Новость общества

Эксперты объяснили низкую популярность иранских автомобилей на российском рынке

Эксперты объяснили низкую популярность иранских автомобилей на российском рынке

Фото © «Московская газета»

18.01.2024 в 10:02:00
1802

В обозримой перспективе спрос на иранские автомобили в России будет крайне неактуален. Либо должно случиться чудо или какой-то технологический прорыв. Машины родом из Ирана, как и все «теплые» иномарки (то есть, которые производят в теплых странах) имеют ряд недостатков в конструктиве и не приспособлены к суровом российским зимам. К примеру, у авто из ОАЭ с печкой проблемы, а у иранских нередко возникают трудности с электроникой. Об этом сообщила «Московской газете» доцент Финансового университета при правительстве РФ Ольга Дмитриева

Почему иранские автомобили, хотя уже и поступают на российский рынок, но не стали популярны среди автолюбителей? Можно ли сказать, что на планах иранцев проникнуть на российский рынок можно «ставить крест», или у них еще есть шанс занять свою нишу на нашем рынке?

«Действительно иранский автопром пытается во второй раз зайти на российский рынок. Даже была информация, что «Рольф» будет официальным представителем. В «нулевых» иранские авто пытались конкурировать с первыми представителями китайского автопрома. Но на сегодняшний день можно сказать, что китайские машины захватили большую долю российского рынка, рынок перенасыщен китайскими иномарками. Поэтому новому игроку на рынке будет очень тяжело завоевать эту нишу, нужно что-то инновационное, чего нельзя пока сказать об иранских моделях. Среди прочего иранские экспортные авто только бензиновые. А это означает, что потребуется оплатить таможенную пошлину в полном объеме и плюс обязательно утилизационный сбор (к примеру, «электрички» сейчас растаможиваются беспошлинно). Поэтому и стоимость авто стартует от 1,6 млн рублей. Вдобавок многие автолюбители предпочитают старенькую «японку» или надежного «немца» вместо новенькой машины неизвестного бренда. Этот страх возникает потому, что производство не массовое, а единичное. А это выльется в итоге в дорогой ремонт, долгий поиск запчастей и специалистов по ремонту», — отметила Ольга Дмитриева.

«Стоит выделить сразу несколько причин, по которым иранские марки автомобилей не могут составить конкуренцию захватывающим российский рынок «китайцам» и российским маркам. Соотношение цена/качество сейчас не в пользу иранских марок. Эксперты и покупатели в унисон отмечают проблемы с электроникой и быстрым износом подвески. При этом цену на автомобили нельзя назвать низкой. Она гораздо выше, чем у АвтоВАЗа или бюджетных «китайцев». В добавок, фактически иранские авто – это устаревшие автомобили (в первую очередь морально) в отличие от китайских марок. Подвеска, внешний дизайн и даже внутренние элементы позаимствованы у американских, французских и японских авто конца прошлого века. Наконец, вопрос ремонтопригодности. Дело в том, что автопроизводителям из Ирана еще только придется наладить поставки в Россию запасных запчастей, иначе ремонт некоторых деталей будет обходиться владельцу чуть ли не в стоимость самого автомобиля. Не последнюю роль играет и продолжительность ремонта, а он может затянуться из-за проблем с доставкой комплектующих в Россию. Также можно добавить, что автомобили из Ирана адаптированы для поездок в первую очередь по своей стране. Но российский климат вносит серьезные коррективы — в РФ высокий спрос на автомобили с антикоррозийной обработкой кузова и деталей, ведь дороги зимой обрабатываются реагентами, из-за чего появляется ржавчина. Поэтому, если поставляемые из Ирана авто будут с оцинковкой корпуса, это может стать серьезным плюсом в их пользу и повысит спрос. Однако не стоит «ставить крест» на перспективах поставок «персов». Конечно, сейчас есть свои весомые недостатки, однако рынки России и Белоруссии очень привлекательны для них, как и для «китайцев». Поэтому в ближайшем будущем иранские производители могут пойти на серьезное улучшение качества поставляемых авто, снижение цен и проведение рекламных кампаний. Эти и другие меры позволят автомобилям из Ирана получить несколько процентов от общего объема реализации в России, но существенную долю они точно захватить не смогут. Однако и без реализации этих мер продажи будут очень низкими, а купленные единичные экземпляры будут пылиться в гаражах из-за поломок или в ожидании летних месяцев, когда машины можно будет эксплуатировать», — сказала «Московской газете» руководитель компании по международной торговле и ВЭД «Команда Сикурс» Раиса Донская.

