Новость экономики

Воронежская область в стадии «догоняющего роста»: что нужно для развития региона

Воронежская область в стадии «догоняющего роста»: что нужно для развития региона

Фото © «Московская газета»

16.05.2025 в 11:10:00
1725

Большой экономический потенциал Воронежской области должен использоваться активнее, считают эксперты-собеседники «Московской газеты». С ЖКХ и экологией в регионе есть сложности сообщили в Народном фронте

Последствия деиндустриализации

У Воронежской области есть большой потенциал для развития, но на данный момент регион находится в стадии «догоняющего роста», рассказал «Московской газете» политолог Дмитрий Нечаев. 

«Воронежская область обладает достаточно большой территорией и достаточно большим населением – 2,3 млн человек, столица субъекта – город-миллионник Воронеж.

Этот регион всегда была индустриальным, здесь развивались самолётостроение, электроника, производство экскаваторов. Но в период 1997-2017 гг., в бытность прежних губернаторов, регион прошёл через масштабную деиндустриализацию. За 20 лет у нас закрылось около 200 крупных и средних промышленных предприятий. Новый губернатор Воронежской области Александр Гусев преодолевает последствия деиндустриализации с помощью различных институтов развития. В регионе есть особая экономическая зона «Центр», есть ТОСЭР «Павловск» и несколько индустриальных промышленных парков, самый крупный из которых – парк «Масловский», соседствующий с зоной «Центр». Идёт восстановление старых промышленных производств и создание новых. Также для Воронежской области характерно серьёзное развитие агропромышленного комплекса, регион занимает в этом одну из лидирующих позиций в стране. Но, в отличие от аграрной архаики, которая была при прежних губернаторах, сейчас сделана ставка на перерабатывающую промышленность, эта отрасль является доминантной в регионе. С другой стороны, приходится отметить, что авиапромышленность в регионе – не на высоте, ВАСО (Воронежское акционерное самолётостроительное объединение, филиал ПАЛ «Ил») всё ещё не может выйти из длительной полосы неудач. Нынешний глава Воронежской области в прошлом – промышленник, выходец из группы компаний «Сибур», а губернаторы до Гусева были аграрниками. В 90-е-2000-е Воронежской области не лидировала по ЦФО, а вот Белгородская, Липецкая и Калужская области активно развивались. Регион в то время упустил возможность создания крупных агрохолдингов. Сейчас происходит догоняющее развитие и исправление ошибок», — рассказал политолог.

Для Воронежской области также характерна сервисная экономика, сфера услуг, отметил Дмитрий Нечаев.

«Это сильно развитые торговые сети, динамично развивающаяся система общественного питания. Активно представлена система негосударственных медицинских центров, куда состоятельные люди и средний класс предпочитают обращаться помимо государственного здравоохранения. Воронеж в этом отношении позитивно отличается от многих других регионов», — сказал политолог.

Конкурентное поле

Воронежской области присущи определённые управленческие проблемы, заметил Дмитрий Нечаев:

«При прежних губернаторах была нередкой ситуация, когда главы тех или иных районов, руководители тех или иных отраслей назначались по прямым пожеланиям от крупного бизнеса, а не по объективным заслугам и компетентности. Этот негативный тренд удалось переломить только в последнее время, но последствия до сих пор ощущаются. Воронежская область всегда была конкурентным полем, даже в советское время здесь происходила борьба центров влияния, финансово-промышленных кланов. За 30 лет у нас сменилось 6 губернаторов. Сейчас в регионе несколько центров влияния. Главный из них – губернатор Александр Гусев и его команда. Есть также неформальная группа политиков и бизнесменов под патронажем бывшего губернатора Воронежской области. Под его контролем остаётся часть бизнеса, а также часть депутатов Воронежской областной думы. За ними остаётся ряд позиций в местном самоуправлении. Также под её контролем система грантов и грантооператоры. Действия губернатора иногда критикуют и порой необоснованно. Это создаёт определённые управленческие проблемы, особенно в контексте предстоящих выборов в Воронежскую областную думу и органы местного самоуправления».

В любом регионе есть несколько центров влияния, и их наличие в Воронежской области не создаёт политической нестабильности, считает политический аналитик Оксана Дякина.

«Для бизнеса это, скорее, благоприятно, создаёт возможности. А политической конкуренции в регионе, на мой взгляд, нет. На политическую ситуацию в Воронежской области сейчас влияет укрупнение одномандатных округов – они будут перекраиваться, и политические силы в регионе, в связи с этим озабочены тем, сколько мест в областной думе может получить «Единая Россия», а сколько – парламентская оппозиция», — отметила эксперт. 

Малый бизнес и не очень большие зарплаты

У Воронежской области есть потенциал, но рост экономики замедлен рядом факторов, считает Оксана Дякина.

