Новость политики

«Иранский узел» развязывается?

«Иранский узел» развязывается?

Фото: parsherald.com

20.02.2017 в 10:30:00
2720

Председатель иранского Меджлиса Али Лариджани заявил о желании Тегерана наладить стратегическое сотрудничество с Россией.

«У Тегерана и Москвы нет никаких разногласий по ключевым вопросам ситуации на Ближнем Востоке, это касается и межсирийского урегулирования», — подчеркнул спикер иранского парламента в интервью телеканалу «Аль Маядин», —  «Мы достигли соглашения по Сирии, взаимодействуем в борьбе с терроризмом, и Иран хотел бы создать с Россией стратегический альянс в этом регионе».

Незадолго до этого, 11 февраля, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани заявил, что «власти Ирана снова могут разрешить использование иранского воздушного пространства российскими ВКС для поддержки наземных операций в Сирии».

«При необходимости такое развитие событий допускают и военные, и местные власти», – отметил Али Шамхани.

В августе прошлого года Иран уже давал российским ВКС разрешение на использование своего воздушного пространства для нанесения ударов по базам террористов в Сирии. Однако на Западе это вызвало скорее отрицательную реакцию и нешуточное беспокойство. Так, в заявлении Евросоюза по этому поводу говорится, что «факт использования российскими ВКС иранских авиабаз является поворотным моментом в российско-иранских отношениях, и свидетельствует о сильном сближении двух стран».

Тем не менее, и в Вашингтоне, и в Брюсселе уже назвали Россию, Турцию и Иран «главными факторами урегулирования сирийского кризиса». А если учесть, что, согласно заявлению Али Лариджани, Иран поддерживает «идею прямого диалога без всяких предварительных условий с арабскими странами», в том числе и со своим главным конкурентом в регионе, Саудовской Аравией, то можно предположить, что альянс Ирана, Турции, России и арабских государств позволит куда эффективнее бороться с исламским терроризмом не только на Ближнем Востоке. Это может заставить и США, и страны НАТО активизировать свои антитеррористические действия, в частности, в Ираке, Ливии и Йемене, и координировать эти действия с Россией. Сближение же Ирана с Саудовской Аравией может кардинально изменить расклад сил на Ближнем Востоке. Напомним, что отношения саудитов с иранцами обострились в начале нынешнего года после серии нападений на дипломатические представительства Эр-Рияда, вызванных казнью известного шиитского проповедника Нимра ан-Нимра. Тогда дело дошло до разрыва дипломатических отношений с Ираном.  

Что касается развития отношений с Москвой, то здесь можно вспомнить и поставки Тегерану российских ракет С-300, и участие России в строительства АЭС в Иране, и намерение иранской нефтяной компании NIOC подписать с российским «Лукойлом» соглашение, направленное на развитие иранских месторождений нефти «Аб-Теймур» и «Мансури».  

«Москва намерена развивать отношения с Тегераном», —  заявил в начале февраля пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, —  «Россия имеет добрые партнерские отношения с Ираном, мы взаимодействуем по целому ряду вопросов, и дорожим нашими отношениями в торгово-экономической области».

Эти слова Пескова стали ответом на заявление президента США Дональда Трампа, назвавшего Иран «террористическим государством». Не случайно одним из первых указов нового американского президента стало введение дополнительных ограничений в отношении Ирана. В санкционный список попали еще тринадцать физических лиц и двенадцать компаний. Как сказано на сайте Министерства финансов США, «санкции вводятся в рамках борьбы с терроризмом».

Примечательно, что перед подписанием указа Трамп не исключил и «военного решения иранской проблемы». Впрочем, Иран тоже в долгу не остался, и 29 января испытал баллистическую ракету средней дальности.

Несомненно, стратегическое сотрудничество с Ираном выгодно России, хотя бы потому, что Иран наш южный сосед, и может стать еще одной «дверью» на Ближний Восток.

Уже сегодня Россия практически контролирует разработку нефтяных запасов этой страны, развивается сотрудничество в военной, экономической и культурной сферах.

Как расценят это сотрудничество в Белом доме? Скорее всего, негативно, ведь и новая администрация США считает Иран «врагом» и «террористом». Можно ожидать, что «иранский вопрос» окажется одним из важнейшим в повестке дня встречи Дональда Трампа с Владимиром Путиным.  Разумеется, сворачивать связи с Тегераном Москва не станет ни при каких условиях, но и портить отношения с Америкой России тоже не с руки. А значит, и Трампу, и Путину придется идти на какой-то компромисс в «иранском вопросе».

И чем скорее они найдут этот компромисс, тем лучше и для Москвы, и для Вашингтона, и для Тегерана, да и для всего мира.

Автор: Григорий Саркисов
ТеГИ
Иран, США, Россия, Дональд Трамп, Владимир Путин
Поделиться
Похожие новости