Новость общества

«Кошки-мышки» продолжаются: новые перипетии российского морского экспорта в Индию

«Кошки-мышки» продолжаются: новые перипетии российского морского экспорта в Индию

Фото © «Московская газета»

28.03.2024 в 21:23:00
2055

Индия стала одним из главных направлений российского экспорта нефти. Однако весной 2024 года с экспортом возникли очередные проблемы, вызванные давлением на Индию со стороны США и включением судов, перевозящих российскую нефть, в санкционные списки. В целом, как рассказали собеседники «Московской газеты», экспортные потери России в этой ситуации не являются фатальными и уже преодолеваются, но на данный момент ощутимы. А скидки на российскую нефть для стран Азии растут

Меньше чем за два года экспорт российской нефти в Индию вырос с нуля до 7-9 млн тонн в месяц, это очень высокий показатель, рассказал «Московской газете» сотрудник Института энергетики и финансов Михаил Журавлёв.

«Что касается американской нефти WTI, американской сланцевой нефти или канадской нефти, то эта нефть – самая дорогая в Индии, индусам крайне невыгодно её покупать, — отметил аналитик. — В конце 2023 года поставки WTI в Индию снизились до 2-3 танкеров в месяц. По итогам марта ситуация с российской нефтью может измениться из-за внесения судов «Совкомфлота» в SDN-лист, куда в конце прошлого года попали танкеры других компаний, в том числе иностранных, которые перевозили российскую нефть Sokol, добываемую «Роснефтью» на Сахалине (ранее это был проект западной компании Exxon). Могут возникнуть проблемы с логистикой, поставки могут упасть. А внесение танкеров в SDN-лист носит ограниченный и временный характер. В целом проблема преодолевается, поставки восстанавливаются. Можно продавать нефть ниже ценового потолка, можно использовать другие танкеры».

В одном из недавних интервью секретарь индийского Минэнерго Панкадж Джейн заявил, что Индия продолжает покупать российскую нефть, а процент потребления российского сырья остается на прежнем, прошлогоднем уровне, сообщил «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.

«Как пояснил Панкадж Джейн, объем индийского импорта составляет от 1 до 1,4 mbd, соответственно, это составляет почти 30% от индийского рынка. Вместе с тем мы не считаем, что Индия собирается полностью отказываться от российского сырья, однако нарастание санкционного давления со стороны недружественных стран в свою очередь усиливает переговорную позицию Индии для получения дополнительных скидок, чему способствуют те же американцы. Амос Хохштейн, помощник Байдена по вопросам энергетики, также недавно заявил следующее: «Наша цель не в том, чтобы убрать нефть с рынка. Я пытаюсь заставить индийцев договариваться о более выгодных ценах, заставляя танкеры двигаться в другом направлении. Думаю, индийцы понимают, что мы пытаемся сделать», — рассказал аналитик «Финам».

Что касается нефти марки Sokol, то всю нефть, которую неохотно покупает Индия из-за страха перед санкциями, в конечном счёте заказывает Китай, отметил Николай Дудченко.

LSEG и Kpler подтвердили, что седьмой российский танкер «Остров Сахалин» прибыл в порт Тяньцзинь для разгрузки. До этого в Китае разгрузились суда «Крымск», «Литейный проспект», «Неллис», NS Antarctic, NS Century и NS Lion, добавил эксперт.

По словам аналитика «Финам», «основными экспортными направлениями санкционной нефти продолжают оставаться Индия и Китай, на которые приходится приблизительно по 1,2 млн б/с. Турция покупает около 300 тыс. б/c, а на остальную Азию приходится примерно ещё около 400 тыс. б/c.».

Что касается закупок индийскими НПЗ американской нефти, здесь очень важно понимать объемы данных закупок, заметил Николай Дудченко:

«Bloomberg сообщил, что в марте Bharat Petroleum, Indian Oil, а также частная Reliance Industries купили у США порядка 7 млн баррелей нефти с поставкой в апреле. При этом Bloomberg не акцентирует внимание на том, что в апреле прошлого года, по данным американского же EIA, США поставили в Индию 7,998 млн баррелей нефти, т.е. почти на 1 млн больше. Тот же Bloomberg, между прочим, сам же и признает, что, несмотря на ужесточение санкций, экспорт российской нефти по морю восстанавливается».

При этом говорить о том, что санкции не работают, конечно, неправильно, считает аналитик ФГ «Финам».

«Российские поставки менее диверсифицированы, а это означает зависимость от нескольких дружественных и нейтральных России стран. Вместе с тем необходимо понимать, что информационная картина происходящего может намеренно и существенно искажаться», — считает Николай Дудченко.

«В сфере морского экспорта нефти продолжается беспрецедентное давление на российский флаг, — отметил в разговоре с «Московской газетой» владелец морского брокера «Инмарин» (Санкт-Петербург) Кирилл Маслов. — В связи с этим продолжаются и ответные действия, связанные с перестройкой логистических цепочек. Конечно, это требует времени. Любое санкционное и антисанкционное решение требует дополнительной проработки. То, что сейчас происходит – это некий лаг, связанный с очередной перестройкой. Пока мы находимся в таких условиях, игра в кошки-мышки будет продолжаться, и российский теневой флот будет продолжать работу. Есть новые санкции, новые реалии, но происходит ротация судов, всё зависит от того, какие нужно соблюдать требования, в том числе требования фрахтователей, заказчиков. Сложно оценить потери российского экспорта, по этому поводу есть много прямых и косвенных данных. В целом лаг заметный, но не фатальный. Полностью исключить пространство для манёвра в этой ситуации нельзя, это будет означать тотальный запрет, дискриминацию флота, флага по национальному признаку».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Нефть, Индия, Россия, экспорт
Поделиться
Похожие новости