Новость политики

Турция с Эрдоганом или без: изменится ли что-то для России?

Турция с Эрдоганом или без: изменится ли что-то для России?

из открытых источников

15.08.2022 в 20:30:00
6661

В 2023 году Турцию, одного из главных партнёров России на международной арене, ждут выборы президента. «Московская газета» обсудила с экспертами перспективы действующего президента Турции, его возможных конкурентов и то, как исход предстоящих выборов может отразиться на российско-турецких отношениях

«Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган знает, как использовать разные внешнеполитические моменты для своего пиара, будь то сирийский конфликт или российско-украинский конфликт», — рассказал изданию политолог, специалист по Турции и Ближнему Востоку Дмитрий Бридже.

«Эрдоган везде старается поставить Турцию в роли важного переговорщика — говорит политолог. — Череда дипломатических достижений, кульминацией которых стало соглашение о возобновлении экспорта зерна из Украины, даёт Эрдогану возможность увести фокус внимания от экономических потрясений в его стране и определяет стратегию его кампании на выборах в следующем году. Важно понимать, что прогресс на международном уровне контрастирует с мрачной экономической картиной в Турции, где инфляция растет и уже дошла до 79 %, а курс лиры приближается к рекордно низкому уровню. Поэтому Эрдоган готовится к тому, что станет самым большим предвыборным испытанием для его почти 20-летнего правления и старается набирать политические очки за счёт геополитических успехов».

В целом, по словам эксперта, политическая стратегия Эрдогана является эффективной: «Избиратели в Турции понимают преимущества дипломатии. Иногда они будут жаловаться на экономику или беженцев, но они будут голосовать за Эрдогана ради продолжения эффективной политики Турции на мировой арене».

При этом ключом к дипломатии Эрдогана на Ближнем Востоке и за его пределами является то, что он называет своим «общим пониманием, основанным на взаимном доверии и уважении» с президентом России Владимиром Путиным, и эти отношения вызывают растущую озабоченность среди партнеров Турции в НАТО, отметил политолог.

Он также обратил внимание на то, что политические оппоненты действующего президента Турции осуждают нетрадиционную экономическую политику Эрдогана, в том числе, за неоднократное снижение процентной ставки: при высокой инфляции и трёх увольнениях руководителей Центрального банка Турции с 2019 года, в результате чего страна имеет большой дефицит на счету текущих операций и полагается на внешнее финансирование для поддержки своей экономики.

«Несмотря на это, Эрдоган заявил, что плоды экономической политики правительства, в которой приоритет отдается экспорту, производству и инвестициям станут более очевидными в первом квартале 2023 года.

В одной из своих политических речей президент Турции подчеркнул, что 2023 год станет поворотным моментом для страны и народа, и пояснил, что Турция с ее демократией и историческим ростом сделает на этих выборах решающий выбор между возвращением к своему «темному прошлому» или движением к «светлому будущему». Эрдоган отметил, что турецкий народ поддерживал (большинством) Партию справедливости и развития (ПСР) на всех выборах, в которых она участвовала с момента прихода к власти в стране в 2002 году и подчеркнул решимость своей партии вывести Турцию в число 10 ведущих экономик мира», — рассказал политолог.

Собеседник «Московской газеты» напомнил, что Эрдоган, переживший массовые антиправительственные протесты в 2013 году и попытку государственного переворота в 2016 году, стремится наладить натянутые отношения с другими державами на Ближнем Востоке, надеясь привлечь столь необходимые иностранные деньги: «ОАЭ, противник Турции в гражданской войне в Ливии, присоединились к Китаю, Катару и Южной Корее в сделках по обмену валюты с Анкарой на общую сумму 28 млрд долларов. Турция также надеется заключить сделку с Саудовской Аравией и предприняла шаги для улучшения отношений с Египтом и Израилем».

Тема беженцев из Сирии на экономическом или политическом уровне наиболее часто используется турецкой оппозицией, напомнил Дмитрий Бридже. В связи с этим обращает на себя внимание один из возможных конкурентов Эрдогана на предстоящих выборах, лидер Республиканской народной партии Турции Кемаля Калычдароглу.

