Новость общества

Москвичи продолжают жаловаться на установку постаматов без их согласия

Москвичи продолжают жаловаться на установку постаматов без их согласия

Фото предоставлены жильцами дома

22.04.2024 в 22:53:00
1860

«Московская газета» продолжает следить за развитием событий вокруг постаматов, которые без согласия жильцов устанавливают в подъездах многоэтажек в разных районах Москвы. Ранее мы уже писали о жалобах жителей домов на Загородном шоссе 9 к.2 в Донском районе и на Ореховом бульваре 61 к.1 в Зябликово, где в подъездах также появились постаматы

Устройства для бесконтактной передачи посылок устанавливаются в рамках общегородского проекта «Московский постамат». Целью вроде бы является удобство граждан, которые смогли бы забирать заказы из интернет-магазинов непосредственно в подъезде своего дома. Но возникает несколько проблем. Во-первых, для доставки посылок до постамата доступ к подъезду придётся обеспечить как минимум курьерам, а если этими устройствами смогут пользоваться и люди, не проживающие в данном доме, то фактически нивелируется польза от домофонов, препятствующих проникновению в подъезд посторонних лиц. Кроме того, в подъездах ради установки постаматов зачастую приходится перевешивать почтовые ящики или иным образом перекомпоновывать ограниченное пространство, что оказывается удобно не всем. Наконец, постаматы потребляют определённое количество электроэнергии, и их подключают к общедомовым сетям, а значит и платить за дополнительное электричество приходится жителям, ведь отдельными счётчиками эти устройства не оснащают.

Согласно жилищному законодательству, чтобы установить постаматы или иным образом использовать общедомовое имущество, к которому относятся и подъезды, необходимо согласие большинства собственников жилья. Для получения этого согласия необходимо организовать общее собрание собственников, и все дальнейшие решения должны приниматься на основании протокола с результатами голосования. О том, что до установки постаматов должно проводиться собрание собственников, заявляла и Мосжилинспекция в своём ответе на жалобу жителей дома на Загородном шоссе. Тогда ведомство готовилось вынести предостережение ГБУ «Жилищник Донского района» о недопустимости нарушений законодательства, но неизвестные люди демонтировали постаматы, также не уведомив жильцов о своих действиях. В многоэтажке на Ореховом бульваре ситуация стала развиваться по другому сценарию. В управе жителям заявили, что теперь необходимо провести собрание собственников, на котором большинство участников могут высказаться против установки постаматов, и тогда их уберут. Жильцы дома не были согласны с такой постановкой вопроса и требовали, чтобы постаматы демонтировали незамедлительно, поскольку изначально их установка проводилась с нарушением закона.

В пресс-службе проекта «Московский постамат» пояснили, что устройства для передачи посылок устанавливаются в тех домах, жители которых подали электронную заявку на данную услугу. Делается это якобы в тестовом режиме, чтобы жители могли оценить удобство новой системы, и на ближайшем собрании собственники квартир смогут решить, оставлять или убирать постаматы. Почему игнорируется требование закона о том, что собрание должно быть проведено до установки, не предусматривающее каких-либо исключений для пилотного режима, в «Московском постамате» не пояснили.

Между тем, споры вокруг постаматов набирают обороты, и невольными участниками эксперимента становятся всё больше многоквартирных домов. В нашу редакцию с аналогичной проблемой обратились жители дома по адресу 1-я Аэропортовская ул., 6, во всех трёх подъездах которого также без предварительного согласия жильцов появились постаматы. Старшая по одному из подъездов Зоя Беляева в беседе с журналистом «Московской газеты» отметила, что в принципе недовольна тем, как «Жилищник района Аэропорт» управляет этим домом. В частности, по словам женщины, «редко производится уборка помещений общего пользования, контейнер для мусора во дворе постоянно переполнен и своевременно не вывозится, а дозвониться до управляющей компании и дождаться исправления недочётов бывает крайне непросто». Внезапное появление постаматов стало лишь очередной претензией к работе УК. Наша собеседница отмечает, что в доме 1980 года постройки свободных площадей в подъезде в принципе немного, и устройства для передачи посылок в этом пространстве оказались явно лишними. Для их установки также пришлось перевешивать на другую стену почтовые ящики, и на новом месте пользоваться ими оказалось не так удобно. Кроме того, жильцов беспокоит вопрос о том, как теперь будет осуществляться доступ в подъезды и не придётся ли вообще снять кодовые замки. В «Московском постамате» утверждали, что пользоваться устройствами в подъездах МКД смогут только их жители, но этим обещаниям поверили не все. Поэтому возникают опасения по поводу безопасности и защиты подъездов от чужих людей, в том числе асоциальных элементов. Но главным, как пояснила Зоя Афанасьевна, остаётся вопрос о нарушенном праве собственности. Ведь подъезд относится к общедомовому имуществу, которым совместно распоряжаются собственники всех квартир. А согласия на установку постаматов у них никто не спрашивал.

Жители дома на 1-й Аэропортовской уже обратились в управу района Аэропорт, прокуратуру и префектуру по САО с просьбой вмешаться и устранить нарушение закона, т.е. убрать установленные постаматы. Прокурор по Северному административному округу Москвы М.В. Попков ответил, что коллективное обращение по поводу нарушений жилищного законодательства рассматривается органами прокуратуры, и ответ по существу принятых мер будет дан в установленный законом срок. Поступил жителям и ответ от префектуры САО, в котором снова говорится, что постаматы устанавливаются для исследования общественного мнения о проекте. Если по истечении 6 месяцев после установки жителями будет выражено отрицательное отношение к постаматам, они будут демонтированы. В префектуре добавили, что на период установки постаматы обслуживаются сертифицированной организацией, которая также вносит в фонд МКД средства за потреблённое электричество. Курьеры, которые будут доставлять посылки, также прошли идентификацию через ресурсы правительства Москвы, а пользоваться устройством смогут только жители подъезда. Но на главный вопрос о том, как тестовый режим установки постаматов согласуется с жилищным законодательством, которое таких случаев не предусматривает, ответ так и не был получен.

Впрочем, в Мосжилинспекции в ответ на наш запрос подтвердили некоторые нарушения при реализации проекта «Московский постамат». В ведомстве отметили, что в Москве реализуется проект по тестовой установке устройств для бесконтактной передачи посылок, с подробностями которого можно ознакомиться на портале мэра Москвы. В период с 1 июля 2023 года по 7 апреля 2024 года в Мосжилинспекцию поступило 216 обращений граждан по поводу установки постаматов, и 3 нарушения после завершения проверок подтвердились. По всем выявленным фактам несоблюдения законодательства вынесены предостережения об их недопустимости. По каким адресам выявлены нарушения и какая ответственность может грозить управляющим компаниям, которые их допустили, в ведомстве не уточнили. В проекте «Московский постамат» на запрос «Московской газеты» о ситуации не ответили.

По словам жителей дома, по состоянию на 22 апреля постаматы стоят обернутые в пленку. «Московская газета» продолжит следить за этой ситуацией и тем, каким образом будут разрешаться споры вокруг постаматов в подъездах жилых домов.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
постаматы, подъезды, мкд, Москва
Поделиться
Похожие новости