«Малый бизнес в регионе, конечно, чувствует себя неплохо. В основном он сосредоточен в Воронеже, в районах действует средний бизнес, преимущественно аграрный. На мой взгляд, в стране сейчас очень много делается для развития малого бизнеса, сильно упростилось взаимодействие с налоговой службой, многие вопросы можно решить онлайн. Однако по всему ЦФО малый бизнес жалуется на действия банков, а именно – на всевозможные платежи и скрытые комиссии, связанные с обслуживанием счёта, переводами и т.д. Обращения по этому поводу в прокуратуру не всегда дают результат, поскольку у банков есть свои квалифицированные юристы. Но с жалобами предпринимателей ЦФО, в том числе Воронежской области, на работу банков я сталкиваюсь часто», — рассказала Оксана Дякина.

При наличии в регионе развитой промышленности, сельского хозяйства и малого бизнеса не всех жителей Воронежской области устраивает уровень зарплат, отметила собеседница «Московской газеты».

«Отчасти сказывается близость региона к Москве и возможность зарабатывать там. Конечно, где-нибудь в сфере красоты в Воронеже заработки хорошие. Но, например, не на всех аграрных предприятиях привлекательная зарплата. Высококвалифицированные IT-специалисты и работники медиа, например, в регионе не слишком востребованы. При этом в Воронежскую область действительно едут за работой люди из других регионов, но не слишком активно. Однозначно, области нужно больше рабочих мест, больше инвестиций, нужно ускорить темпы промышленного развития и привлекать крупные компании-инвесторы. На мой взгляд, Воронежская область нуждается в большем количестве свободных экономических зон и площадок с выгодными экономическими условиями, в своих культурно-молодёжных форумах и этнофестивалях», — отметила политический аналитик.

ЖКХ и экологию – под строгий контроль

Более 70% обращений жителей Воронежской области к депутатам областной думы и заксобрания связано со сферой ЖКХ, сообщила Оксана Дякина.

«Это вопросы отопления, старого жилого фонда, проблемы обновления теплосетей, чистоты и благоустройства. Возникают вопросы к отдельным УК по поводу начислений и платежей, вопросы по наличию врачей в поликлиниках. В области много мусора, особенно в парках, скверах и на берегах рек. Экологии у нас не уделяется столько внимания, сколько в других регионах. В Воронежской области построено много мест для отдыха семей с детьми, но хочется большего. Люди не всегда информированы о нюансах получения субсидий, пособий, льгот, начисления пенсий», — добавила эксперт.

В Воронежской области есть проблемы с ЖКХ по нескольким направлениям в рамках нацпроектов, рассказала «Московской газете» эксперт Народного фронта Светлана Калинина:

«По обращениям людей на прямую линию президента РФ мы неоднократно выявляли в Воронежской области дома, 2-3 этажные деревянные бараки в аварийном состоянии, в которых уже невозможно жить, но которые при этом пока находятся в программе капремонта, а не в программе расселения. В программу расселения они могут войти до 2030 года. При этом в этих домах нет УК, они переведены на непосредственную форму управления, то есть, жители должны сами готовиться к зиме и сами отвечать за подготовку. Дома разваливаются, их очень много, возникают большие проблемы с признанием их аварийными. Мы торопим, как можем, местные власти с тем, чтобы признать эти дома непригодными для проживания и по упрощённой программе заняться их расселением. Работа в этом отношении началась в 2024 году, но идёт очень медленно и затрагивает на данный момент до 10% всего аварийного фонда, который при этом постепенно увеличивается. В Воронеже есть кварталы, где вода в 5-этажках выше 2-3 этажа не поднимается. Подготовка к зиме в регионе несколько лет подряд остаётся во многом формальной. Очистные сооружения строятся бездумно, в том числе в природоохранной зоне. Нередки случаи затопления подвалов жилых домов канализационными стоками. Однозначно, федеральный контроль за исполнением всех программ ЖКХ по Воронежской области должен быть усилен».

По словам Оксаны Дякиной, фонд коммунальных сетей в Воронежской области, как и во многих других регионах, изношен с советских времён, особенно городских сетей, а не магистральных. 

«У основного поставщика коммунальных ресурсов нет средств для его ремонта, а платежей жителей на это не хватает, плюс прослойка УК задерживает часть этих платежей в своих, как говорится, карманах. Здесь необходимо государственное субсидирование в рамках отдельной программы, нормальная система подрядчиков и прозрачная система контроля за расходованием средств вплоть до каждой копейки», — заключила эксперт.

В 2025 году в Воронеже планируется расширение особой экономической зоны «Центр», а также масштабное строительство коллекторов, очистных сооружений, инфраструктуры, объектов благоустройства и культуры. Регион развивает промышленность и участвует в обеспечении продовольственной безопасности страны, сообщил губернатор Александр Гусев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Воронеж, экономика, развитие, регионы
Поделиться
Похожие новости