Новость общества

Десятки самолётов из России не смогут летать за рубеж?

Десятки самолётов из России не смогут летать за рубеж?

Фото © «Московская газета»

20.12.2023 в 20:23:00
1999

37 самолётов российских авиакомпаний на Западе могут посчитать «угнанными» — такое решение может вынести Высокий суд Ирландии. В этом случае из-за вторичных санкций самолёты могут лишиться возможности посещать аэропорты даже дружественных России стран. По мнению авиаэксперта Романа Гусарова, так, скорее всего, и произойдёт. Однако принадлежность этих самолётов – вопрос юридически крайне сложный. В компании ГТЛК, выступающей российским собственником 37 самолётов, готовы прокомментировать ситуацию только после решения Высокого суда Ирландии

З7 самолётов, российским собственником которых выступает компания ГТЛК, на Западе могут признать «угнанными», сообщили «Известия». Эти авиалайнеры в разные годы приобретались дочерней компанией ГТЛК Europe, которая в силу антироссийских санкций попала под процедуру ликвидации, передаёт издание.

«Ситуация очень неоднозначная, даже если отвлечься от любой политики, — рассказал «Московской газете» источник в гражданской авиации, пожелавший остаться анонимным. — Юристам её решать и решать. Если вкратце описать её развитие, то сначала западная сторона просто сняла с себя всю необходимую техническую поддержку воздушных судов, находящихся в пользовании российских авиакомпаний. Это несколько за гранью добра и зла. После этого наша сторона сделала то, что ей остаётся делать: перерегистрировала эти самолёты в собственном реестре. Но регистрация в реестре — не значит присвоение собственности. Реестр – это контроль над поддержанием лётной годности, а не запись о том, кому принадлежит самолёт. С точки зрения западных лизингодателей эти самолёты утрачены, потому что российская сторона их присвоила. Но возможна та точка зрения, что российская сторона их не присвоила, а, скорее, распоряжается этими самолётами, не владея ими. С другой стороны, если западные самолёты покупаются дочерней компанией ГТЛК, чтобы использоваться в России, получается длинная цепочка, и непонятно, как, на каком основании можно арестовать эти самолёты? Если же полагать, что западная компания утратила эти самолёты, то возмещение должно быть либо через страховку, что сложно себе представить, либо российская сторона выкупит эти самолёты, если получит у западной стороны разрешение на возможность урегулирования этой ситуации. Но если самолёты получала дочерняя компания ГТЛК, то она находилась в западной юрисдикции и тоже, возможно, должна была получить такое разрешение. В целом ситуация крайне запутанная».

«ГТЛК – российская государственная транспортная лизинговая компания, у неё была европейская «дочка» ГТЛК Europe, на которую приобретались самолёты, о которых идёт речь, — отметил в беседе с «Московской газетой» авиаэксперт Роман Гусаров. — Это было удобно, поскольку самолёты приобретались в западной юрисдикции, регистрировались в Ирландии и всё было замечательно. До того момента, когда на Западе против «дочки» ВГТЛК не ввели санкции и поставили вопрос о ликвидации компании».

ГТЛК как материнская компания главные активы своей «дочки» перерегистрировала в РФ, в российской юрисдикции, перевела на себя все договоры и т.д., добавил Роман Гусаров.

«Сейчас компания реализует программу замены акций ГТЛК Europe на акции российского предприятия. Оставаясь в правовом поле, никого не «кидая» ни на деньги, ни на акции, а просто конвертируя акции. Делая это вынужденно, не по своей воле, из-за введённых санкций. Но теперь наши бывшие западные партнёры утверждают, по сути, что ГТЛК сама у себя похитила своё же имущество. Когда на самом деле ГТЛК, скорее, предотвратила незаконное изъятие своего имущества европейскими игроками. Те сами ввели санкции и на их основании хотели изъять это имущество, а когда не получилось, они решили обвинить в хищении владельца этого имущества», — считает авиаэксперт.

В международном суде у ГТЛК нет шансов бороться за эти самолёты, потому что компания находится под санкциями, уверен Роман Гусаров.

«Компания будет отстаивать свои интересы в наших судах. Но решения наших судов для Запада ничего не значат. Если самолёты действительно будут объявлены в международный розыск, то будут летать только на территории России. Полететь куда-то ещё, даже в дружественные страны, мы на них не сможем. Ни одна страна так рисковать не будет. Максимум можно будет летать в Белоруссию», — прогнозирует собеседник издания.

ГТЛК не берёт самолёты в лизинг, она покупает их и отдаёт в лизинг российским авиакомпаниям, заключил авиаэксперт.

В компании «ГТЛК» «Московской газете» сказали, что будут комментировать ситуацию только после того, как будет объявлено решение Высокого суда Ирландии.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
самолет, россия, авиакомпания
Поделиться
Похожие новости