В России потребовали снять с рассмотрения законопроект, регламентирующий просветительскую работу
По мнению экспертов, в нынешнем виде он может быть чреват неправовым применением
На портале «Российская общественная инициатива» (РОИ) опубликовано предложение о снятии с рассмотрения Госдумой РФ законопроекта, предлагающего поправки в закон об образовании в части регламентирования просветительской деятельности. Автор инициативы считает, что в случае принятия проекта без существенных доработок просветительская работа как таковая в России может быть серьезно затруднена.
Соответствующая законодательная инициатива, как сообщает ТАСС, внесена в Госдуму депутатами нижней палаты парламента и членами СФ, представляющими комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Авторы проекта считают, что бесконтрольностью в данном вопросе могут воспользоваться антироссийские силы за рубежом и под видом просветительской деятельности вести недружественную пропаганду.
Документ определяет, что такое просветительская деятельность, описывает порядок ее регулирования, чтобы не допустить «негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс», а также устанавливает запрет на разжигание всех перечисленных в российском законодательстве видов розни, «в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях».
23 декабря 2020 года законопроект, несмотря на критику, был принят в первом чтении. По информации «Ъ», вскоре он может быть принят и во втором чтении, причем без существенных доработок, на которых настаивают многие эксперты. В частности, вице-президент Академии РАН Алексей Хохлов сообщил корреспонденту издания, что с Академией наук проект не обсуждался, хотя «речь идет об уставной для нее деятельности».
Законопроект критикуют, в частности, за то, что просветительская деятельность в нем определяется слишком обще и широко, что может создать предпосылки для неправового и ангажированного применения его норм в случае принятия. Также вследствие «регулирования», как предполагает ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов, могут закрыться многие проекты, которые сейчас реализуются на чистом энтузиазме. А заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич допустил, что нормы предлагаемого законопроекта могут дублировать положения других законов – в частности, «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об информации».