Новость общества

Эксперты рассказали, чего ждать от цен на автомобили в России

Эксперты рассказали, чего ждать от цен на автомобили в России

Фото © «Московская газета»

22.11.2022 в 09:41:00
1792

Аналитики полагают, что пик роста цен на новые авто в России уже пройден. И хотя расценки будут плавно повышаться, но сдерживающее влияние на них будет оказывать слабый спрос. Об этом «Московской газете» сообщили в пресс-службе «Открытие Авто»

На мировом рынке автомобилей наблюдается стагнация, поскольку экономический рост в глобальном плане замедляется. В России это проявляется особенно остро из-за санкций. Покупатели теряют интерес к дорогостоящим покупкам. Как следствие наблюдается рост цен на автомобили, полагает доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления (ГУУ) Александр Пасько.

Чего ждать от цен на автомобили? По мнению экспертов, дефицит будет сохраняться. Может ли налаживание параллельного экспорта и ввоз подержанных иномарок помочь сдержать темпы роста цен и оживить потребительский спрос?

«Цены на новые автомобили выросли с начала года в диапазоне от 20% до 60%. Наибольший рост из ТОП-20 популярных моделей новых машин за 10 месяцев показали, по нашим оценкам, Exeed VX (63,4%), Geely Coolray (58,9%), Geely Tugella (47,5%), Lada Largus (45,7%) и Kia Sportage (42,9%). При этом в октябре цены тех моделей, которые росли в продажах, дистрибьюторы стали оперативно регулировать в сторону увеличения: от 1,7% до 5,2% выросли в цене Kia Sportage Exeed VX и LX, Lada Niva Legend и FAW Bestune T77. Подешевели в свою очередь несильно растущий в продажах с начала дебюта в России Haval Dargo (-5,7%) и UAZ Patriot (-4,3%), который в «раздетых» аскетичных комплектациях почти по 2 млн рублей желающих купить не так много. Каких-либо серьезных ценовых подвижек на рынке новых авто по ценам мы скорее всего не увидим и в ноябре. Все изменения, как и в прежние месяцы лета и осени, останутся точечными. Авторитейлеры будут пользоваться ситуацией и стараться заработать по максимуму на пользующихся спросом моделях», – рассказали «Московской газете» в пресс-службе «Открытие Авто».

Что касается общих перспектив, дефицит автомобилей пока никуда не делся, а импортозамещение еще не способно восполнить пробелы в нужных объемах. Цены на дефицитные марки и модели будут все еще высоки. Дисконт при этом покупатели могут вполне получить на автомобили из наличия. Так, у крупных авторитейлеров начинает скапливаться щедрый запас моделей Lada, соответственно, на них неизбежно появляются и скидки. C учетом господдержки по кредитам дисконт по ВАЗовским моделям из наличия уже достигают 200 тысяч рублей.

Как на ценообразование может повлиять наблюдающийся наплыв китайских марок?

«Китайцы» также уже устроили соревнования скидок. Дисконт у Geely по trade-in доходит до 400 тыс. рублей, у Chery – до 700 тыс. рублей. Скидки, которые дилеры стараются называть выгодами, есть практически у всех китайских брендов. Рост конкуренции, связанный с небывалым увеличением количества китайских салонов за последние месяцы, неизбежно отражается на конечных ценах сделок. Однако на уступки будут вынуждены идти в основном дилеры, а не дистрибьюторы. В официальных прайс-листах эти изменения не отразятся. В ближайшие месяцы список популярных моделей станут все плотнее заполнять представители Поднебесной. Правда, происходить это будет в основном за счет кроссоверов дороже 2-3 млн рублей, по которым и возможен торг», – сообщили в пресс-службе компании.

Какая ситуация складывается на рынке подержанных авто?

