Новость общества

В такси нехватки трудовых мигрантов нет, у ресторанов и стройки всё сложнее

В такси нехватки трудовых мигрантов нет, у ресторанов и стройки всё сложнее

Фото © «Московская газета»

29.07.2024 в 15:21:00
1813

В связи с тем, что в публичном пространстве озвучиваются всё новые предложения по ужесточению политики в отношении трудовых мигрантов, «Московская газета» попробовала выяснить, насколько ограничивается этот поток на самом деле. Эксперт Виктория Леднева сообщила изданию о недоработках в проектах по регулированию трудовой миграции. В сфере такси рассказали, что основная часть занятых в этой сфере трудовых мигрантов спокойно продолжает работать. А вот ресторанный сектор и стройка испытывают серьёзную нехватку кадров

Рособрнадзор призвал трудовых мигрантов учить своих детей русскому языку перед въездом в Россию. К 30 регионам, которые ввели ограничения на работу мигрантов в разных сферах, присоединилась Томская область.

О недоработках в проектах ограничений по ввозу трудовых мигрантов в Россию рассказала «Московской газете» главный научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН Виктория Леденева:

«Есть предложения о запрете ввоза семей как трудовыми, так и нетрудовыми мигрантами, приезжающими с частными целями. С возможностью привозить семью только в том случае, если мигрант подаёт долгосрочные документы на жительство в России. Но, на мой взгляд, здесь нужны дополнительные меры, которые сейчас принимают в Европе: для ввоза семьи должно быть необходимо разрешение от уполномоченного органа власти, при это мигрант должен доказать, что длительное время легально работал в стране, платил налоги и ничего не нарушал. И я бы добавила, что в таком разрешении нужно чётко указать всех членов семьи, а на момент, когда получается разрешение, семья мигранта должна готовиться к переезду и учить русский язык. В развитых странах работают центры домиграционной подготовки, мигранты могут готовиться к переезду целый год, а у нас они просто покупают авиабилет и прилетают. Нет никакой домиграционной подготовки, этим занимаются общественные организации, которые каждый раз изыскивают на это финансы — всё делается несистемно. По второму кругу предлагаются варианты оргнабора, целевого набора или, как сейчас говорят, допнабора, предлагается создавать социальные саморегулирующиеся организации. Переходить на тот режим трудовой миграции, который существует в ОАЭ. Но остаётся без внимания важный вопрос: кто будет контролировать выезд мигранта на родину после истечение трудового договора? Минтруд предлагает давать мигранту 30 дней на выезд или поиск новой работы. На мой взгляд, нужно давать на это 3-5 дней. Регионы один за одним объявляют об ограничениях, но мигранты просто переезжают из одного региона в другой. К тому же, на мой взгляд, необходимым такие меры контроля на границе, как снятие отпечатков пальцев и сетчатки глаза. Все меры, которые сейчас принимаются, по сути, мало ограничивают приток трудовых мигрантов в Россию».

Ограничения не препятствуют присутствию трудовых мигрантов на рынке такси и не создают проблемы с кадрами в этой сфере, рассказал «Московской газете» руководитель Центра компетенций Общественного совета по развитию такси и городской мобильности Станислав Швагерус.

«В Москве и Московской области есть комплексная система аналитики такси, в которой зарегистрировано порядка 340 тысяч водителей, — отметил эксперт. — Каждый водитель в Москве должен иметь запись в этой системе. На линии в столице одновременно находится порядка 50 тысяч водителей такси. То есть тех, кто сегодня может работать в такси в Москве, в несколько раз больше, чем тех, кто находится на линии в моменте. В основном водители такси в Москве и Московской области — это граждане Киргизии. Они работают согласно межправительственным соглашениям ЕАЭС и под ограничение въезда мигрантов не попадают. Как и те мигранты, которые имеют российское гражданство. Количество мигрантов-не граждан ЕАЭС здесь минимально. Запреты на работу мигрантов в такси по регионам, которые объявляются один за одним, в реальности ничего не меняют. В регионах запрещают получение мигрантами патента на работу в легковом такси. Но в этой сфере практически все работают без патента. Работодатели не могут заставить водителя, который находится у них в штате, получать патент. Так все эти запреты пока просто на бумаге. К тому же, они не касаются граждан ЕАЭС, а это основная доля мигрантов в такси, и тех, кто получил гражданство РФ».

Если сфера такси не испытывает проблем, то рестораны и стройка столкнулись с дефицитом кадров.

«В Москве сегодня нулевая безработица, — рассказал «Московской газете» ресторанный омбудсмен Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов. — Это говорит о том, что нового притока кадров не будет, ему неоткуда взяться. При нулевой безработице все люди трудоустроены. В ресторанном бизнесе при этом большая нехватка сотрудников. Чем её восполнять мы на данный момент не представляем. Кадрами из Тулы и других регионов? Там та же самая ситуация. Я не говорю о том, нужны в России трудовые мигранты или не нужны. Но на сегодняшний день в ресторанной отрасли не хватает сотрудников, и это влияет на качество обслуживания».

Сейчас для многих застройщиков вводятся новые требования, увеличивается количество документов, которые необходимо оформлять для ввоза мигрантов, сказал в беседе с изданием крупный застройщик, пожелавший остаться анонимным:

«Мигранты «тают» на строительном рынке. Это ситуация касается регионов. Мигранты переезжают в региональные центры, идёт переток с низкооплачиваемых на более высокооплачиваемые территории. Плюс, происходит и естественный отток мигрантов. Сейчас застройщиками серьёзно разрабатываются предложения привлекать рабочих из стран Юго-Восточной Азии — Вьетнама, Мьянмы, а также высококвалифицированных строителей из Ирана. У меня в своё время работали подрядчики из Северной Африки — Судана и Сенегала: 2 бригады кровельщиков, и работали очень неплохо. Мы обеспечивали их жильём, пропиской, регистрацией. Но это было до волатильности рубля. К тому же, африканцам противопоказан наш климат. За последних 3 года рабочие из Азии отправили на родину порядка 4,5 млрд долларов. Сейчас эта цифра уменьшается. Москве острой проблемы с кадрами на стройке нет, идёт приток из регионов. Но я близко общаюсь с сибирскими губернаторами и могу сказать, что в Сибири с рабочими на стройке беда: уезжают в Москву, задерживаясь там или сразу отправляясь на родину».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
трудовые мигранты, такси, рестораны, стройки
Поделиться
Похожие новости