Новость общества

Соавтор павильона на Патриарших прудах прокомментировал изменение исторического облика здания

Соавтор павильона на Патриарших прудах прокомментировал изменение исторического облика здания

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

25.04.2021 в 11:20:00
2916

По словам архитектора, о радикальных решениях по капремонту его не проинформировали

В Москве за исторический облик павильона на Патриарших прудах развернулась настоящая борьба – за его сохранение выступили известные архитекторы, художники и писатели. Ранее результаты капитального ремонта фасада исторического здания на территории парка – объекта культурного наследия регионального значения оценили в Мосгордуме. По словам депутата МГД Сергея Митрохина, после размещения в павильоне ресторана фасад здания несколько изменился.

В то же время, как ранее писала «Московская газета», в Москомархитектуре заявили, что исторический облик строения будет сохранен. В том числе, по информации Мосгорнаследия, работы по ремонту павильона не предусматривали изменений габаритов здания.

В марте 2021 года жители микрорайона Патриаршие пруды обратились к владельцу павильона Александру Раппопорту с просьбой вступить в диалог по вопросу эксплуатации будущего ресторана «Павильон. Пруд. Патрики» (письмо имеется в распоряжении редакции). Москвичи предположили, что заведение может работать круглосуточно, связи с чем выразили опасения по поводу возможного нарушения покоя жителей, проживающих в близлежащих домах.

В апреле этого же года состоялось открытие ресторана. По словам Александра Раппопорта, в рамках капремонта были отреставрированы фрески, покрашены стены, установлена современная внешняя подсветка. Внутри здание претерпело более серьезные изменения: ресторатор отметил, что коммуникации и системы жизнеобеспечения морально устарели, поэтому их полностью заменили.

Накануне в Сети появились фотографии, на которых видно, что на пруду возле павильона оборудовали понтон. Очевидцы предположили, что владельцы ресторана начали устанавливать веранду на воде.

«Огромный понтон брошен на водную гладь Патриарших прудов. Я уверен, что ни с кем это не согласовано, хотя нарушается облик объекта культурного наследия», — написал в Facebook депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.

Как рассказал «Московской газете» архитектор Михаил Хазанов, автором первого деревянного здания на Патриарших прудах (1939-го года постройки — прим. ред.), обозначенного как павильон-грелка, является его отец Давид Хазанов. В нем должны были греться водители трамваев, замерзшие в ожидании пассажиры и любители зимнего катания на коньках.

В 80-годах прошлого века павильон был перестроен. В числе архитекторов, занимавшихся перестройкой здания (Борис Палуй, Дмитрий Лукаев), был сам Михаил Хазанов. Однако, по его словам, помимо фундамента восстановить ничего не удалось, поскольку деревянное здание к этому времени пришло в аварийное состояние. Хазанов рассказал, что предложил возвести новый павильон примерно в тех же габаритах, но при этом сделать еще один этаж в цоколе, чтобы можно было выходить зимой прямо на каток. Кроме того, к проекту по предложению другого архитектора Дмитрия Лукаева добавили два круглых окна со стороны пруда.

«Поскольку цокольный этаж с трудом туда помещался, пришлось поднять павильон на один блок гранита. Пропорция – вещь такая: если изменил высоту, то и в ширину надо увеличивать. Поэтом павильон стал больше примерно в 1,5 раза. В связи с этим, я сделал два эркера с эвакуационными лестницами по бокам, два таких «стеклянных уха» и немного изменил ордер: архивольты и капители», – рассказывает Михаил Хазанов.

Вскоре, после открытия павильона в 1986 году, по словам архитектора, здание перестало быть «грелкой»: в нем прошла первая большая выставка «бумажной» архитектуры, а потом строение стали использовали как ресторан. В этом качестве павильон пережил и девяностые, и нулевые годы.

«Мне не нравилось размещение ресторана, я всегда хотел, чтобы там был городской холл с выставками, такой зал презентаций с баром-буфетом. На мой взгляд, было бы лучше, чтобы зимой внизу была раздевалка для конькобежцев, а летом – лодочная станция или временный буфет», – рассказывает Михаил Хазанов.

В 2004 году парк «Патриаршие пруды» получил охранный статус: сквер вместе с прудом признали памятником истории и культуры регионального значения. Хотя формально павильон не имеет такого статуса, но он является частью архитектурного ансамбля парка и входит в предмет его охраны. Поэтому, по словам Михаила Хазанова, никто не ожидал, что возникнет идея изменения облика павильона. Тем не менее, в начале 2020 года в Сети появились эскизы проекта капитального ремонта здания. Новый владелец решил его увеличить, что, как отмечает архитектор, превращает павильон в громоздкое сооружение.

«Никто не вспомнил, что у павильона были и есть авторы. Меня, например, никто не информировал о планах перестройки павильона, хотя по правилам профессиональной этики это делать необходимо. К слову, предыдущие владельцы относились к павильону бережно: даже капремонт был корректный, – говорит Михаил Хазанов. – Владельцы ресторана, похоже, не понимают, что такая реконструкция им ничего не даст. Там же нет мощностей для хорошей кухни. Я посмотрел план: в подиумном этаже будет темная кухня. А выше посетители ресторана будут сидеть впритирку. Жадность какая-то безумная. Моя основная претензия к ним, что они изуродовали и главные, и боковые фасады здания. Но самое важное, что масштаб павильона изменился, и это убивает масштаб пруда. На мой взгляд, следует вернуть зданию прежний облик, и я готов в этом помочь, если нужно. Вообще мы (авторы павильона – прим. ред.) представляли, что в существующем сегодня павильоне будут проходить лекции, выставки и камерные концерты для тех, кто любит Патриаршие пруды».

Напомним, в апреле 2020 года около 40 мастеров культуры и искусства обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой не допустить перестройку павильона на Патриарших прудах, тем самым сохранив знаменитый ансамбль садово-паркового искусства в столице.

Автор: Жанна Гавшина
ТеГИ
Москва, Патриаршие пруды
Поделиться
Похожие новости