Новость политики

Донбасс как второй Крым: Нарышкин оговорился о реальных контурах войны с Украиной

Донбасс как второй Крым: Нарышкин оговорился о реальных контурах войны с Украиной

коллаж «Московской газеты»

23.02.2022 в 00:03:00
10168

Президент РФ Владимир Путин 21 февраля 2022 г. принял решение о признании Россией самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР. На следующий день глава Комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников заявил, что, возможно, республики будут признаны в границах Луганской и Донецкой областей — то есть, в границах, утверждённых референдумом в 2014 году, а не в тех, которыми ДНР и ЛНР в ходе вооруженного конфликта с Киевом фактически обладают сейчас

Дальше — интереснее: Леонид Калашников опроверг свое заявление, сообщив, что в соглашении между Россией и ДЛНР нет ни слова о границах республик и что этот вопрос находится исключительно в их собственной компетенции.

Напомним, предшествовавшее признанию республик заседание Совета безопасности прославилось «оговоркой» выступавшего на нем директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина. «Поддерживаю предложение о вступлении ДНР и ЛНР в состав РФ», — волнуясь, сказал Сергей Евгеньевич.

«Мы об этом не говорим, мы это не обсуждаем», — с улыбкой поправил его президент.

Ряд Telegram-каналов сообщил, что на заседании Совбеза также якобы «засветились» часы министра обороны Сергея Шойгу, показывавшие 12:45 — хотя заседание вроде бы транслировалось 21 февраля в прямом эфире около 5 часов вчера.

Вкупе с историей о том, когда на самом деле было записано нашумевшее обращение главы ДНР Дениса Пушилина от 18 февраля, это наводит на мысли о том, что признание республик Донбасса и все сопутствующие ему мероприятия готовились заранее и втайне. На видеозаписи заседания Совбеза есть очевидные следы монтажной «склейки» и отсутствует выступление генпрокурора РФ Игоря Краснова (хотя отражено, как генпрокурор покидает трибуну для выступлений).

Игоря Краснова могли посчитать фигурой не того статуса, чтобы именно сейчас делать публичные заявления о признании ДЛНР, а вот «оговорка» Нарышкина — гораздо более значимый момент заседания Совбеза, отметил в интервью «Московской газете» эксперт Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«Он (Сергей Нарышкин) неслучайно проговорился. Я думаю, нам просто пропихнули «мячик»: а вот как мы на это отреагируем? И вряд ли это инициатива самого Нарышкина. Я думаю, это президент хочет прозондировать реакцию общества на возможное присоединение Донбасса к России. Потому Нарышкин и волновался на выступлении, что ему поручили проговорить эту идею», — сказал региональный эксперт.

Если Россия признаёт ДНР и ЛНР в границах Донецкой и Луганской областей — это война, сказал «Московской газете» политолог Леонид Гозман.

«Показательно, что сначала наша страна признала государство, но забыла уточнить, в каких границах. Сейчас разберутся. Но даже, если в конечном счете признают ДН и ЛНР не в границах областей, а по «линии соприкосновения», которая есть сейчас, ничто не мешает Пушилину и Пасечнику через полчаса начать войну за освобождение территорий, а нам, из верности союзническому долгу, начать им помогать. Это самый вероятный сценарий эскалации. Второй сопутствующий сценарий — «украинцы сами на нас напали». Уже разрушен пограничный пункт в Ростовской области. Но могут найтись и более серьезные поводы: какие-нибудь обстрелы, приведшие к убийству детей, которых везут из Луганска в Ростов или из Ростова в Луганск. Мы имеем дело с началом начало большой войны», — считает политолог.

По мнению военного эксперта, полковника запаса Александра Жилина, Украина не будет просто так отдавать России то, что считает своим, а прямое столкновение двух армий — катастрофа для обоих государств.

«После этого договориться о чем-то будет невозможно. Я считаю, Запад, англосаксы сталкивают нас лбами. Украина — просто «разменная монета» в переделе мирового порядка. Я не сомневаюсь, что всё это закончится очень плачевно, это будет затяжная партизанская война. Если мы ввяжемся и потеряем контроль за территорией, последствия будут чудовищные. «Блиц-крига» здесь по определению быть не может. Украинское население мобилизовано против нас и хорошо мотивировано. Украинцев мощно накачали антирусскостью, очень грамотно, через страх за детей. За олигархов воевать не пойдут, а за детей и внуков умирать пойдет любой. Председатель ЛДПР Владимир Жириновский говорит, что мы там за четыре дня всех поставим на колени. Да можно захватить аж Киев — но как это все удерживать под контролем? Вы можете обеспечить оккупационный режим? Начиная хотя бы с организации санитарной деятельности, потому что начнутся болезни, эпидемии, как это всегда бывает на войне. Может быть, амбиции российского руководства сильно облегчают «англосаксам» задачу? Что думают по этому поводу наши стратеги, сказать сложно», — отметил Александр Жилин.

По словам эксперта, в речи президента на заседании Совбеза не было сказано ни одного слова о последствиях.

