Новость общества

Три дня плюс ДЭГ и минус 95 мандатов: чего ждать от осенних муниципальных выборов

Три дня плюс ДЭГ и минус 95 мандатов: чего ждать от осенних муниципальных выборов

Фото © «Московская газета»

25.06.2022 в 13:41:00
2571

Муниципальные выборы в Москве пройдут с 9 по 11 сентября. Будет распределено 1417 депутатских мандатов вместо 1512, как это было на выборах депутатов Советов депутатов в муниципальные образования в 2017 году. Также в сентябре будет использоваться дистанционное электронное голосование (ДЭГ), получившее неоднозначную оценку на последних выборах в Государственную Думу. В не слишком выгодном для оппозиции соотношении сил её будет поддерживать всероссийское собрание независимых муниципальных депутатов «Земский съезд», которое представит собственные списки депутатов, отмечает «Ъ»

«Как муниципальный депутат и как избиратель я против сокращения мандатов», — рассказал «Московской газете» член «Земского съезда», муниципальный депутат в Останкино Сергей Цукасов.

«Норма представительства депутата в Москве огромная, в Останкинском районе — больше 3 000 избирателей на депутата. В некоторых районах — по 10 000 избирателей на муниципального депутата. В таком режиме вряд ли кто-то из них сможет эффективно представлять интересы избирателей и понимать их потребности. Мы же занимаемся депутатской деятельностью «после работы». Так что ничего хорошего здесь нет. Не исключу, что сокращение депутатских мандатов могло быть пролоббировано в Мосгордуме партией «Единая Россия», — сказал Цукасов.

Трёхдневные выборы уже вошли в практику в пандемийном 2020 году, отметил муниципальный депутат: «Тогда они (выборы, — прим.ред.) уже подвергались критике с точки зрения прозрачности и демократичности. «Переползание» бюллетеней из одного дня в другой определённо представляет собой «точку непрозрачности». Для того, чтобы контролировать прозрачность трёхдневных выборов, требуется большее количество наблюдателей», — считает муниципальный депутат.

Не стоит распространять ковидные практики голосования на постковидное время, отметил в беседе с журналистом «Московской газеты» политолог Илья Гращенков.

«Конечно, на мой взгляд, трёхдневное голосование говорит об определённых проблемах власти с её рейтингами. Видимо, в эти три дня планируется как-то нивелировать возможные неприятные результаты», — считает эксперт.

По мнению Гращенкова, у ДЭГ есть два порога неблагонадёжности и, возможно, один позитивный момент: «То, как было в прошлом году в Москве с переголосованием, привело к ощущению, что к результатам выборов остались вопросы. Во-вторых, ДЭГ — это хороший инструмент для мобилизации бюджетников. Тут надо избавляться от самого принципа, что кто-то может заставить кого-то голосовать по указке. С другой стороны, ДЭГ — хороший инструмент для повышения явки. Если люди не будут разочарованы, ДЭГ повысит шансы оппозиционных партий привлечь электорат. Есть надежда, что в этом году из механизма ДЭГ хотя бы уберут переголосование, и в Москве дистанционное голосование пройдёт на том уровне, на каком оно проходило в регионах».

Трёхдневные выборы — это комфортная для власти конфигурация, которая позволяет легче сохранить контроль, и в эту же стратегию укладывается сокращение количества депутатских мандатов, сказала «Московской газете» депутат Мосгордумы Дарья Беседина.

«Эксперимент 2020-го был успешным. С одной стороны, нет какой-то публичной активности, особенно со стороны мэрии, большой медийности. С другой стороны, мы видим, как некоторых оппозиционных депутатов и кандидатов в депутаты обвиняют в использовании запрещенной символики, лишают пассивного избирательного права. А чем меньше число мандатов, тем проще контролировать избирательный процесс. Предполагаю, что все эти меры используются для того, чтобы не повторился 2017 год и снизилась вероятность появления независимого неожиданного кандидата», — говорит парламентарий.

Сейчас ситуация с муниципальными выборами 2017 года, когда оппозиция добилась определённых успехов, не слишком возможна, считает Дарья Беседина: «Всё будет зависеть от того, как поведут себя избиратели. Муниципальные выборы как правило немедийные и явка на них низкая. Многое зависит от того, насколько успешно депутаты будут агитировать. Могут отметить: чем больше явка, тем больше голосов за независимых кандидатов. А всё, что «сушит» явку, на руку власти».

Илья Гращенков считает, что число муниципальных депутатов необходимо расширять, а не сокращать: Москва — большой город, депутаты не успевают заниматься делами избирателей. «Сокращение числа мандатов — это способ давления на местное самоуправление», — заметил эксперт.

«Единая Россия», возможно, наберёт порядка 40% на муниципальных выборах в Москве, — прогнозирует Илья Гращенков. — У партии «Новые люди» неплохие шансы в Москве, они сейчас заменяют собой всю либеральную оппозицию и могут претендовать на второе место. У «Яблока» неплохие шансы — главное, чтобы их пустили на выборы в полном объёме. Коммунисты в Москве, традиционно, не очень сильны, скорее всего, у них будет падение результатов на муниципальных выборах».

Преимущество для власти против оппозиции, по мнению самой оппозиции, может создать любая инновация, любое изменение законодательства, сказал «Московской газете» электоральный юрист, управляющий партнер консалтингового бюро Т&М Гарегин Митин.

«ДЭГ ставят под сомнение те же люди, которые ставят под сомнение голосование с использованием обычных бюллетеней. Если в будущем появится ещё какая-то условная форма голосования, пусть даже контролируемая со всех сторон наблюдателями, всё равно те, кто выражает сомнение в добросовестности существующих процедур, будут говорить то же самое и в отношении новых процедур», — уверен собеседник «Московской».

«То есть, оппозиция будет против, независимо от того, как работают механизмы этих новых процедур, и в чью пользу они работают?» — задал вопрос журналист издания.

«Конечно, — говорит Гарегин Митин. — Возможность переголосования в ДЭГ следует скорректировать, свести к минимуму. Если человек ошибся с выбором, то его право переголосовать должно действовать только в течение одного дня».

По мнению электорального юриста, сокращение депутатских мандатов проведено не для ущемления оппозиции, а, скорее из экономии денежных средств.

«Муниципальный депутат всё-таки получает определённую компенсацию. С другой стороны, конечно, сокращение мандатов сказывается на представительстве интересов населения муниципалитетов. В Москве крупные муниципалитеты. Нужен дифференцированный подход. Там, где население велико, например, в Гольяново, где проживает около 107 000 человек, следовало бы сохранить численность представительного органа и, может быть, даже увеличить на одного депутата. А центральные районы города Москвы не так уж заселены избирателями», — заключил Гарегин Митин.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
дэг, выборы, депутаты, мандаты
Поделиться
Похожие новости