны быть менее 2,5 минут, тогда как в Москве промежутки бывают значительно короче.

Однако есть и менее радикальные варианты, которые в том числе применяются в Москве. В 2019 году заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов отмечал, что современные поезда, используемые в московской подземке, теоретически могут быть переведены в беспилотный режим управления, однако пока такой возможностью не пользуются, поскольку это ухудшит качество работы метро. Чиновник пояснил, что при езде без машиниста безопасный интервал движения придётся увеличить до 3 минут, а такие меры для московского метро были признаны неприемлемыми. Поэтому пока в Москве ограничиваются полумерами, когда автоматика берёт на себя лишь часть задач по управлению поездом, например, осуществляет разгон и торможение, однако машинист по-прежнему открывает и закрывает двери, даёт команду на начало движения и следит за процессом. Власти столицы прорабатывали возможность запуска беспилотных поездов на Кольцевой линии, но решили на время отказаться от этой идеи и подождать появления более совершенных технологий, подходящих для такой загруженной транспортной системы, как московское метро.

Впрочем, вскоре к этой идее вернулись, причём уже на федеральном уровне. В октябре 2019 года министерство транспорта обратилось в Государственную комиссию по радиочастотам с просьбой выделить диапазон частот для развития систем транспортной телематики. Замминистра транспорта Алексей Семёнов заявлял, что эти частоты нужны в том числе для внедрения беспилотного транспорта. Чиновник утверждал, что переход на беспилотные поезда является мировым трендом, а на совещании руководства Минтранса с главами всех российских метрополитенов эта идея также получила поддержку.

Наконец, весной 2021 года появились конкретные сроки запуска первого в России беспилотного поезда метро. Эксперимент решили провести в Казани, где находится самый молодой, открытый в 2005 году, метрополитен в стране. Профессор МАДИ Михаил Якимов отметил, что выбор Казани стал хорошей идеей, поскольку за рубежом поезда без машинистов обычно используют на простых маршрутах без большого количества остановок. Единственная линия казанского метро с 11 станциями как раз подходит под такие характеристики. Пассажиропоток, а значит и интенсивность движения поездов там также значительно меньше московских, что создаёт наилучшие условия для обкатки инновационной технологии. Запустить беспилотные поезда в столице Татарстана планируется в 2025 году. Представители профильных предприятий обращали внимание на пробелы в законодательстве, которые мешают внедрению беспилотного рельсового транспорта, и над устранением этих пробелов сейчас работают специалисты транспортной отрасли.

В компании «Аэроэкспресс» утверждали, что аргументом в пользу запуска беспилотников является не только повышение безопасности, но и экономические соображения. Движение в автоматическом режиме позволяет более чётко соблюдать интервалы и поддерживать ровный ритм работы метро, что в итоге приводит к снижению энергозатрат и финансовым выгодам. Но Якимов добавил, что само по себе внедрение нового типа поездов требует немалых вложений, что по крайней мере на первом этапе с лихвой перекрывает экономию от эксплуатации беспилотных составов.

Соцопросы показали, что у горожан идея перевести поезда метро на автоматическое управление вызывает недоверие. Исследовательское агентство «Промрейтинг» выяснило, что при выборе между живым машинистом и автоматикой 48% казанцев предпочитают человека в кабине и лишь 10,5% заявили о большем доверии к компьютеру.

Выходом из ситуации в других странах становился переходный период, когда для снижения тревожности пассажиров некоторое время после перехода на беспилотное управление машинист продолжал находиться в кабине поезда. Однако такой подход нивелирует экономию от сокращения ставок, поскольку машинистам, которые де-факто не выполняют никакой работы, придётся продолжить платить зарплату.

Однако зарубежный опыт также не всегда становился удачным. В Сингапуре после нескольких лет эксплуатации решили отказаться от беспилотных поездов. Администрация метрополитена пришла к такому решению из-за постоянных сбоев в движении составов. В кабины управления вновь вернулись машинисты, которые находятся там в течение всего времени движения для оперативного реагирования на возможные нештатные ситуации. Это не говорит о том, что автоматизация управления транспортом – вектор в неверном направлении, однако процесс этот должен быть постепенным и вполне может сталкиваться с проблемами.

Гендиректор предприятия «Метровагонмаш» Андрей Васильев подтверждал, что технологически запуск беспилотных поездов уже возможен, в том числе в Москве. Однако этот процесс будет идти плавно, в том числе для того, чтобы пассажиры могли привыкнуть к новшеству. Предполагается, что машинисты постепенно будут выполнять всё меньше и меньше задач, пока управление поездом не станет полностью автоматическим.

Сегодня планы по автоматизации пассажирских перевозок в подземке подтвердил и мэр Москвы Сергей Собянин. Говоря о разработке нового поколения составов, которые выйдут на линию после 2026 года, градоначальник упомянул и вероятность того, что эти поезда могут быть беспилотными.

Интересно, что сроки возможного внедрения автоматических поездов в Москве обозначены на период после 2026 года. Как раз тогда, если планы казанских транспортников будут реализованы вовремя, появятся первые убедительные результаты этого эксперимента, и можно будет говорить о переносе позитивного опыта в другие города. Если опыт, конечно, окажется позитивным.

Последним препятствием на пути прогресса могли бы оказаться международные технологические санкции, введённые против России. Весной 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин предполагал, что из-за ограничений может замедлиться строительство метро в Челябинске, а также новых станций в Казани и Нижнем Новгороде. Это связано с нехваткой запчастей для строительной техники западного производства. Вопрос о том, могут ли санкции негативно отразиться на планах запуска беспилотных поездов, тоже мог бы оказаться актуальным. В 2019 году заммэра Москвы Максим Ликсутов называл поставщиками лучших технологий в этой сфере немецкую Siemens и канадскую Bombardier. Обе эти компании из России ушли. Однако при обсуждении запуска беспилотников в казанском метрополитене выяснилось, что всё оборудование и технологии за это время успела разработать отечественная компания «Трансмашхолдинг» — ведущий производитель поездов метро в нашей стране.

Это даёт надежду на то, что зарубежные ограничительные меры в данной сфере критического влияния не окажут. А значит в ближайшие годы мы имеем все шансы увидеть поезда или совсем без машинистов, или с машинистами, чьей единственной задачей останется обеспечение спокойствия пассажиров одним своим присутствием. И с точки зрения равномерного развития регионов может быть даже хорошо, что первый такой проект должен реализоваться вне Москвы.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
метро, машинисты, метрополитен
Поделиться
Похожие новости