В «Зелёном патруле» назвали «неправильными» российские газоны
По мнению эксперта, Москве необходим специальный уборочный транспорт
Осенью в Москве часто проводится уборка опавшей листвы. Жители столицы неоднократно рассказывали об этом в соцсетях, поскольку, разлагаясь в почве, листья обогащают ее накопленными за лето органическими и минеральными веществами, улучшают ее качество.
Также пользователи сети Facebook обратили внимание, что в последнем докладе Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы появились упоминания о проведении исследований, доказывающих или опровергающих необходимость уборки опавшей листвы.
«Интересно, что в доклад поместили схему, иллюстрирующую среднегодовые концентрации частиц pm2.5 (той самой мелкой вредной пыли) в избранных мировых столицах за предыдущий год. Судя по ней, воздух по этому параметру хуже только в Китае...» - отметила пользователь Евгения Трифонова.
Директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зелёный патруль» Роман Пукалов в беседе с корреспондентом «Московской газеты» пояснил, что основным источником загрязнения воздуха (в том числе и pm2,5) является автомобильный транспорт:
«Больше 90% загрязнений дает именно он. Зеленые насаждения нас спасают от этой пыли, осаждают на своей поверхности мелкие частички. В докладе приводится предложение о помывке деревьев - совершенно правильное предложение. В теплое время года, когда листва еще есть, нужно смывать эту пыль и утилизировать».
Однако корень проблемы, по мнению эколога, лежит во вторичном загрязнении воздуха.
«То, что полетело в атмосферу из автотранспорта, оседает на поверхности асфальта. Машины едут, поднимают эту пыль, дворники метут - опять же, поднимают ее. Такой круговорот может быть очень долго, если не мыть территорию и не убирать эту пыль с поверхности раз и навсегда.
У нас в Москве - да и вообще по России - сложилась неправильная традиции газонов, тротуаров и вообще придорожных земель. У нас практически везде уровень земли выше уровня дорожного полотна. Дождями все частички смываются на поверхность дорог, а в сухую погоду опять вторично поднимается колесами автомобилей в воздух. Этот процесс может продолжаться бесконечно. Во всем мире полотно приподнято над газоном и с него пыль смывается дождями вниз, на обочину. Выход - в проектировании специальных дренажных канав по краю газона, которые будут уносить мелкие частицы пыли в ливневую канализацию».
Пукалов подчеркнул, что выступает категорически против уборки листвы.
«То, что лежит на поверхности земли, должно оставаться в земле. Та листва, которая попала на твердое покрытие - асфальт или плитку - должно убираться. Но не допотопными методами - метлой - а современными пылесосами. Москва может себе позволить уборку на придомовых территориях таким уборочным автотранспортом, который мог бы проехать где угодно и не раздувал бы это все, не распылял бы, а всасывал в себя. И при этом необходимо четко понимать, что размеры фильтров у этих пылесосов должны улавливать частицы pm2,5».
По мнению эксперта, работу по уборке города необходимо усилить.
«День походишь по городу - и обувь становится грязной. Мне доводилось быть во многих крупных городах мира - там можно неделю ходить, и ботинки остаются чистыми. Нужно двигаться дальше - и электромобильный транспорт, и развитие метрополитена, и обустройство и озеленение территорий, потому что зеленые насаждения - это наше спасение, в том числе и от этих частиц 2пм» - заключил Пукалов.