Новость общества

В Воронеже могут обновить правила пользования электросамокатами

В Воронеже могут обновить правила пользования электросамокатами

Фото © «Московская газета»

26.06.2025 в 22:20:00
1194

Рынок аренды средств индивидуальной мобильности, к которым относятся в том числе электросамокаты, в России развивается быстрыми темпами

Только за прошлый год число поездок на прокатных СИМ увеличилось на 22%, а в январе-апреле 2025 года рынок вырос ещё на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выручка кикшеринговых компаний, составившая в 2024-м свыше 31 млрд рублей, к 2027 году может превысить 53 млрд рублей. Компактный, экологичный и достаточно быстрый индивидуальный транспорт вроде бы хорош и удобен для всех – разгружает дороги, экономит время своим пользователям и открывает новые возможности для бизнеса. Однако многих беспокоят вопросы безопасности. К примеру, более трети опрошенных жителей Новосибирска, Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода выступают за полный запрет движения на электросамокатах по городу. Основным аргументом в пользу подобных запретов является опасность, которую лихачи на электросамокатах представляют для пешеходов, прежде всего для детей и пожилых людей. И статистика Госавтоинспекции говорит о том, что эти опасения небеспочвенны. За 2024 год в России произошло 4,42 тыс. аварий с участием электросамокатов, из которых 65,5% происшествий – с участием арендованных транспортных средств. Рост общего числа ДТП составил 42%, а количество погибших увеличилось на четверть и достигло 54 человек, из которых 6 – дети.

Такая картина вынуждает самих операторов прокатных СИМ вводить дополнительные ограничения, чтобы транспортные средства не использовались хаотично и с угрозой для окружающих. Где-то по требованию местных властей, а где-то и по инициативе бизнеса на электросамокаты устанавливаются ограничители скорости и вводится верификация клиентов, чтобы к управлению СИМ не допускались несовершеннолетние. «Яндекс» и вовсе предлагает другим кикшеринговым компаниям объединиться и выработать общий подход к правилам использования СИМ. Директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли «ТеДо» Виктория Синичкина утверждает, что таким образом бизнес пытается предотвратить принятие более жёстких законодательных норм, которые обойдутся гораздо дороже, чем добровольные самоограничения.

Впрочем, власти как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях уже взялись за регулирование этой сферы. Ещё в 2023 году в законодательстве появилась юридическая категория средств индивидуальной мобильности, под которую подходят электросамокаты, сегвеи, моноколёса и другие подобные транспортные средства. Скорость движения на них не может превышать 25км/ч, можно ездить только по одному, лицам не моложе 14 лет и не находящимся в состоянии опьянения. Возможность движения по пешеходным и велосипедным дорожкам оставили, но только на СИМ весом не больше 35 кг. Однако, как показывает практика, рост аварийности эти меры не остановили. Минтранс, ГАИ и другие ведомства предлагают ряд поправок, ужесточающих правила и увеличивающих штрафы за их нарушения. В частности, пользователей СИМ хотят обязать надевать шлемы во время поездки, не передвигаться по тротуарам, а возможно также получать госномера для таких видов транспорта и особую категорию водительских прав. Минимальный возраст вождения при этом предлагают поднять до 16 лет. 

Пока эти федеральные нововведения проходят многочисленные обсуждения и согласования, власти крупных городов, где проблема электросамокатов стоит особенно остро, действуют в рамках собственных полномочий. К примеру, в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи обозначены зоны, в которых полностью или частично, в зависимости от времени суток, запрещено движение на электросамокатах. Власти Перми пошли ещё дальше и ввели правило, согласно которому оставлять электросамокаты можно только на велосипедных парковках. Поскольку в центре города таковых почти нет, кикшеринговые компании вынуждены были приостановить работу. 

Не стал исключением и Воронеж. Здесь кикшеринговые компании инициировали повышение с 10 до 30 тыс. рублей штрафов за передачу управления Сим несовершеннолетним. В 13 зонах города движение электросамокатов запрещено, а ещё в 19 действует ограничение скорости 15 км/ч. Однако полностью вопрос безопасности эти меры не решили.

Председатель Общественной палаты Воронежской области Наталия Хван рассказала, что число СИМ на улицах регионального центра стремительно растёт. По приблизительным оценкам экспертов, в Воронеже только в аренду сдаётся около 6 тысяч электросамокатов.