«Мол, мы всё проанализировали, всё продумали, все нейтрализуем. Но об этом не было сказано ни слова, и меня это смущает. Даже если решать украинскую проблему силовым способом, есть другие методы — частные военные компании, добровольцы. Но почему решили именно ввести войска? Я представляю: вот наши ребята зашли туда, и сейчас им надо организовывать самооборону. Против них начнут устраивать всякие неприятности и провокации: диверсионные, террористические, всевозможную «стрельбу из-за угла». Надо будет как-то от этого защищаться. Это как в Сирии, где постоянно поднимают голову недобитые ИГИЛовцы (ИГИЛ, Исламское государство — запрещенная в России террористическая организация, — прим.ред.), часть которых контролирует Эрдоган. Как мы осуществляем патрулирование в Сирии? Патруль — подразделение, которое, медленно передвигаясь и внимательно наблюдая за происходящим, контролирует территорию. А что у нас? Мы садимся в бронетранспортеры, которые сопровождает звено вертолетов Ми-24, и на бешеной скорости несемся из пункта А в пункт Б. Непонятно, кто на самом деле контролирует в территорию, мы или бандиты, — объяснил военный обозреватель. — Я удивлен, что президент вообще лично встречался с Пушилиным и Пасечником на подписании соглашения между Россией и республиками. Отдельный вопрос, что будет, если на Донбассе начнутся разборки не только с Украиной, а и между донбасскими бандами. Там все поделено, у каждого свое место. Чтобы навести порядок, придется подвигать всю эту «шушеру». Если бы на Донбассе действительно были заинтересованы в спасении людей, самопровозглашенные республики давно объединились бы, чтобы вместе решать все проблемы. Но нет, всё разделено. У каждого свой «общак».

Военный эксперт считает, что референдум по присоединению Донбасса к России вполне возможен: «Но меня волнует другое: ресурсов у нас хватит? Мы собираем детям на лечение по SMS, на федеральных каналах. У нас масса проблем в регионах. Куда ни ткни, у нас везде свой Донбасс. Наши предки присоединяли территории, чтобы пополнять казну. А мы присоединяем территории, чтобы финансировать их из казны».

Президент уже подписал призыв на военную службу военнослужащих запаса, прокомментировал собеседник издания возможную мобилизацию российского населения на войну с Украиной.

«Без этого никак. Но критичность ситуации в том, что речь не только о Донбассе. Нам организовывают напряженности в Сирии, в Афганистане. В Киргизии и Таджикистане «дымится» вовсю. В Казахстане, думаете, всё закончилось? А Донбасс — ещё одна точка напряженности, которая может нас перегрузить. Меня очень напрягло заявление американцев для своих граждан в России, что якобы планируются теракты в Питере и Москве. Это прямая угроза, озвученная на высшем уровне», — подчеркнул Жилин.

По мнению Леонида Гозмана, второго «крымского консенсуса» между властью и обществом уже не будет.

«Как только наши соотечественники начнут погибать на Донбассе, народ от этого отвернется. Второго «крымского консенсуса» не будет. Войну с потерями у нас не поддержат. У нас поддерживают победу, а не войну», — заявил политолог.

Об экономических последствиях для России от признания независимости ЛНР и ДНР «Московской газете» рассказал экономист Игорь Николаев:

«Уже понятно, в каком направлении для экономики России всё будет развиваться. Пока новые санкции Запада не определены. Но надо обращать внимание на реакцию наших рухнувших фондового рынка и курса рубля. Это говорит о высокой неопределённости в экономике, которая сдерживает инвесторов. Нет инвестиций — нет экономического роста. А когда неизвестно, что будет завтра, надо повышать цены, которые у нас и так постоянно растут. В плане экономики и бизнеса, конечно, сорван «стоп-кран». А для людей основной негатив — рост цен, а это снижение доходов. Недаром у нас снижение доходов населения началось в 2014 году. В целом, доходы снизились по сравнению с 2013 годом на 6, 1%, это данные Росстата. Падение доходов будет тормозиться с помощью социальных выплат: перед выборами в Госдуму вкачали 500 миллиардов рублей военнослужащим и пенсионерам. Но это разовые меры, а выборов в Госдуму в ближайшее время не предвидится. Никакие соцвыплаты картину не исправят. Я прогнозирую стагнацию реальных доходов, переходящуя в небольшое падение», — сказал экономист.

В том, что новые санкции Запада против России будут персональными, не приходится сомневаться, отметил Игорь Николаев: «Также это будет отключение от банковской системы SWIFT, запрет на операции в долларах и евро, санкции в отношении энергетического сектора... всё это очень тяжелые санкции,  и они будет несопоставимы по тяжести с теми, что были раньше: затруднение доступа к займам, доступа к технологиям оборонки, санкции в отношении российского госдолга».

Специалист обратил внимание на свежую публикацию западного издания The Times, в которой говорится о прямом влиянии новых санкций на финансовое положение россиян.

«Раньше на Западе говорили, что простые россияне не должны пострадать от санкций, направленных против российской верхушки. Теперь риторика изменилась», — заметил Игорь Николаев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нарышкин, лднр, крым, донбасс
Поделиться
Похожие новости