Новость общества

Общежития мимикрировали под хостелы

Общежития мимикрировали под хостелы

Фото © «Московская газета»

01.01.2025 в 14:16:00
724

Негативные моменты, связываемые с деятельностью хостелов, во многом относятся к совершенно другим объектам размещения, рассказали «Московской газете» представители отрасли. Порядок в этой сфере должны навести поправки к Закону о туризме

При действующем законодательстве граница между легальными и нелегальными хостелами довольно зыбкая, рассказала «Московской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

«Недавно был принят закон, в соответствии с которым все гостевые объекты размещения должны встать на учёт, зарегистрироваться, и после этого появится хоть какая-то информация, сколько у нас вообще объектов размещения, включая хостелы. А все, кто не зарегистрирован в реестре, окажутся нелегальными. Сейчас, конечно, можно искать признаки нелегальности в хостелах, зарегистрированных в многоквартирных домах, если места, где они располагаются не являются жилым помещением, не обладают отдельным входом и т.д. Можно искать признаки нелегальности в нарушении назначения в использовании земельного участка. Например, в моём округе, в Нагатинском Затоне, один такой хостел в бывшем детском садике — этот объект не предназначен для размещения лиц для проживания. Недавно по моей инициативе прошла проверка, и владельцам здания было направлено предписание о недопустимости размещать хостелы в этом строении. Также там могут быть какие-то несогласованные перепланировки. Но всё это слабые признаки, которые обычно не позволят закрыть такое помещение. Вся надежда на подзаконные акты», — рассказала депутат Госдумы.

В новом законе, точнее в поправках к Закону о туристической деятельности, говорится о том, что объекты размещения должны соответствовать определённым требованиям, отметила Светлана Разворотнева.

«Министерство экономики должно выпустить подзаконные акты, в которых есть, например, требования по количеству квадратных метров на человека при расселении. Это станет опорой для того, чтобы, возможно, признавать незаконными самые густонаселённые объекты. Часто в них происходит нарушение санитарных норм, закона о тишине, общественного порядка, распитие алкоголя, конфликтные ситуации и т.д. Но всё это косвенные признаки, которые не позволяют повлиять на размещение данного хостела в конкретном месте. При этом хостелом называется всё, что не гостиница, и поэтому они размещаются, где угодно», — добавила депутат.

По мнению парламентария, посуточное снятие квартиры может быть еще хуже, чем нелегальные хостелы, поскольку в этом случае никак не защищены соседи и никто не знает, кто реально проживает в помещении. Есть масса туристических хостелов, например, в Петербурге, где селится молодёжь и никому не мешает. Но вызывают напряжение рабочие общежития, где селят мигрантов. Если в многоквартирном доме расположен хостел, защиту жильцов дома надо усилить. Были попытки запретить хостелы в таких домах.

«Я считаю, что надо дать возможность жителям принимать решения о том, что находится в их доме. Но эти концепции сейчас не поддерживаются. Поэтому мы идём другим путём. Мы подготовили законопроект об уставе многоквартирного дома. В рамках этой инициативы в уставе дома, который должен приниматься на общем собрании, будут устанавливаться «правила игры»: оговариваться нарушения закона о тишине, извещение о том, кто заселяется в дом, и т.д. И если собственник помещения нарушает эти правила, соседи могут предъявлять ему неустойку и наказывать рублём», — заключила заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ.

Сейчас абсолютно любую ночлежку могут назвать хостелом, отметила в беседе с «Московской газетой» сопредседатель Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья Наталья Петровская.

«На самом деле, хостел — это вид гостиницы с абсолютно нормальным набором требований к нему. С одной стороны, это пониженные требования к площади спальной комнаты, потому что люди там только спят; с другой стороны, есть общие помещения: гостиные, телевизионные комнаты и другие, где люди проводят время, когда они не спят, которые должны занимать не менее 25% от площади номерного фонда; запрещается пользоваться телефонами в номерах, чтобы не мешать гостям спать.

Хостелов становится меньше, потому что в силу объективных причин сейчас легально квалифицируются в виде хостелов рабочие общежития. И нет юридического критерия, чтобы эти категории разграничить. Рабочие общежития называют себя хостелами, потому что не могут существовать в том формате, в котором должны. В советское время общежития были при каких-то заводах, по сути, это было постоянное жильё для рабочих конкретного предприятия, которое нормировалось Жилищным кодексом и являлось жилым фондом. В них действовали определённые нормы, например, норма в 6 метров на человека. Сейчас так называемые рабочие общежития — это, как правило, коммерческие объекты, в которых приехавший работник снимает комнату. Это нежилые помещения, которые не могут официально существовать как общежития, и норма в 6 метров на человека в них не соблюдается. И поэтому эти объекты называют себя хостелами, хотя люди там живут не в гостевом режиме, а длительное время.

Третья группа объектов — это любая съёмная квартира, где проживает несколько человек, или подвал, где проживают работники коммунальных служб. Если туда придёт полиция, то в прессе появится сообщение о то, что правоохранители «раскрыли хостел», хотя нет никаких документов, которые это подтверждают. И таких нелегальных объектов много. Нужно проверять, действительно ли тот или иной объект квалифицирован как хостел. И тогда всевозможные ночлежки можно сразу исключить. Нужно смотреть отзывы потребителей. Мы для Комитета по туризму проверяли список московских якобы хостелов, обзванивали их, и в некоторых нам сразу отвечали: «Общежитие слушает». Или я говорю: «Мне нужно снять койкоместо для сестры». А мне отвечают: «Мы девушек не селим, у нас рабочее общежитие».

В хостелах обязательно должны быть помещения общего пользования, о которых я уже говорила. Во-вторых, должны быть комнаты не более чем на 12 человек. В-третьих, это не может быть подвалом или цоколем, и все комнаты должны быть с окнами. И один туалет на 10 человек, как минимум. Это минимальный набор услуг, который должен быть в хостеле», — заключила Наталья Петровская.

Спрос на туристические хостелы сейчас большой, инфраструктура загружена, сообщил «Московской газете» глава сети «Хостел Рус» Андрей Цай.

«Перед новогодними праздниками спрос традиционно большой. После пандемии всё налаживается и постепенно возвращается к допандемийным временам. На мой взгляд, нужно чётко разделить туристические объекты и объекты проживания рабочего персонала. Общежития мимикрировали под хостелы, это обусловлено в том числе техническими особенностями регистрации иностранных граждан. Произошло смешение, из-за которого мы видим много негативных моментов, которые люди связывают с хостелами. Туристические объекты в центрах городов функционируют нормально, последние 10 лет пользуясь хорошим спросом. Хостел — бюджетное средство размещения, люди со всей страны могут показать себе и своим детям столицу», — рассказал Андрей Цай.

«Московская газета» ранее писала о ситуации в посёлке Радумля под Солнечногорском, где жители дома 15 в микрорайоне Механического завода страдают от заселения в их дом трудовых мигрантов. Парадокс в том, что определённая часть квартир в доме может принадлежать управляющей организации и застройщику, с которыми жители дома находятся в далеко не простых отношениях. Возможно, законодательная работа над регулированием сферы объектов размещения должна учитывать подобные ситуации?

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
хостел, общежитие, Госдума, депутат
Поделиться
Похожие новости