Новость общества

Названо изящное решение для устаревшей транспортной инфраструктуры в Москве

Названо изящное решение для устаревшей транспортной инфраструктуры в Москве

Фото © «Московская газета»

24.06.2025 в 20:18:00
217

Эксперт оценил оправданность закрытия монорельса в столице

От единственной в Москве линии монорельса, проходящей сегодня от станции «Тимирязевская» до станции «Улица Сергея Эйзенштейна», останутся на память всего несколько вагонов. 

Как сообщил мэр столицы Сергей Собянин, участники голосования на портале «Активный гражданин» абсолютным большинством голосов выбрали вариант закрытия этой транспортной артерии и появления на её месте большого современного парка, который станет первой в столице зелёной зоной, расположенной над землёй. Парк общей площадью 40 тыс. кв. м свяжет несколько районов Москвы и будет представлять собой круглогодичное место для отдыха всей семьёй. Там планируется разместить беговые дорожки, зоны для развлечения детей и прогулок с животными, пункты общепита. 

Московская монорельсовая транспортная система, состоящая из одной линии длиной 4,7 км и 6 станций, заработала в 2004 году. Изначально планировалось развить её в самостоятельный вид транспорта, однако почти сразу стало ясно, что содержание системы, постройка которой обошлась в 6,3 млрд рублей, обходится значительно дороже метро, а пассажиропоток не только не достигает показателей метрополитена, но уступает даже проходящей неподалёку трамвайной линии. В транспортном режиме монорельс проработал с 2008 до 2017 года, а затем был переведён обратно в экскурсионный режим, функционируя ежедневно с 8 до 20 часов. Пассажиров, число которых в 2024 году упало до 2 тысяч человек в день, обслуживают десять 6-вагонных составов швейцарского производства, курсирующих с интервалом 30 минут. Планы закрытия монорельса рассматривались уже давно, а 2 июня мэр Москвы Сергей Собянин объявил о запуске голосования на «Активном гражданине». И 206 тыс. москвичей, т.е. около полутора процентов от всего населения мегаполиса, решили его судьбу: 71% проголосовали за парк на месте монорельса и лишь 16% — за сохранение транспортной системы.

В беседе с «Московской газетой» эксперт в области государственного и муниципального управления, преподаватель РГСУ и экс-глава муниципального округа Тверской Яков Якубович отметил, что столичные власти обещают на месте монорельса создать уникальный парк, который потребует значительно меньше затрат, повысит связность зелёных зон и привлечёт большое количество туристов. Но далеко не все москвичи согласны с такими планами, и в городе даже появилось общественное движение за сохранение монорельса. 

«В мировых мегаполисах уже давно нашли изящное решение для устаревшей транспортной инфраструктуры — превращать её в зелёные оазисы, где горожане могут отдыхать, заниматься спортом и любоваться видами с высоты. Нью-йоркский High-Line, разбитый на месте заброшенной железной дороги, стал символом городского возрождения. В Сеуле SkyGarden подарил вторую жизнь старой эстакаде, а в Сиднее Goods Line превратил железнодорожные пути в популярное место для прогулок. Теперь и Москва может получить свой уникальный «парк в воздухе» — проект, который не просто скопирует мировой опыт, но и адаптирует его к реалиям столицы», — объяснил Яков Якубович логику мэрии.

По подсчётам московского правительства, ежедневно монорельсом пользуются всего по 150 местных жителей, затраты на каждого пассажира в 20 раз превышают расходы на метро, а изношенная инфраструктура в ближайшее время потребует дорогостоящего ремонта. При этом будущий парк, как ожидается, будет привлекать по 20 тыс. туристов каждый день. 