«Отсутствие инфраструктуры и жёсткого контроля привело к росту аварий. Весной, наверное, ни один день не обходился без публикаций в СМИ об очередном ДТП с участием электросамокатов. Растёт и число происшествий, в результате которых тяжёлые травмы получают пешеходы, в том числе дети. Особенно актуальны эти проблемы для центра города. Отдельно хочу отметить, что в этом году на дорогах Воронежа стало больше электровелосипедов. Их используют курьеры сервисов доставки. Для управления этими транспортными средствами требуются особые навыки, а зачастую и водительские права соответствующей категории. Водители должны знать и соблюдать ПДД. Однако на улицах мы наблюдаем совершенно противоположную картину – гоняют по тротуарам, опасно маневрируют в потоке машин и так далее», — рассказала Наталия Хван. 

Печальные последствия такой ситуации видны и в статистике. Председатель Общественной палаты Воронежской области напомнила, что недавно начальник управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов сообщил о двукратном росте ДТП с участием электросамокатов по сравнению с прошлым годом. По состоянию на конец мая в таких авариях пострадали 40 человек, из которых 9 – дети. 

«Считаю, что кикшеринговые компании, работающие в Воронеже, не уделяют должного внимания контролю и профилактике нарушений. Например, отсутствует реальная блокировка езды на электросамокатах в местах с запретом на их использование. В городском парке «Орлёнок» спокойно ездят, хотя это запрещено. Пользователи грубо нарушают ПДД – не спешиваются на пешеходных переходах, не соблюдают скоростной режим и так далее. Иногда вижу, как на одном электросамокате едут два, а то и три человека. Очень часто за рулем – подростки младше 16 лет. Кроме того, прокатные самокаты нередко оставляют в местах, не предназначенных для их парковки. В итоге они стоят поперёк тротуаров, у входа в подъезды, мешают пешеходам», — констатировала собеседница издания. 

При этом Наталия Хван подчеркнула, что эксперты Общественной палаты не фиксируют значительных проблем с использованием личных СИМ. 

«По правилам, СИМ с мощностью электродвигателя более 250 Ватт относится к мопедам. Для управления таким транспортным средством необходимы права с открытой категорией «М». На мой взгляд, было бы вполне логично ввести требование о постановке мощных СИМ на учёт в ГАИ», — считает председатель Общественной палаты Воронежской области.

Воронеж стал одним из первых в России городов, где была составлена дорожная карта по развитию инфраструктуры для СИМ, однако Наталия Хван указала, что этот план вряд ли изменит ситуацию в этой сфере к лучшему. 

«Дорожная карта или план по развитию кикшеринга в Воронеже является декларативным документом. Он не имеет юридической силы, так как не утвержден нормативно-правовым или распорядительным актом администрации Воронежа. По сути, дорожная карта направлена в первую очередь на развитие кикшеринговых компаний и зарабатывание ими денег. Например, из «Дорожной карты» не следует, когда, где и за чей счёт должна появиться соответствующая инфраструктура. 

Город должен быть дружелюбен к любому человеку – и к пожилому пешеходу с замедленной реакцией, и к ребёнку, и к человеку на электросамокате. В первую очередь нужно думать о безопасности. Поэтому использование СИМ, особенно прокатных, требует жёсткого нормативного регулирования, направленного на предупреждение ДТП. Необходимо пересмотреть законодательство, регламентирующее скоростные ограничения, ответственность за нарушения и условия допуска СИМ к участию в дорожном движении, включая возраст пользователей. Мы провели несколько круглых столов с участием юристов, дорожников, врачей, представителей ГАИ и мэрии. Обсуждали варианты нормативно-правового регулирования использования СИМ. Обобщили предложения и уже начали действовать. Так, Общественная палата Воронежской области выступила с инициативой о внесении изменений в правила благоустройства территорий в Воронеже для привлечения к ответственности собственников прокатных СИМ за парковку вне специализированной зоны. Однако предложения Общественной палаты были существенно урезаны и переформулированы. В итоге наши главные предложения в недавно принятых дополнениях к правилам оказались не отражены. По инициативе Общественной палаты администрацией Воронежа направлено обращение в Минтранс России с предложением ввести требование об обязательной постановке мощных СИМ на государственный регистрационный учет и снижении скорости движения всех СИМ до 10 км/ч на отдельных территориях. Ответ пока не получили. Будем и дальше методично работать с этой темой», — резюмировала Наталия Хван. 

Она добавила, что никто в Общественной палате Воронежской области не предлагает запретить аренду или использование СИМ, однако пока нет развитой инфраструктуры и отлаженных механизмов контроля, необходимы более жёсткие ограничения при использовании прокатных электросамокатов, как это уже сделано в Перми, Казани и Санкт-Петербурге.

ТеГИ
Воронеж, самокат, Наталия Хван, Общественная палата
Поделиться
Похожие новости