Почему растут цены на косметические услуги и стоить ли ходить к мастерам на дому
Женщины в России могут экономить на питании, но при этом посещать салоны красоты, рассказала «Московской газете» омбусдмен Ассоциации предприятий индустрии красоты Ляля Садыкова. Правда, потребление бьюти-услуг всё-таки снизилось, а цены на них растут. При этом салоны красоты стараются сдерживать цены и несут ответственность за качество своей работы, а вот к частному мастеру на дому, если он сделал вам плохой маникюр или причинил вред здоровью, не вызовешь даже Роспотребнадзор. Руководитель АПИК по городу Кирову Дмитрий Кочев рассказал о том, какую долю занимает теневой рынок косметических услуг на рынке в российских регионах
Большинство расходных материалов для предприятий индустрии красоты производится в Китае, рассказала «Московской газете» омбудсмен Ассоциации предприятий индустрии красоты Ляля Садыкова:
«Пилочки, валики, маникюрные аппараты – всё это Китай или Южная Корея. На эти закупки очень влияет курс валют, и характерно, что с падением курса цены назад не откатываются. Сейчас наши поставщики говорят, что есть проблемы с платежами и прогнозируют возможные задержки поставок, чтобы мы делали закупки заранее, наперёд. Но мы пока этих проблем на себе не ощутили, на складах всё есть. Что касается такого оборудования, как косметические столы, стулья, зеркала, у нас ещё до событий 2022 года появились поставщики хорошего российского оборудования по стабильным ценам. У парикмахерских ситуация тоже более-менее стабильная, во многом благодаря тому, что на рынке РФ остались крупные иностранные представители, такие как компания Loreal. В отличие от многих российских поставщиков, у которых стоимость может меняться в зависимости от курса валют каждый месяц, иностранные компании продолжают повышать цены только раз в год, с учётом инфляции, на 4,5-5%. С другой стороны, есть и надёжный российский поставщик Estel, завоевавший в 2022 большую часть рынка. У него крупный завод в Ленинградской области. Поэтому парикмахерские чувствуют себя спокойно».
В 2022 году цены на услуги салонов красоты и других предприятий индустрии выросли на 50% и более, отметила Ляля Садыкова.
«А в декабре 2023 – уже на более чем на 5%. Индустрия старается сдерживать цены. Что касается их дальнейшего роста, то здесь пока сложно делать прогнозы — всё зависит от ситуации на рынке и многих факторов. Огромная составляющая цен на косметические услуги – это коммунальные тарифы. Стоит отметить, что бьюти-услуги – это не базовая потребность, на них потребитель может экономить. Мужчины раньше стриглись раз в 3 недели, теперь – раз в 4. А для салона красоты это снижает посещаемость на 25%. И возникает вопрос: повышать цены или работать «на оборотах»? Мужчин в эконом-классе бьюти-услуг стало меньше. А женщины стали меньше пользоваться дорогостоящими услугами, такими как ботокс и филлеры. При этом надо понимать, что наши женщины — особенная аудитория, они будут питаться гречкой, но салоны красоты посещать не перестанут», — рассказала эксперт.
Насколько велик риск получить некачественные косметические услуги? В сентябре девушка из Москвы посетила салон, после чего у неё, предположительно от воздействия шеллака, слезли ноги, сообщил Life. Также существует риск заразиться при получении косметических услуг инфекционным заболеванием, если мастер не стерилизует с должной регулярностью свои инструменты.
«Случаи, когда у клиента слезают ногти, происходят очень редко, и причин у них может быть три: гормональная реакция, некачественные материалы и непрофессионализм мастера, — говорит Ляля Садыкова. — Что касается материалов я призываю всех коллег работать только с официальными поставщиками, так как они отвечают за качество этих материалов. Но многие мастера, особенно работающие на дому, делают покупки на маркетплейсах. Непонятно, кто поставляет им эту продукцию, среди которой есть контрафактная и некачественная. Есть бренды, которые ушли из России, но на маркетплейсах их до сих пор можно найти — такие марки отличаются по свойствам от оригинала. К сожалению, не во всех регионах РФ есть официальные представители торговых марок материалов для косметических процедур, а продукцию с маркетплейсов можно доставить куда угодно. Если говорить об уровне стерилизации в российских салонах, то он выше, чем в зарубежных, и даже выше, чем в некоторых российских медицинских учреждениях. А вот если мастер оказывает услуги на дому, тут есть вероятность того, что инструменты могут оказаться нестерилизованными. Рекомендую всем посещать салоны красоты, потому что они несут ответственность за качество своих услуг, и в случае чего вам будет кому предъявить претензии. А «на дому» недовольному качеством услуг клиента могут просто выставить за дверь, и даже Роспотребнадзор к такому мастеру не вызовешь».
