Новость общества

Пустые полки или высокие цены? Что движет ценами на «борщевой набор» и мясо в России

Пустые полки или высокие цены? Что движет ценами на «борщевой набор» и мясо в России

pixabay

28.04.2022 в 12:04:00
2843

«Московская газета» обсудила с экспертами рост цен на овощи, особенно те, что учитываются в известном российском «индексе борща», а также на мясную продукцию — в условиях западных санкций

Цены на овощную продукцию сейчас имеют разноплановые тенденции, рассказал «Московской газете» заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

«Так, в рознице подешевели помидоры на 5,6%, капуста белокочанная на 4,0%. В то же время цены на свеклу столовую выросли на 2,8%, лук репчатый на 1,8%, огурцы на 1,3%, картофель на 1,1%», — сообщил Дмитрий Леонов.

При этом, по его словам, в оптовом сегменте мы отмечаем понижательный тренд: «Средняя цена лука в опте сегодня составляет 27 руб./кг, что на 2% ниже, чем неделей ранее. Средняя оптовая цена моркови — 34 руб./кг, что на 2,5% ниже предыдущей недели. А стоимость белокочанной капусты в оптовом сегменте находится на уровне 50 руб./кг, что на 9% ниже предыдущего отчетного периода».

Дальнейшая динамика цен весной на плодоовощную продукцию будет зависеть от курсовой динамики, баланса спроса и предложения, а также от скорости поступления в торговлю отечественной продукции нового урожая, отметил Дмитрий Леонов.

«С лета до первых месяцев осени будет значительное сезонное снижение оптовых цен, обоснованное поступлением грунтовых овощей и фруктов с российских аграрных предприятий», — прогнозирует заместитель председателя правления «Руспродсоюза».

Цены на «борщевой набор» выросли очень сильно с начала 2022 года — капуста на 78%, картофель на 22%, лук репчатый на 71%, свекла на 52%, морковь на 56%, — сказала «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. — В то же время в последнюю неделю рост цен и здесь начал замедляться. А мясо подорожало меньше: говядина — на 11,5%, курица — на 4%».

По словам генерального директора Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексея Плугова, «первый фактор роста цен: в 2021 году площади выращивания картофеля и овощей сократились, снизилась урожайность. Картофеля и овощей было произведено меньше. Сокращение производства белокочанной капусты составило порядка 25%. Цены на белокочанную капусту бьют рекорды: к марту розничные цены на этот овощ выросли на 293% по сравнению с прошлым годом. В этом году оптовая цена белокочанной капусты — 46, 1 рублей за килограмм без НДС. В прошлом году её розничная цена была почти в два раза ниже, чем нынешняя оптовая. Капуста у нас в основном российская. В апреле цены на нее уже немного снижаются: активизировался импорт из стран ближнего зарубежья».

«Картофель тоже скоро начнёт падать в цене ввиду поступления нового урожая: запасы картофеля будут стараться реализовать, пока в розницу не пойдёт молодой. Но в этом году этого может не произойти. Импортный картофель сейчас реализуется по достаточно высоким ценам, — говорит Алексей Плугов. — За месяц оптовые цены на картофель выросли на 19,4%. За год — на 60,6%. По картофелю предложение ниже, чем в прошлом году, качественного овоща стало меньше из-за погодных, природных условий: весна наступила на пару недель позже, урожай был не очень хороший. В марте курс валют подбил импортный картофель, египетские поставки заходили к нам по очень высоким ценам. Импорт даже сыграл в сторону роста цен.

Цены на огурцы и помидоры понемногу снижаются: сейчас идёт сезон сборов огурцов и помидоров в теплицах. Огурцы у нас в основном свои. Их цена падает каждую неделю. По помидорам с середины мая, думаю, начнётся снижение цены.

В целом мы ожидаем, что в следующем сезоне, если погода не подведёт, цены на овощи обвалятся. Экономическая привлекательность возделывания овощей очень высокая, и ожидаемый прирост производства овощей в перспективе может сбить цены. Есть даже риск перепроизводства овощей. Мы получаем информацию от участников рынка, что площади производства в этом году расширяются.

В этом году цены на «борщевой набор» заметно снизятся, но не вернутся к тем отметкам, которые были два года назад. Общий уровень инфляции уже не вернёт цены на тот уровень. В сентябре 2020 года оптовая цена картофеля была 8–9 рублей за килограмм. В сентябре этого года, при хорошем урожае, цены должны быть примерно 12–14 рублей за килограмм», — добавил Алексей Плугов.