«Рынок автомобилей с пробегом традиционно менее подвержен колебаниям цен по сравнению с ритейлом новых автомобилей. Так, если среди новых машин немало автомобилей, которые за 10 месяцев в полтора раза увеличивались в цене, то среди популярных автомобилей с пробегом наибольший рост цен не превысил 18%. Список наиболее подорожавших с начала года моделей среди АСП с большим отрывом от других возглавил Kia Sportage. Двузначной динамикой роста (10%-12%) также отметились три модели Lada (Vesta, Largus и Niva Travel) и Toyota RAV-4. При этом, если оценить динамику изменения цен автомобилей с пробегом в более узком «коридоре», например, только в течение октября, то несложно заметить, что почти половина из 20 наиболее востребованных на рынке московского региона машин немного (в переделах пары процентов) подешевели. Это едва ли можно назвать тенденцией авторитейла в целом. Скорее мы до сих наблюдали небольшой отскок цен назад, после гораздо более глобальных подорожаний марта-апреля текущего года. Немало продавцов продолжают сейчас вести бизнес по принципу восточной торговли, уступая покупателям только в том случае, если сроки продажи товара становятся неприемлемо долгими», – сказали в пресс-службе «Открытие Авто».

Аналитики отмечают, что хотя резкого роста цен на машины ожидать не стоит, качество техники будет ухудшаться.

«В РФ прекратились официальные поставки автомобилей и запчастей к ним от крупнейших мировых автомобильных концернов. Это вызвало как рост цен на оставшиеся в наличии импортные автомобили, так и себестоимость их обслуживания. В результате рынок постепенно занимают отечественные автомобили и авто из Китая. Что касается премиальных брендов, то здесь налажен параллельный импорт из сопредельных стран, работает частная доставка автомобилей из ЕС. До определенной степени это закрывает потребности российского автомобильного рынка в премиальных марках. Авторынок медленно возвращается к хаосу 90-х, когда не было ни официальных автосалонов, ни официальных сервисов. Радоваться этому не стоит, но такая хаотичная конкуренция в итоге насытит рынок автомобилями. К сожалению, часть из них будет соответствующего качества. Тут уже вопрос механизмов саморегуляции рынка, когда потребители будут нанимать профессионалов для оценки качества выбранного авто», – отметил в беседе с «Московской газетой» исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов.

Следует ли ждать насыщения рынка новыми автомобилями, что могло бы оказать сдерживающее влияние на цены?

«В прошлом году в России было продано 1,7 млн автомобилей. Предположительно в этом году из-за дефицита объем отечественного рынка сократится до 600 тыс. единиц. По причине ограниченного предложения средняя стоимость нового автомобиля в России в текущем году увеличилась на 19% к 2021 году. Цены на некоторые зарубежные автомобили выросли более чем на 50%. Несмотря на то, что в настоящее время ситуация в некоторой степени стабилизировалась, предпосылок для снижения стоимости новых авто нет. С учетом сложившейся экономической ситуации в следующем году отечественный рынок новых автомобилей не сможет достичь объемов 2021 года, а значит, цены продолжат расти. Официальным дилерам удалось наладить поставки зарубежных ТС. В первую очередь речь идет о маржинальных моделях премиум-сегмента. В настоящий момент в ГК «Автодом» имеется более 50 автомобилей Audi, в наличии авто брендов BMW, Mini, Mercedes-Benz, поставляются также Volvo, Jaguar и Land Rover. Если желаемого авто нет в наличии, то любая модель клиентам доставляется под заказ. При этом новая логистика, которую выстраивают дилеры, ведет также к росту цен. Параллельный импорт пока не обеспечивает отечественный рынок новыми автомобилями в необходимом количестве», – сообщили изданию в пресс-службе ГК «Автодом».

Помогут ли росту продаж новогодние скидки и чего ждать от следующего года?

«В сложившихся условиях дефицита новых автомобилей, особенно американских, европейских и японских моделей, а также перебоев с поставками корейских авто, снижения цен в данном сегменте к концу года ждать не стоит. Во-первых, в этом году определенно не будет предновогодних распродаж. Например, в ГК «АвтоСпецЦентр» в наличии не более 30 экземпляров наиболее востребованных автомобилей массового сегмента. При этом параллельный импорт пока не достиг тех объемов, которые способны удовлетворить потребительский спрос. К концу 2022 года общий объем продаж автомобилей может снизиться на 35%-70% в зависимости от геополитической ситуации и действий зарубежных производителей в отношении российского авторынка. Также на спрос будет влиять и стоимость новых автомобилей – за девять месяцев 2022 года она увеличилась на 19% и составила в среднем 2,29 млн рублей. При этом снижение ключевой ставки по кредитам до 7,5% и действие программ господдержки могут стать стимулом для приобретения автомобиля, если они будут в наличии у дилеров», – сказали «Московской газете» в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автомобиль, цены, россия
Поделиться
Похожие новости