Новость общества

Зачем России покупать авиакомпанию в Шри-Ланке?

Зачем России покупать авиакомпанию в Шри-Ланке?

Фото © «Московская газета»

05.04.2023 в 13:39:00
2923

Глава Минтранса Шри-Ланки Бандула Гунавардан сообщил о продаже национального перевозчика Sri Lankan Airlines и о том, что покупателем может стать одна из российских компаний. Шри-Ланка гарантирует, что самолёты российских авиакомпаний не будут арестовывать на её территории из-за санкций, заявил министр. Собеседники «Московской газеты» рассказали о том, насколько выгодна была бы России покупка азиатского туроператора

«С одной стороны, шриланкийские власти могут избавляться таким образом от плохого актива, — рассказал изданию источник, бывший бортпроводник одной из российских авиакомпаний. — Можно посмотреть динамику коммерческих показателей SriLankan Airlines за последние пять лет, бюджет компании пополнялся, в основном за счёт налогов, так как она находится в юрисдикции Шри-Ланки. Никто не продает готовый бизнес, приносящий прибыль. Вероятно, у компании могут быть проблемы, для решения которых нужны финансовые вливания и хороший менеджмент».

Вряд Шри-Ланка может дать 100% гарантии от ареста российских воздушных судов на её территории, считает собеседник «Московской газеты».

«Допустим, страна даст России такой иммунитет, но в договоре могут быть прописаны, так скажем, «иные условия меняющейся конъюнктуры рынка». К тому же, если западные страны узнают, что бенефициаром покупки авиакомпании является РФ, Шри-Ланке может поступить от западных партнёров «предложение, от которого нельзя отказаться», – отметил собеседник.

Может быть, покупка SriLankan Airlines с её авиапарком даст российской стороне доступ к санкционным запчастям для самолётов, к возможности обслуживания самолётов?

«Отчасти, конечно, да, — говорит источник. — Но покупать работающие машины для «авиаканнибализма»... Хотя тут могут быть очень демократичная цена и другие «гешефты». Ну и маршруты, по которым можно будет летать, в придачу».

Какие ещё страны могли бы предложить России покупку их авиакомпаний?

«Те, которые испытывают финансовые проблемы, или те, которые идеологически солидарны с РФ. Но Северной Корее, например, почти нечего предложить, кроме «военки». А вот Тайланд – вполне», — считает собеседник издания.

Глава Шереметьевского профсоюза лётного состава Игорь Дельдюжов сомневается в целесообразности покупки зарубежной авиакомпании для обхода западных санкций.

«Летать между Шри-Ланкой и Россией – да, возможно, а возить на зарегистрированных в Шри-Ланке самолётах российских пассажиров в Европу… на такое разрешения никогда не давали, — рассказал «Московской газете» глава ШПЛС. — Если самолёты Sri Lanka Airlines будут принадлежать России, это будет известно, и на это Запад введёт соответствующий запрет. Что касается доступа к запчастям… У Шри-Ланки 13 дальнемагистральных самолётов A-330, которые России не особо нужны, и всего 8 среднемагистральных A-320. Они решат вопрос с запчастями на пару недель-месяц, и цена их будет дороже простых запчастей».

Чтобы понять, выгодна ли России покупка шриланкийской авиакомпании, надо посмотреть на плюсы и минусы такого приобретения, сказал изданию авиаэксперт Роман Гусаров:

«Многие российские компании находятся под санкциями, и если вы приобретаете любой зарубежный актив, то против него автоматически тоже вводятся санкции. И вы получаете ещё одну авиакомпанию, которая может летать только в Россию и из России. Можно, конечно, купить зарубежную компанию «инкогнито», через посредника, компанию-«прокладку». Но всё равно всё тайное становится явным. Как только любой российский бизнес где-то себя проявит, этот бизнесмен или эта компания тут же попадёт под санкции. Если покупать зарубежную авиакомпанию для обхода санкций, очень быстро станет понятно, кто интересант этого приобретения».

С точки зрения сугубо авиационного бизнеса, в приобретении SriLankan Airlines мало пользы, считает Роман Гусаров.

«Авиационный бизнес низкомаржинален: доход небольшой, а оборот огромный, как и риски. Если человек прекрасно понимает, что такое авиационный бизнес, я, конечно, не исключаю такого приобретения. И не исключаю, что это будет приобретение не из авиационной отрасли. Мы знаем, что туриндустрия давно и активно приобретает авиакомпании. Как, например, в России есть несколько авиакомпаний, которые контролируются турецкими компаниями. Понятно, почему последним это интересно: это туристы, которых возят в Турцию. Шри-Ланка сейчас тоже, конечно, не последнее для россиян направление. Но чтобы покупка авиакомпании была рентабельной, у российской туристической компании должен быть большой бизнес на Шри-Ланке: гостиница, ресторан и т.д. Тогда авиакомпания станет частью глобального бизнеса некоего туристического холдинга», — рассказал авиаэксперт.

Другого резона, кроме обхода западных санкций, в гипотетической покупке SriLankan Airlines российской стороной быть не может, считает предприниматель Дмитрий Потапенко.

«Шриланкийские борта пустить летать в Европу, а российские – между Шри-Ланкой и РФ, — говорит собеседник «Московской газеты». — Объём туристических перевозок из России за рубеж незначителен, Шри-Ланка — страна маленькая, россияне как летали туда, так и летают. При этом покупательская способность населения продолжает многолетнее падение, так что серьёзного увеличения туризма в каком-либо направлении ожидать не стоит. Смысл может быть только в обходе санкций, но вряд ли их удастся так обойти».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Шри-Ланка, россия, авиапарк
Поделиться
Похожие новости