Новость общества

Автовладельцам рассказали, как поддержать электронику и ПО в исправном состоянии

Автовладельцам рассказали, как поддержать электронику и ПО в исправном состоянии

Фото © «Московская газета»

27.09.2024 в 11:14:00
1758

Автоэксперты рассказали о том, почему важно поддерживать в исправном состоянии электронику и ПО автомобиля и как этого добиться с китайскими и западными машинами

В современных автомобилях колоссальное количество электроники, поэтому всегда есть вероятность, что что-то может выйти из строя или пойти не так, рассказала «Московской газете» автоэксперт, координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова.

«Беспилотные автомобили, которые ездят самостоятельно или паркуются, или у них есть электронные системы защиты от столкновения и прочее, могут дать сбой, поэтому водитель всегда должен быть готов среагировать, если есть такая физическая возможность. Ну и, конечно, при малейшем сомнении, что что-то не так, нужно бежать в сервис, проверять. Лишь бы, если что-то сломалось, нашлись запчасти, это сейчас самая главная проблема», — отметила Юлия Каблинова.

Любой современный автомобиль перенасыщен электронными ассистентами, и их настолько много, что иногда они подменяют собой даже какие-то базовые элементы управляемости в части настроек подвески, рулевого управления и т.д., сказал автоэксперт Егор Васильев.

«Огромное количество систем автомобиля начинают работать по факту срабатывания определённых датчиков, в зависимости от того, как программное обеспечение интерпретирует поведение водителя и автомобиля непосредственно на дороге. Всё это обычно обрабатывается неким центральным процессором. В любом современном автомобиле, даже не самом сложном, работает сеть с большим количеством подключённых контроллеров или гидрокомпьютеров, которые отправляют информацию на главный компьютер, который, в свою очередь, суммирует её, обрабатывает и в соответствии с алгоритмами безопасности вырабатывает некую стратегию действий, как себя должен повести автомобиль. При этом довольно часто возникают сложности с тем, что на бюджетные китайские автомобили ставятся бюджетные китайские процессоры, которые не всегда успевают правильно обработать весь объём информации тем более, что часто на них нагружено ещё большое количество функций, связанных с работой вспомогательных и информационно-развлекательных систем. Можно наблюдать, что у не самых продвинутых автомобилей возникают паузы в реакции на действия со стороны водителя. К сожалению, с этим ничего не поделать», — пояснил эксперт.

Ещё одна проблема, по словам Егора Васильева, некорректная работа датчиков, точнее системы, по которой передаётся информация от всех датчиков: как они отреагировали на то или иное действие:

«Если в системе передачи этой информации происходят сбои, исполнительный компьютер может принимать неправильные решения, а из-за этого возможны аварийные ситуации. Сейчас во всех современных автомобилях стараются переходить на более продвинутые технологии, высокопроизводительные многоядерные процессоры по 7-4 нанометра. Но при этом китайский автопром развивается очень стремительно, и часто возникают неотлаженные баги, которые могут влиять на жизнь человека и машин. Есть критические датчики, которые могут приводить к неприятным проблемам — парктроники (парковочные радары), датчики системы ABS, которые являются чуть ли не единственным инструментом определения вращения или блокировки колеса, датчик положения рулевого колеса, гироскоп, акселерометры и т.д. Если у вас возникают сомнения, правильно себя ведёт автомобиль или нет, нужно обратиться к дилеру, он может менять на автомобиле ПО. Также можно заходить на сайт Росстандарта и на сайт производителя на предмет проведения сервисных компаний, они часто бывают связаны с обновлением ПО. У дилеров можно приехать и посмотреть за работой систем автомобиля. Более того, на многих современных автомобилях есть опция обновления через облако данных, по воздуху, машина сама с помощью GSM-модуля обновляет своё программное обеспечение. А вот с авто по параллельному импорту будет сложно. Китайцы, как правило, стараются такие автомобили не обслуживать. К тому же сервисное ПО, которое есть у дилеров, работает с определённым набором VIN (идентификационный номер транспортного средства), и, если VIN не российский, ПО не удастся подключить».

Что касается западных автомобилей, то, как отметил собеседник «Московской газеты», многие бренды объявили о том, что прекращают обслуживание и поддержку автомобилей, которые были проданы на территории России.

«Эту проблему можно решить с помощью некоторых обходных манёвров, хотя при желании они вскрываются со стороны производителя, или с помощью каких-то несертифицированных мастерских — на свой страх и риск, потому что в этом случае можно оказаться с автомобилем, который превращается в дрова», — заключил автоэксперт.

«Иногда нам обращаются с просьбой починить электронный блок управления в автомобиле, но мы говорим, что не можем ничем помочь, — рассказала «Московской газете» председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания (РАСТО) Ольга Селезнёва. — По китайским автомобилям таких обращений пока не было, это совсем новый сегмент, ещё не накопилось базы поломок. Если говорить о западных автомобилях, то есть специализированные организации, которые сохранили доступ к ПО ушедших брендов, таких, как Mercedes и BMW. Это умные ребята, айтишники, которые не совсем законным способом добывают доступ к программе производителя. Законным способом его сейчас не добыть никак. Собственно, мы отправляем людей к этим ребятам. Один такой специалист просился к нам на работу и обещал доступ к ПО из Германии, Франции и других стран, а также очень приличную прибыль ввиду обилия возможных клиентов. Но мы отказали ввиду того, что пришлось бы много работать с ПО недружественных стран. Нормо-час у таких специалистов колеблется от 5 до 10 тыс. рублей».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
электроника, ПО, автомобиль, обслуживание
Поделиться
Похожие новости