Цены на все без исключения расходные материалы растут, вопрос только в том, на каком уровне, рассказал «Московской газете» руководитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты по городу Кирову Дмитрий Кочев.
«В 2023 году что-то выросло в цене на 12-13%, а что-то на 50%. В январе 2024 цены снова поднялись. Яркий пример – лампы для солярия. В прошлом году мы закупали их по цене 1100 рублей за штуку, партиями в несколько тысяч ламп, а сейчас – по 1700 рублей за штуку. Конечно, всё приходит из Китая. Коммунальные тарифы растут от 10 до 30%. Правительство поднимает налог на имущество. В 2018-2019 году у нас были льготы, при аренде помещений до 1000 кв. метров налог на недвижимость был нулевой. А сейчас, если стандартный салон красоты арендует 70 квадратных метров, налог на имущество около 70 тысяч рублей. Это поднимает стоимость аренды на 10%. Отопление в регионе подорожало на 17%. Наш региональный оператор по вывозу твёрдых бытовых отходов тоже не радует. Представьте, что вы арендовали помещение и поставили там 8 рабочих мест. Но первые 3 года у вас будет работать максимум 3-4 стула, и то не постоянно. И тут приходит наш региональный оператор по вывозу твёрдых бытовых отходов и говорит: а я вижу у вас 8 стульев, так что оплачивайте вывоз ТБО за все 8 рабочих мест или подавайте в суд. Из-за всего этого цены на услуги в прошлом году поднялся от 7 до 18%. В этом году мы стараемся держать цены. По итогам прошлого года поток клиентов упал на 3,5-4%, но вырос средний чек — как раз из-за повышения цен. У мужчин посещаемость проваливалась, а женщины реже пользуются дорогими услугами и меньше красятся», — рассказал Дмитрий Кочев.
Проблемы с мастерами и качеством обслуживания есть у всех и везде, сказал собеседник сетевого издания «Московская газета».
«Людей не хватает, и сложно добиться от всех сотрудников качества работы, которого хотят собственники салонов, — говорит руководитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты по городу Кирову. — Действует и человеческий фактор: например, мастер не выпила с утра чашечку кофе с сахаром, настроение у неё плохое, и рука дрогнула. Впрочем, у нас таких случаев, когда у клиента слезают ногти, не было. Но надо понимать, что в небольших городах порядка 50% бьюти-услуг оказывается либо на дому, либо в довольно странных салонах: человек снял офис, где работает, ест, едва ли не живёт в этом офисе и при этом оказывает услуги. Или женщина у себя дома на кухне поставила парикмахерское кресло и начала стричь. Тут ни о каких нормах безопасности речи не идет. Мы неоднократно об этом говорили. Но это не воспринимается как серьёзная проблема. Клиент получает те услуги, которые ему нравятся. А рынок услуг на дому – небольшой, и доходы там «чёрные». Но если привлекать к этой проблеме внимание, то пострадать могут в первую очередь те, кто пытается работать, соблюдая какие-то стандарты. Представители контролирующих органов пойдут с проверками в первую очередь в сетевые салоны красоты. А чтобы проверять тех, кто работает на дому, надо находить информацию об их услугах на сервисах интернет-объявлений и т.д. Такие услуги на дому рушат экономику рынка и несут опасность для людей. Эта проблема действительно наблюдается. Но я не знаю ни одного случая, когда у клиента слезли ногти или он заразился инфекционным заболеванием – в салоне красоты; но массу случаев, когда клиент пошла к подружке, потому что это дешевле, и случилось что-то подобное. Нам приходится отказывать в трудоустройстве людям, которые имеют опасное заболевание, например, ВИЧ, которое может передаться через кровь. Но этим людям ничто не мешает начать оказывать услуги на дому. А 2-3 года назад был вот какой случай: я зашёл в салон красоты, работающий в рамках нашей Ассоциации, а потом решил узнать, как работают конкуренты по соседству, на той же улице. Прихожу в чужой салон, смотрю: сидят там 4 мастера и пьют пиво. Женщина, которая сидела в отдалении, отхлебнула пива и спросила: «Тебя чё, подстричь?». «Не надо», – ответил я. Вот такого качества услуги можно было получить в некоторых косметических салонах».