«С этим не согласны сторонники сохранения монорельса, утверждающие, что любая городская транспортная инфраструктура требует затрат на содержание, ремонт и развитие. Чем монорельс хуже трамвайных путей или метро? При должном внимании к его содержанию, развитию и обновлению монорельс не только мог бы сохраниться как вид повседневного транспорта для москвичей, но и повысить свою привлекательность для туристов за счёт необычного формата — нахождения в воздухе. Тем более, что множество азиатских столиц имеют именно «воздушное» метро. А из аэропорта Шанхая можно добраться до окраины города всего за 7 минут на монорельсе со скоростью 400 км/ч. И раз получается у азиатов, чем мы хуже? К тому же в Москве развивается ориентированный на туристов вид транспорта — речной, вложения в который (в том числе в береговую инфраструктуру), скорее всего, тоже не копеечные. Чем же не угодил именно монорельс? Власти на это парируют тем, что пассажиропоток монорельса и его привлекательность не столь высока, как затраты. К тому же альтернатива — дать эстакаде новую жизнь, как это сделали в других городах мира, привлечёт намного больше туристов и сделает новое общественное пространство точкой притяжения для многих горожан и гостей города, как это произошло, к примеру, с обновленными набережными Яузы. Вместо ржавеющих рельсов — 4 км беговых дорожек, вместо шума поездов — аллеи с деревьями и зоны отдыха, вместо убыточного транспорта — место, которое полюбят сотни тысяч москвичей. При этом город получит зелёный маршрут над железной дорогой. Парк свяжет пять районов, где живут более 300 тысяч человек, и объединит несколько крупных парков — ВДНХ, «Останкино», Ботанический сад, «Яуза», Дубовую рощу и Тимирязевский в единое прогулочное пространство. Это позволит соединить зелёные зоны и упростит пешеходные маршруты. К тому же создастся круглогодичное пространство для отдыха. В отличие от обычных парков, где зимой становится пусто, здесь можно создать уютные всесезонные зоны с подогреваемыми дорожками, зимними кафе и освещением», — рассказал Яков Якубович.

Впрочем, до сих пор монорельс является единственным видом транспорта, напрямую связывающим Валаамскую улицу и улицу Академика Королёва. Противники ликвидации монорельса настаивают хотя бы на том, чтобы на его месте был открыт альтернативный маршрут другого вида транспорта, позволяющий пересечь железную дорогу Ленинградского направления. 

«В настоящее время ближайшим местом пересечения путей МЦД-3 для автомобильного транспорта является путепровод Комдива Орлова в нескольких километрах от места пересечения с путями монорельса. При этом пешком перейти пути также сложно. И это сильно разрывает городскую ткань. Однако и на этот упрёк у московских властей есть ответ. В настоящее время идёт строительство эстакады, которая позволит соединить Бутырский район и районы Марфино и Останкино. Строительство планируется закончить в текущем году. Это будет означать, что у общественного транспорта появится дополнительная автомобильная артерия, которая позволит ввести новые маршруты как альтернативу монорельсу. Учитывая, что власти стараются бережно подходить к планированию маршрутов общественного транспорта, хочется надеяться, что замена новыми маршрутами действующего монорельса произойдет вовремя, а жители районов не лишатся единственного маршрута, который дает возможность пересечь ж/д пути. Таким образом, проблемы, на которые указывают сторонники сохранения монорельса, будут, скорее всего, решены. Мир уже доказал: старые эстакады и железные дороги могут стать украшением города. Москве не нужно «изобретать велосипед» — достаточно взять лучшие идеи и сделать их ещё креативнее. Единственное, с чем властям стоило бы поработать — это чётко ответить на вопросы и аргументы сторонников сохранения монорельса. В первую очередь — это транспортная и пешеходная связность районов Москвы и разорванная железной дорогой ткань. При голосовании москвичей по этому вопросу на «Активном гражданине» проблема транспортной связности практически не раскрыта. А именно она во многом беспокоит тех, кто ежедневно передвигается на работу из дома и обратно», — заключил Яков Якубович.

Ранее директор Российской открытой академии транспорта Олег Покусаев констатировал, что несмотря на некоторые достоинства монорельс в Москве не оправдал возложенных на него ожиданий. Маршрут оказался далеко не самым востребованным у пассажиров, подвижный состав так и не стал серийным, а эксплуатация обходится слишком дорого. Международный опыт показывает, что такой вид транспорта характерен для парков развлечений или маршрутов от аэропорта до города, но там используются принципиально иные и в разы более быстрые поезда на магнитной подушке. Таким образом, по всей видимости, окончание работы этого уникального транспорта было предрешено. Правда, конкретная дата закрытия московского монорельса пока остаётся неизвестной, так что у желающих ещё есть возможность поностальгировать по 2000-м или впервые прокатиться на этом необычном транспорте.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
ВДНХ, монорельс, Москва, парк
Поделиться
Похожие новости