Новость общества

Санкт-Петербург без мигрантов-таксистов может погрузиться в 90-е

Санкт-Петербург без мигрантов-таксистов может погрузиться в 90-е

Фото © «Московская газета»

05.06.2025 в 17:33:00
363

Северная столица нуждается в рабочих руках

Квалификация иностранных водителей такси в России иногда оставляет желать лучшего: незнание русского языка и ПДД делает их стиль вождения небезопасным и некомфортным для пассажира. При этом труд мигрантов составляет значимую долю российской экономики, особенно в сфере такси-перевозок. Похоже, что Санкт-Петербург собирается стать флагманом самых решительных ограничений в этом вопросе: власти северной столицы планируют запретить мигрантам работать в такси и доставке. Насколько целесообразен такой запрет, выяснила «Московская газета».

Южные таксисты в Северной столице

В Санкт-Петербурге объективно существует проблема с мигрантами, которые работают в такси и доставке, рассказал «Московской газете» политолог Алексей Ломов. 

«Правила, согласно которым человек может стать работником такси, довольно размытые, нежёсткие. В эконом-классе попадаются люди, не владеющие русским языком и правилами вождения в РФ. В советское время таксисты были своего рода элитой. Но теперь это не так. Такси – это вопрос прямой безопасности. Водитель, не обладающий какой-то базовой грамотностью на дороге, опасен. С другой стороны, запрет на работу мигрантов в такси может вызвать резкий рост цен на рынке. К тому же, мигранты – это значимая доля труда в экономике регионов и фактор, стабилизирующий демографическую ситуацию. Поэтому этот вопрос надо рассматривать не с популистской точки зрения, а взвешенно и анализировать, как ограничения повлияют на отрасль такси-перевозок», — сказал политолог.

В правительстве Санкт-Петербурга и правительстве Ленинградской области придерживаются схожих подходов в отношении мигрантов, отметил Алексей Ломов.

«Приём на работу мигрантов предполагает, с одной стороны, определённые обязательства работодателя перед работником, включающие предоставление необходимой медицинской помощи и т.д., а с другой стороны, обязательства по обеспечению общественной безопасности, — сказал Алексей Ломов. — Если мигрант приехал в Санкт-Петербург на заработки и при этом перевозит сюда свою семью – это всё-таки неправильно. С другой стороны, мы понимаем, что не все мигранты приезжают на низкоквалифицированную работу, среди них есть специалисты с высшим образованием и высокими профессиональными навыками, и этих специалистов надо привлекать. В целом, не знаю, стоит ли вводить прямой запрет на работу мигрантов в такси. Однако проблема с мигрантами в такси назрела, и в этом смысле очень хорошо, что правительство Санкт-Петербурга взяло на себя ответственность за её решение, хотя это и прерогатива федеральной власти. Возможно, в связи с созданием нового ведомства по работе с мигрантами федеральная власть будет прислушиваться к регионам».

«Запрет долго не простоит»

Санкт-Петербург нуждается в рабочих руках, и это руки мигрантов, считает политтехнолог Юлия Милешкина.

Безусловно, есть много нареканий к мигрантам-курьерам, водителям такси: именно они всё время на виду, не соблюдают правила движения, с ними наибольшая аварийность, к ним наибольшие претензии. Водитель такси часто не знает русского и ориентируется только по навигатору. Но зачем же налагать запрет? Может быть, стоит усилить качество контроля в этих сферах, лучше следить за соблюдением миграционного законодательства, требований к патентам и лицензиям? В сфере миграционной политики, к сожалению, зачастую встречается коррупционный момент. С другой стороны, вспомним, что губернатор Вологодской области Георгий Филимонов ввёл в регионе запрет на работу мигрантов в строительстве, но этот запрет довольно быстро пришлось отменить, и этот привело к определённым имиджевым потерям для администрации региона. На мой взгляд, аналогичный запрет на труд мигрантов в такси в Санкт-Петербурге тоже долго не простоит», — сказала Юлия Милешкина в беседе с журналистом «Московской газеты».

Немного популизма

Есть один документ – Постановление Правительства РФ №1796 от 16 декабря 2024 года, в рамках которого регионы могут устанавливать свою долю занятых в экономике иностранцев, рассказала изданию миграционный эксперт, заведующая лабораторией экономики, народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских.

