Новость культуры

В галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Булгаков vs Маяковский»

В галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Булгаков vs Маяковский»

Фото © «Московская газета»/ Сергей Коршунов

08.09.2016 в 10:41:00
3644

Люди играющие, homo ludens, милы сердцу богов – если верить «Законам» Платона (Эту мысль отметил поэт Евгений Головин в своем эссе о футболе).

Азарт помогает забыть условности, приоткрывая истинную природу игроков, увлеченность располагает к откровенности. Бильярдная клуба кооператива «Тружеников искусств» в Старопименовском переулке была таким местом для М.А. Булгакова и В.В. Маяковского – двух заядлых бильярдистов, как никто другой повлиявших на отечественную культуру XX – XXI веков. Выставка дает возможность понаблюдать за этой Большой игрой.

Приходя в бильярдную, «Маяковский примерял разные амплуа – от денди до хулигана с окраины – рассказывает куратор выставки Александра Селиванова. – Но каждый раз слагаемый образ получался целостным и очень близким ему. В воспоминаниях современников он всегда охвачен весь целиком: рост, голос, манера двигаться – человек-монолит. Булгаков, напротив, в воспоминаниях даже близких людей, распадается на множество значимых по-отдельности деталей: синие глаза, монокль, галстук, - которые никогда не составляются в единую картину. На фотографиях он тоже всегда «ускользает». Тем не менее, и для Булгакова всегда было важно преподнести себя, но он в отличие от Маяковского не примерял масок, а годами поддерживал один образ».

VFL.RU - ваш фотохостинг

VFL.RU - ваш фотохостинг

«В бильярдной зачастую сражались Булгаков и Маяковский, а я, сидя на возвышении, наблюдала за их игрой и думала, какие они разные. Начать с того, что Михаил Афанасьеви предпочитал «Пирамидку», игру более тонкую, а Маяковский тяготел к «Американке» и достиг в ней большого мастерства. Думаю, то никакой особой симпатии они друг к другу не питали, но оба держались корректно, если не считать того, что Михаил Афанасьевич терпеть не мог, когда его называли просто по фамилии, опуская имя и отчество. Он считал это неоправданной фамильярностью».

Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова, вторая жена Михаила Афанасьевича

«О мёд воспоминаний» 1968 г.

«…Он играл с Маяковским на биллиарде, и я ненавидела Маяковского и настолько явно хотела, чтобы он проиграл Мише, что Маяковский уверял, что у него кий в руках не держится. Он играл ровнее Миши – Миша иногда играл блестяще, а иногда мазал. Словом мы встречались каждый день».

 Елена Сергеевна Булгакова, третья жена писателя

Из дневниковых и мемуарных записей 1933-1970 гг.

«Если в бильярдной в это время находился Маяковский и Булгаков устремлялся туда, за ним устремлялись любопытные. Еще бы – Булгаков и Маяковский! Того гляди разразится скандал. Играли сосредоточенно и деловито. Каждый старался блеснуть ударом.

Маяковский, насколько помню, играл лучше.

– От двух бортов в середину, – говорил Булгаков.

Промах.

– Бывает, – сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбирая удобную позицию. – Разбогатеете окончательно на своих тетях Манях и дядях Ванях, выстроите загородный дом и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.

– Благодарю. Какой уж там дом!

– А почему бы?

– О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин.

– Маяковский  выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой:

 – Абсолютно согласен.

Независимо от результата игры прощались дружески. И все расходились разочарованные.

С. Ермолинский. Воспоминания о М. Булгакове.

Более 200 экспонатов предоставили на выставку ее соорганизаторы – государственные музеи Булгакова и Маяковского, свой вклад внесли и театральные музеи, например музей МХАТ. Среди экспонатов бильярдный кий Маяковского и разные модные вещи, которые поэт любил надеть, отправляясь в клуб на Старопименовском. Очень красивый, из красного дерева секретер Булгакова, янтарная ручка, которой он писал легендарный роман «Мастер и Маргарита», шаржи на Маяковского и Булгакова, редкие эскизы к булгаковским постановкам, например, «Мольера» из музея МХАТ, личные удостоверения, письма, редкие издания книг и еще множество бесценных вещей и свидетельств этой Большой игры двух великих литераторов, любивших поиграть в бильярд на Старопименовском.

Автор: Сергей Коршунов
ТеГИ
Михаил Булгаков, Владимир Маяковский, выставка, Москва
Поделиться
Похожие новости