Как французские технологии могут повлиять на полеты «Суперджетов» за границу
Турецкое, китайское и среднеазиатское направление полётов могут оказаться под вопросом, если дружественные России страны под давлением Запада перестанут принимать российские самолёты Superjet. Почему это может произойти — в материале «Московской газеты»
Самолёты Superjet («Суперджет») имеют двигатели смешанного, российско-французского производства. Французский разработчик ушёл из России и снял с себя все полномочия по обслуживанию и ремонту этих двигателей. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила передать полномочия разработчика двигателей для «Суперджета» российскому предприятию ОДК «Сатурн».
«Подумайте, кто теперь может дать гарантию на эти двигатели? – отметил в беседе с «Московской газетой» глава Шереметьевского профсоюза лётного состава Игорь Дельдюжов. – Кто будет нести ответственность за техническое состояние?».
В ОДК «Сатурн» несколько месяцев назад стали самостоятельно промывать загрязнившиеся топливные фильтры в двигателях «Суперджетов», но это сократило срок их эксплуатации до нескольких дней, напомнил собеседник издания.
«Казалось бы, что там с этим фильтром: сеточка, и сеточка, промыл, продул, и вроде бы всё. Но нет. А некоторое время назад возникла ситуация с нехваткой свечей зажигания. И такие ситуации с большой вероятностью могут повторяться. Понятно, что надо возложить на кого-то ответственность за состояние двигателей. Но АЭВТ – это общественная организация, делающая порой популистские заявления, поднимающие шум, но не предлагающие конкретных решений», — считает глава ШПЛС.
Кто в России способен взять ответственность за состояние французских двигателей «Суперджетов» и следить за их исправностью?
«Надо делать свои двигатели и заново проводить испытания», — считает Игорь Дельдюжов.
«На «Суперджете» стоит российско-французский двигатель, который разрабатывался на совместном российско-французском предприятии PowerJet, — рассказал «Московской газете» авиаэксперт Роман Гусаров. — Это предприятие зарегистрировано во Франции. Но разработка и производство двигателя делились пополам: во Франции и на ОДК «Сатурн» в городе Рыбинске».
«Сатурн» готов нести ответственность за ту часть двигателя, которую производит сам, но не за французскую, объяснил эксперт.
«По условиям лицензионного соглашения российское предприятие не имеет права вскрывать пломбы на французской части двигателя. Французы делают так называемую «горячую» часть, камеру сгорания. Даже если возложить на «Сатурн» полноту полномочий разработчика двигателя, возникает вопрос, есть ли у «Сатурна» компетенции по ремонту французской части? А если нужно что-то заменить? Где взять камеру сгорания, если у нас их не производят?» — говорит Роман Гусаров.
Всё, что в силах ОДК «Сатурн» — максимально быстро разработать отечественный двигатель ПД-8, считает авиаэксперт:
«И начать производство самолетов с отечественным двигателем. Но те 160 «Суперджетов», что есть у нашей коммерческой авиации, надо понимать, будут летать с российско-французскими двигателями. Тем не менее, задачу с российским двигателем надо решить, иначе мы не сможем выпускать «Суперджеты». Два года – это минимальный, «стахановский», срок для всех испытаний и сертификации отечественного двигателя».
Вопрос ответственности за состояние и ремонт российско-французских двигателей сложный, и его нельзя решать «в лоб», считает Роман Гусаров.
«Несмотря на то, что совместное предприятие зарегистрировано во Франции, само производство осуществлялось в России: французская часть двигателя приезжала в Рыбинск, и там её соединяли с российской частью. Завод в Рыбинске являлся конечным поставщиком этих двигателей. Но, поскольку совместное предприятие зарегистрировано во Франции, да это ещё и иностранная компания, невозможно забрать у французов право авторского надзора за эксплуатацией двигателя. Если мы сделаем какой-то неверный шаг, то не сможем даже на «Суперджетах» летать за границу. На эти двигатели, о которых мы говорим, выдаётся европейский сертификат. И в случае чего, российской стороне могут сказать: «вы нарушаете правила эксплуатации производителя, предписания производителя, французской компании, и, соответственно, все эти двигатели являются небезопасными, а значит, действие сертификатов нужно остановить», — рассказал авиаэксперт.
Похоже, без договорённости с французской стороной здесь не обойтись?
«Может быть, будет момент геополитического «затишья», и французы смогут на каких-то условиях передать права «Сатурну», — предположил собеседник «Московской газеты». — Но, если делать это прямо сейчас… Евросоюз и США пытаются остановить российские самолёты. Если сейчас дать РФ возможность ремонтировать «Суперджеты», президента Франции Макрона просто «съедят».
«Суперджет» – ближнемагистральный самолёт, больше подходящий для полётов внутри России. О каких зарубежных направлениях идёт речь?
«На «Суперджетах» летают из Сочи в Турцию, из Сибири в Китай. Плюс, полёты в Центральную Азию. Собственно, это те направления, которые у России остались. Если та или иная страна поддастся давлению США или Евросоюза, вопрос с российско-французскими двигателями – повод закрыть «Суперджетам» и эти направления», — заключил Роман Гусаров.
-
Летные испытания новинки запланированы на 2019 год.10.04.2018 в 16:07:006847
-
Пассажиров Боинга 737, который должен был вылететь в Дубай, не выпускают из самолета.31.01.2018 в 10:59:003258
-
Самолет, следовавший в Санкт-Петербург, едва не столкнулся со снегоуборщиком в московском аэропорту «Шереметьево&r...28.12.2017 в 12:35:004649
-
Грузовой самолет A-300, летевший из Каира, едва не потерпел крушение при заходе на посадку в московском аэропорту Домоде...11.12.2017 в 10:55:002879
-
По сообщению российского посла в Молдавии Фарита Мухаметшина, румынские власти не разрешили самолету, на борту которого ...28.07.2017 в 16:52:004004
-
Размах крыльев воздушного судна превышает 117 метров.01.06.2017 в 13:03:003597