«Этот документ подразумевает различные исключения, которые вносятся по инициативе регионов. И если по всей стране допустимая доля мигрантского труда – 25%, а в каком-то регионе – 0%, то, видимо, это инициатива губернатора, который решил запретить иностранцам участие в каком-либо виде экономической деятельности. А в самом постановлении не указано каких-либо видов занятий и профессий, которыми иностранцам нельзя заниматься. На мой взгляд, доля труда мигрантов в той или иной сфере никогда не быдла предметом полноценного научного изучения и не была обоснована экономически. Когда в 2006 году иностранцам запретили работать на розничных рынках, это было эмоциональное решение, которое хорошо прижилось. И теперь подобными решениями мы показываем, что контролируем присутствие иностранцев в отдельных видах экономической деятельности. Но обоснованность и эффективность таких ограничений – вопрос спорный. Для губернаторов это хороший способ продемонстрировать озабоченность миграционной политикой и принятие эффективных мер. Такие инициативы получают большой резонанс, но об экономических последствиях никто не думает. Самый яркий пример – 27 марта губернатор Вологодской области Георгий Филимонов ввёл запрет на привлечение мигрантов в строительство. Но это решение пришлось отменить. При этом есть 3 региона, которые принимают почти половину всех трудовых мигрантов: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Запрет на работу мигрантов в такси может привести к появлению теневого извоза, либо услуги такси могут очень сильно подорожать. На мой взгляд, подобные меры — популизм. Москва так не действовала и вряд ли будет. Что касается таксистов, в этой ситуации они вряд ли могут громко заявить о своих интересах. Скорее, на запрет болезненно отреагирует рынок», — сказала Ольга Чудиновских.

Такси подорожает на 20-30%, а мигранты могут уйти в «чёрный» извоз

«Мы поддерживаем легализацию бизнеса и отстранение от работы социально опасных элементов, которые позорят нашу профессию, но хотим отметить, что нарушения и преступления совершают не таксисты, а так называемые «бомбилы», которые работают незаконно, — рассказал «Московской газете» представитель Общественного совета по развитию такси в Северо-Западном федеральном округе Андрей Белов. — Но на сегодняшний день доля мигрантов в такси составляет около 50%. Если с 1 июля 2025 запрет на работу мигрантов в такси в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вступит в силу, цена на услуги такси в регионе вырастет на 20-30%. Чем меньше машин на линии, тем выше цена поездки. Российским водителям, которых надо будет нанимать вместо ушедших кадров, придётся платить гораздо выше существующего на рынке уровня цен. На мой взгляд, самонадеянно думать, что после принятия закона мигранты просто исчезнут с рынка такси-перевозок. Они уйдут в «тень». И мы получим, как в 90-ые, скопления «бомбил» у вокзалов, торговых центров, на окраинах. Просто принятием запрета проблему с мигрантами в такси не решить, необходимо комплексное обсуждение с представителями отрасли, Комитетом по транспорту, ГИБДД и другими организациями и ведомствами».

Необходимо обсуждение

Весьма вероятна проверка реакции общества, жителей Санкт-Петербурга на возможность запрета работы мигрантов в такси и доставке, чтобы затем, исходя из анализа общественного мнения, публикаций в СМИ и социальных сетях либо реально принимать подобную инициативу и осуществлять её на практике после вступления в законную силу, либо отказаться от этих планов, сказал «Московской газете» политолог Владимир Соловейчик.

«На данный момент нет ясности, как в случае принятия проекта постановления городского правительства, всё это будет работать. У нас в стране есть федеральный закон, регламентирующий работу такси, который по определению имеет приоритет перед региональными нормативными актами. Стало быть, будет необходима увязка с его требованиями и содержащимися в нём нормами. Необходим и чётко проработанный механизм, не допускающий возможности легального обхода прописанных в проекте постановления ограничений. Понятно, что в сфере перевозок, в том числе и посредством такси, в городе на Неве давно пора наводить порядок. Это мнение разделяют практически все горожане. Но пока ни у кого нет ясности, насколько поможет наведению порядка при сохранении беспроблемного пассажирского сообщения предлагаемая городскими чиновниками мера», — считает Владимир Соловейчик.

По мнению депутата Заксобрания Санкт-Петербурга Алексея Цивилёва, уход иностранных кадров из такси и доставки не помещает петербуржцам пользоваться эконом-такси, а российские курьеры получат преимущество на рынке, при этом в обеих сферах остаются мигранты из Киргизии, которым не нужен патент для работы в России. В апреле 2025 в Санкт-Петербурге прошёл рейд МВД, обнаруживший хаос и многочисленные нарушения в сфере курьерской доставки с применение электровелосипедов, на вождение которых у курьеров зачатую не оказывается прав.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Санкт-Петербург, такси, мигранты, водители
Поделиться
Похожие новости