Новость общества

Сколько малоимущих россиян в 2022 нуждаются в еде и сколько продовольствия требуется людям?

Сколько малоимущих россиян в 2022 нуждаются в еде и сколько продовольствия требуется людям?

Фото © «Московская газета»

17.09.2022 в 15:49:00
3161

Минпромторг планирует разработку законодательной базы для раздачи нуждающимся россиянам бесплатной еды с истекающим сроком годности. Вчера, как писали «Московские ведомости» депутат Госдумы Ярослав Нилов объяснил, почему ритейлерам выгоднее утилизовать еду, чем отдавать нуждающимся. По данным «Известий», передачу продуктов необходимо освободить от НДС, а это требует согласования с ФНС

«Кто платит за банкет?» — спрашивает по поводу идеи Минпромторга предприниматель, экономист, один из основателей X5 Retail group Дмитрий Потапенко.

«Это первый вопрос. И второй, ключевой, — кто несет ответственность за здоровье и жизнь гражданина (если он вдруг отравится не близкой к просрочке, а просроченной продукцией, — прим.авт.)? — отметил в беседе с журналистом «Московской газеты» Дмитрий Потапенко. — Если ритейл, то, может, сразу его расстрелять, как говорится, чтобы два раза не вставал? Любая инициатива должна быть продуманной, а не так, чтобы «за все хорошее против всего плохого».

С экономической точки зрения идея Минпромоторга нереализуема на сегодняшний день в силу значительного объёма продукции, который планируется отдать на благотворительность, считает предприниматель.

«За рубежом логика другая: там вся цепочка: от производства, логистики до ритейла получает налоговое освобождение, — пояснил собеседник издания. — Но дело ведь не только в налоге на добавленную стоимость: как ритейл должен отчитываться перед производителем пищевой продукции? «Мы куда-то дели этот товар»? Что получит производитель? Ведь у него получается дыра: он дал товар, а тот исчез. Кто оплатит всё с точки зрения налогов? Кто заплатит логистам за товар, который должен уйти малоимущим гражданам? Кто будет хранить этот товар? Кто реализует его малоимущим, будет его развозить? В текущей экономической ситуации надо думать о налоговом освобождении всей товаропроводящей цепочки, стимулировать экономику».

Частичный ответ на вопросы предпринимателя, а также некоторую информацию о нуждающихся в продовольственной поддержке людях в России дала «Московской газете» вице-президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь» Анна Алиева-Хрусталева.

«Голода в стране нет. Но нуждающиеся люди, конечно, есть, — отметила вице-президент фудшерингового фонда (фудшеринг — практика распределения продуктов питания, как правило, с истекающим (не истёкшим) сроком годности, между членами сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ — прим.ред.).

Эксперт напомнила, что буквально недавно вышел обновлённый отчёт Росстата об уровне бедности в стране, где фигурирует цифра в районе 18 миллионов человек, находящихся за чертой бедности.

«Потенциально, это как раз все те люди, которые нуждаются в помощи. Если они не голодают, то у них в любом случае есть сложности с тем, чтобы обеспечить себя нужным объёмом питания. И даже если с этим вопрос решён, на все остальные нужды — ЖКУ, лечение, — денег может не хватать, особенно если мы говорим о пожилых людях. Также в продовольственной помощи нуждаются беженцы и жертвы стихийных бедствий», — рассказала собеседница издания.

Сколько тонн такой помощи потребляется нуждающимися в год?

«От 6 до 8 тысяч тонн еды. Прошлый год — порядка 6 тысяч тонн, — говорит Анна Алиева-Хрусталева. — Этот год идёт вровень, меньше точно не будет. Пока скачков потребления продовольственной помощи нет, это связано с тем, что компаниям пока не очень выгодно отдавать еду по причине налогового вопроса. Наши поставщики: промышленные — заводы, склады, распределительные центры, — и розничный фудшеринг, работа с точками продаж: кафе, рестораны, магазины, — вот они-то пока в меньшей степени с нами сотрудничают. Мы начали пилотные проекты с сетью Х5 и «Магнитом». Однако, масштабное взаимодействие наладится, когда рознице перестанет быть невыгодно отдавать приближающуюся к просрочке еду».

Что касается вопросов, озвученных Дмитрием Потапенко, многие из них, по словам собеседницы «Московской газеты», Банк еды берёт на себя: «Мы пробовали раздавать еду там же, где она продаётся. Но эффективнее получается, когда каждый выполняет свою задачу: магазин продаёт, Банк еды — распределяет. Мы берём на себя весь функционал: сами забираем еду, возим, распределяем, проверяем сроки годности, кондицию продукции. Люди получают помощь документально, расписываются в ведомостях. То есть, все нуждающиеся регистрируются в нашей базе».

Сколько малоимущих граждан прибегают к фудшерингу в год?

«Примерно 1,5 миллиона человек в год получают у нас продовольственную помощь. У нас самый крупный банк еды в стране, но мы не можем помочь всем. Как только продуктов в нашем распоряжении станет больше, когда розница сможет отдавать нам еду на приемлемых для себя условиях, мы сможем расширить помощь», — рассказала вице-президент Банка еды «Русь».

Каков прогноз по количеству нуждающихся в еде на ближайшее будущее?

«Тенденция на увеличение есть довольно давно, в пандемию был страшный пик нуждающихся. Сейчас — тоже. Признаюсь, что сегодня мы остановили набор людей в нашу информационную базу. Ждём появления новых возможностей, чтобы помогать новому пулу людей. С теми ресурсами, которые у нас есть в настоящее время, мы решили пока не пополнять базу нуждающихся», — пояснила Анна Алиева-Хрусталева.

При этом, по ее словам, потенциал по перераспределению продуктов в России — колоссальный: «В России ежегодно утилизируется 18 миллионов тонн еды. По нашим расчётам, если нам удастся спасти от утилизации хотя 1 200 0000 тонн в год, этого хватит, чтобы ежемесячно помогать абсолютному большинству нуждающихся. Сейчас наш благотворительный фонд, второй по величине в стране, оперирует 6-8 тысячами тонн еды в год».

Банк еды «Русь» развивает сеть национального фудшеринга, говорит собеседника «Московской».

«У нас более 600 пунктов раздачи еды по стране и 17 локальных банков еды. Плюс, пункты выдачи наших партнёров: в нашей работе участвуют государственные социальные службы, церковные учреждения. Во всех регионах есть бизнес, с которым можно выстроить работу, важно выстроить её так, чтобы ничьи интересы не пострадали», — добавила специалист.

Какое количество еды в месяц раздавалось для помощи людям с начала этого года по сентябрь месяц? И какое — в аналогичный период прошлого года?

«С января по август 2021 года было реализовано 4 тыс. тонн еды на 800 миллионов рублей. С января по август 2022 — 5,5 тыс. тонн на 1,1 миллиарда рублей», — сообщила вице-президент благотворительного фонда Банк еды «Русь».

Количество россиян, живущих за чертой бедности увеличивается, и уже в этом году нуждающимся людям может потребоваться еще на 1,5 миллиарда тонн больше продовольствия.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Минпромторг, малоимущие, россия, фудшеринг
Поделиться
Похожие новости