«Перспективы иранского автопрома на российском рынке туманны. Уже две попытки было сделано, но обе нельзя назвать удачными. Иранский автопром исторически ориентирован на внутренний рынок и опыта организации экспорта ему не хватает. Ирану достаточно сложно организовать производство своих автомобилей в другой стране, наладить стабильные поставки запчастей и комплектующих. Кроме того, иранские автомобильные компании проводят очень слабую подготовку своих автомобилей к местным условиям (т.е. «теплые» опции, другие потребности клиента, а также антикоррозийная обработка и т.д.). Условно, Иран может поставлять свои автомобили на российский рынок, но в таком варианте они мало кого заинтересуют. В этом случае Ирану было бы лучше найти местного партнёра и через него заниматься производством. Кроме того, он мог бы стать перспективным поставщиком ряда автомобильных компонентов», — отметил в беседе с изданием доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС Павел Грибов.

Впрочем, сказать, что российский авторынок полностью потерян для производителей из Исламской Республики Иран было бы преждевременно.

«Автомобили из Ирана уже пытались выйти на российский рынок в 2006 — 2009 годах, однако поставки были свернуты из-за ужесточения экологических требований. По стоимости и техническим характеристикам современные иранские автомобили могут составить прямую конкуренцию отечественным авто. При этом покупателю необходимо располагать информацией о сервисе и гарантийном обслуживании. На сегодня нет четкого понимания, где обслуживать и ремонтировать автомобили, как будет налажена поставка запасных частей. К тому же стоимость иранских машин, хотя и остается в эконом-сегменте, превышает стоимость бюджетных российских моделей. При соблюдении нескольких условий у иранских производителей есть определенные перспективы. Безусловно, необходимы первые положительные отзывы от владельцев. В случае, если стоимость будет ниже, чем у конкурентов иранские автомобили способны занять свое место на рынке, например, как автомобили для корпоративных парков. Кроме того, иранские автоконцерны должны наладить процесс сервиса, обеспечить гарантийное обслуживание, выгодные условия страхования и кредитных программ. Иранский автопром сложно назвать передовым. Модельный ряд основан на базе автомобилей 70–80-х годов прошлого века. Хотя автомобили имеют достаточное количество электроники, в них не используются передовые технологические решения. Однако для определенной части покупателей такая простота может быть серьезным плюсом», — сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК АВТОДОМ.

По отношению к Китаю «персы» оказались в позиции догоняющего.

«Иранские автомобили не могут занять свою нишу на российском рынке, так как проигрывают конкуренцию. Китайские производители смогли найти покупателей сразу после ухода из России европейских и американских брендов, а сейчас это сделать тяжелее, хотя уровень отложенного спроса остается высоким. Иранские автомобили уступают китайским по всем основным показателям от технического оснащения до адаптации к российским дорогам и погодным условиям. Средняя стоимость иранского автомобиля не превышает 1,6-2 млн рублей, что позволяет найти потенциальных покупателей в бюджетном сегменте. Однако иранские производители еще не успели открыть официальные дилерские центры в достаточном количестве, поэтому у россиян есть сомнения в доступности сервисного обслуживания и комплектующих частей. Чтобы спрос на иранские автомобили вырос сотрудничество с дилерами нужно наладить», — отметили в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

Серьезной проблемой является и то, что для российских потребителей иранские автомобили сейчас настоящий «кот в мешке».

«Основная проблема иранского автопрома на российском авторынке в том, что у них очень слабая медийность и мало дилеров. Российский потребитель попросту не знает иранских марок. Вторая проблема в том, что даже если дать рекламу, есть огромное недоверие (с которым сталкивается и китайский автопром). Но «китайцы» потихоньку совершают прорыв в доверии. Как правило это идёт через каршеринг и такси. Там нужно всегда обновлять автопарки, и за неимением других вариантов лучшие китайские бренды вышли в такси и каршеринг. Так с ними познакомились водители и пассажиры и пошли продажи после появления обзоров, отзывов и какой-то статистики. Плюс все-таки ряд китайских марок давно уже представлен на российском рынке и смог собрать свою аудиторию. У Ирана пока ничего этого нет, но есть все возможности занять хотя бы какую-то часть российского автомобильного рынка. Хотя, как мне кажется, это если и случится, то будет совсем небольшая его часть», — отметил в беседе с «Московской газетой» сооснователь таксопарка «Полёт», инфлюэнсер клуба выпускников факультета бизнеса «КАПИТАНЫ» РЭУ им. Г.В.Плеханова Михаил Холин.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
Иранские автомобили, авторынок, Россия
Поделиться
Похожие новости