По поводу цен на мясо «Московская газета» поговорила с руководителем исполнительного комитета «Национальной мясной ассоциации» Сергеем Юшиным. По мнению эксперта, продуктовая инфляция в России в последнюю очередь затрагивает мясную продукцию, важную ввиду того, что на неё всегда есть спрос: потребитель всё равно идёт «за калориями».

«За последние 7 лет потребительская инфляция составила 54%. При этом свинина бескостная подорожала за это срок на 13,4%, свинина на кости на 18%. Курица охлаждённая — на 38%. Окорок — на 39%. Говядина бескостная — на 36%, — рассказал Сергей Юшин. — При этом себестоимость производства мясной продукции в России за последние полтора года выросла в среднем на 30%. Оборудование для разделки мяса — импортное».

Что касается цен на мясную продукцию, оптовый прайс в последние две недели даже упал, сказал руководитель НМА: «В 2022 году оптовая цена мясной полутуши на первой неделе нового года была 160 рублей, в конце января — 166 рублей, в конце февраля — 152 рубля. В начале марта — 202 рубля — потому что россияне стали массово закупать мясо. А на прошлой неделе составила171 рубль, как в 2015 году. На этой неделе, вероятно, стоимость мясной полутуши будет составлять 175 рублей. В прошлом году цена достигала 208 рублей».

Цены на мясо могут повышаться даже при понижении оптовых цен розничными сетями, отметил собеседник издания. «На это влияет масса самых разных рыночных факторов. Мы живём при капитализме, рыночная экономика работает, пустых полок, как при Советском Союзе, нет. На цены не надо давить жёстким госрегулированием, это не поможет, они всё равно будут подниматься и опускаться в соответствии с потребностями бизнеса и законами рынка, — считает руководитель «Национальной мясной ассоциации». — Скоро начнётся летний, «шашлычный» сезон, спрос на мясо повысится, и это, естественно, приведёт к повышению цен».

О том, почему розничные сети повышают цены на мясо, когда оптовые цены падают, «Московская газете» рассказал предприниматель, специалист в сфере ритейла Дмитрий Потапенко: «У нас по странному стечению обстоятельств многие автомобили стоят в два раза дороже, чем в Европе. Все стараются не допускать «пустых полок». Пока не будет поступления нового товара, цена будет высокая. Цена определяется балансом спроса и предложения. Её не устанавливают ни оптовики, ни мифическая «розница». Если вы хотите, чтобы полка была заполнена, у вас будет высокая цена — если предложение ограничено».

То есть сейчас в розничные сети просто-напросто поступает очень мало продукции?

«Конечно. У нас же транспортная блокада. Многие вещи мы не можем производить просто потому, что рынок у нас очень маленький. Мы не производим ничего «сами». Все, кто говорят про нашу курятину, пусть вспомнят: а племенное яйцо у нас откуда? А прививки чьи? Голландия, Германия и далее по списку. На нашем рынке можно производить только очень небольшой ассортимент продукции. Чем мы все последние годы и занимались. Поэтому никакого импортозамещения нет и не будет. На маленьком рынке нерентабельно ставить промышленное производство», — отметил Дмитрий Потапенко.

Получается, санкции и вызванное ими разрушение логистических цепочек и приводит, в конечном счёте, к повышению розничных цен?

«Именно», — согласен предприниматель.

А может быть, это сети, желая заработать на повышении спроса, поднимают цены, например, перед летним «шашлычным» сезоном?

«В этом году все сезоны будут очень снижены. Сейчас посещаемость торговых центров упала на 75%. Попытка сильно подзаработать не сильно удастся. К концу года — началу следующего мы увидим урезание торговых площадей. Потому что их банально нечем заполнить», — подчеркнул Дмитрий Потапенко.

В компании «Мираторг» «Московской газете» сообщили об увеличении производства свинины в первом квартале 2022 года до 155 тыс. тонн продукции, что на 34% превышает показатель за аналогичный период 2021 года. АПХ намерен удвоить мощности своего свиноводческого дивизиона, чтобы в ближайшие несколько лет обеспечить потребности внутреннего рынка России в свинине, отметили пресс-служба холдинга.

Также в компании добавили, что АПХ получил у надзорных органов сертификат на маркирову «Эко» для своей продукции; руководство заверяет, что производство фирменной «мираторговской» свинины не наносит никакого ущерба природе и поселениям Белгородской области.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
мясо, санкции, цены, борщ
Поделиться
Похожие новости