Новость общества

Российскому рынку нужно больше АИ-95

Российскому рынку нужно больше АИ-95

Фото © «Московская газета»

15.08.2024 в 20:16:00
1419

«Московская газета» продолжает тему роста цен на бензин на российской рынке и ситуации с производством топлива. Похоже, проблемы с ремонтом НПЗ постепенно решаются. Однако производство нефтепродуктов в целом снизилось, а высококачественный АИ-95 в опте превышает в цене АИ-92 на 25%. Как рассказала «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова, экономику производства может улучшить корректировка расчёта демпфера. Источники в сфере нефтепереработке рассказали, чем вызвано подорожание бензина

С начала июня оптовые цены на АИ-95 выросли более чем на 40% и в моменте достигали уровня 75 тыс. рублей за тонну, что сопоставимо с кризисными уровнями, которые наблюдались в сентябре прошлого года, сообщил «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

«Настолько резкие движения в опте неизбежным образом начинают давить и на цену в рознице, особенно на независимых АЗС, — пояснил аналитик. — Одной из основных причин резкого роста цен в опте, а затем и в рознице стало преждевременное разрешение на экспорт бензина в июне-июле, которое наложилось на сезон повышенного спроса, и всё ещё незавершенные ремонты НПЗ после инцидентов в первом квартале».

При этом с августа запрет на экспорт снова вступил в силу, а НПЗ постепенно завершают ремонты, отметил Сергей Кауфман:

«На наш взгляд, сочетание возобновления запрета на экспорт, завершения ремонта на ряде НПЗ и действия демпферного механизма позволят вернуть оптовые цены на АИ-95 в диапазон 50-60 тыс. рублей за тонну в горизонте 1,5-2 месяцев, т.е. ближе к концу сезона высокого спроса. В базовом сценарии ожидаем, что по итогам года рост розничных цен на бензин не более 7-7,5%, т.е. в пределах уровня общей инфляции».

По данным Росстата, производство нефтепродуктов в РФ в I полугодии 2024 снизилось на 3%, в том числе дизтоплива – на 3%, данные по производству бензина не раскрываются, сообщила «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова.

«Снижение объемов переработки в текущем году связано как со снижением объемов добычи нефти в рамках обязательств ОПЕК+, корректировкой производственных планов предприятий в связи с периодическими ограничениями возможностей экспорта бензина и дизельного топлива, так и с проведением плановых профилактических и ремонтных работ на российских НПЗ», — рассказала собеседница издания.

По итогам года мощности выведенных установок глубокой переработки могут составлять от 2 до 3%, что сопоставимо с изменением объема производства моторного топлива в России, отметила эксперт.

«По состоянию на 13 августа, по данным АО «СПбМТСБ», цена на бензин АИ-92 находилась на отметке 56 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — 73 тыс. рублей за тонну. В июле-августе наблюдается диспаритет потребительского спроса между бензином АИ-92 и АИ-95, что требует увеличения производства именно АИ-95 для насыщения рынка. Также в июле-августе на рынке сложилась исключительная ситуация с разрывом в стоимости АИ-92 и АИ-95, достигавшим 25%. В настоящее время расчет демпфера производится, исходя из данных об индексе экспортной альтернативы и оптовой цены реализации именно бензина АИ-92, демпфер по бензину АИ-95 не выплачивается. Предлагаемые на правительственном уровне корректировки расчета демпфера могут сократить разрыв в стоимости топлива АИ-92 и АИ-95 и улучшить экономику производства. В июле 2024 года индекс экспортной альтернативы на бензин АИ-92 составил 92,5 тыс. рублей/тонну, тогда как средняя оптовая цена реализации АИ-92 на внутреннем рынке — 55,6 тыс. рублей/тонну», — заключила гендиректор НААНС-Медиа.

«За последний год в блоке «переработка» в одной из нефтяных компаний поменялось процентов 80-90 топ-менеджеров, — рассказал «Московской газете» источник в сфере нефтепереработки, бывший инженерно-технический работник с опытом работы в вертикально интегрированных нефтяных компаниях. — Я уже не говорю про линейных инженерно-технических работников. Одной строительной организации, с которой я сотрудничаю, уже года полтора не закрывают КС-11 (окончательные акты), мотивируя это тем, чтобы они входили в новые проекты. Все эти проблемы не могут не отражаться на производстве и стоимости топлива. Суммарно на трёх НПЗ нефтяной компании около 55 установок, не считая паркового хозяйства и эстакад. Каждый объект выводится на капремонт в соответствии с графиком ППР (планово-предусмотрительного ремонта). А вот сам ремонт — это уже сложнее».

По словам источника в нефтепереработке, инженера-технолога Александра Юсипова (Нижний Новгород), цена на бензин, как и на коммунальные услуги всегда будет расти:

«С учётом ушедших иностранных лицензиаров с НПЗ, а в связи с этим и поставок европейского оборудования, запчастей, экспертизы заводы вынуждены менять многие свои узлы и системы управления процессом на китайские аналоги. Поэтому, несомненно, будут происходить сбои, остановы, аварии. Это повлечет за собой дефицит и тем самым увеличение цены, чтобы покрыть расходы самих НПЗ и акционеров».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
бензин, топливо, цены, АИ-95
Поделиться
Похожие новости