«Сегодня, когда я навещал торговцев на улице, они спросили: «Вы прогоните сирийцев?» Никто не должен волноваться, никто. Мы отправим их обратно в их собственную страну без расизма, без игры с чьей-либо честью, с Божьей помощью, на ваше усмотрение, мы отправим их обратно с барабанами и зурной. Не беспокойтесь», — заявил Кылычдароглу.

При этом, как заметил политолог Бридже, Кемаль Калычдароглу вряд ли сможет быть конкурентом Эрдогана на выборах, поскольку не является новой и яркой политической личностью: «Кемаль, как и другие кандидаты от оппозиции, старается набирать очки популярности на теме сирийских беженцев, но данная тема не даст ему много очков, поскольку и другие кандидаты активно её используют, — заметил Дмитрий Бридже. — В случае возможной победы на выборах Кемаль Калычдароглу не будет таким союзником для России, как Эрдоган. Турция будет больше сближаться с Западом, если победит республиканская партия. Эрдоган же, проиграв выборы, уже не сможет прийти к власти вновь, — ни он сам, ни его партия».

Бывший премьер-министр Турции Ахмет Давутгоглу имеет некоторые шансы, пусть и небольшие, на победу в выборах президента Турции, добавил политолог.

«В своих публичных заявлениях этот турецкий политик ясно говорит о важности российско-турецких отношений, но, мне кажется, российско-украинский конфликт и глобальные изменения, к которым он привёл, могли повлиять на мнение политика по поводу дружбы с Россией. Впрочем, пока всё это загадка, время покажет. Но важно понимать, что в политическом прошлом Ахмет Давутоглу поддерживал сепаратистов на Северном Кавказе, но и также нельзя забывать заявление Ахмета Давутоглу, сделанное в ответ на заявление Владимира Путина по поводу нового политического курса Турции при Эрдогане.

У турецкого политика Мухаррема Индже когда-то были шансы на победу в президентских выборах, но провал в организации муниципальной политики в Стамбуле существенно понизил эти шансы», — отметил эксперт.

Дмитрий Бридже полагает, что у главы партии Благоденствия Фатиха Эрбакана небольшие шансы на победу в предстоящих выборах, как и многие турецкие политики он играет на теме сирийских беженцев. «Важно понимать, что Фатих Эрбакан призывает к диалогу с Башаром Асадом (Башар Асад —президент Сирии). Фатих Эрбакан заявил в прямом эфире на турецком канале «HaberTürk», что Соединенные Штаты и Израиль якобы хотят создать террористическое государство на севере Сирии. Эрбакан добавил, что для предотвращения этой схемы необходимо отправить сирийцев в свою страну, а для этого надо начать открывать каналы связи с Дамаском. Эрбакан пояснил, что для этого нужно выполнить три основных пункта: чтобы турецкое правительство как можно скорее село за стол переговоров с сирийским правительством, чтобы были созданы соответствующие условия для обеспечения возвращения сирийских беженцев в свою страну, — и чтобы это было сделано при посредничестве Ирана», — пояснил политолог.

Какова популярность «Хорошей партии» в Турции и шансы Мераль Акшенер на победу в президентских выборах? Каков будет курс Турции по отношению к России, если Мераль Акшенер станет президентом?

По мнению Дмитрия Бридже, руководитель «Хорошей партии» Мераль Акшенер не имеет больших шансов на победу в президентских выборах, её риторика по поводу сирийских беженцев не отличается от риторики других кандидатов. Однако стоит обратить внимание, что Мераль Акшенер считает, что Турция стала зависима от России.

«Мы — те, кто стал ещё больше зависеть от импорта российского природного газа из-за отмены 14 миллиардов кубометров Западной линии, которая обеспечивает поток природного газа из Украины. Вы думаете, что в этом есть что-то странное?», — заявила политик. Важно понимать, что она являлась членом партии националистического движения, которая стоит на позициях пантюркизма и праворадикальной идеологии Третьего пути, поэтому она не будет далека от идей своей бывшей партии и будет далека от дружбы или сотрудничества с Россией из-за своих радикальных взглядов», — пояснил эксперт.

Главная проблема Турции — определённый раскол в обществе и элитах на два лагеря, исламский и светский, считает политолог. По его мнению, пока не все партии выдвинули своих кандидатов, всё будет ясно ближе к выборам. Но на данный момент мощных кандидатов со стороны турецкой оппозиции нет,

«Однако, ситуация внутри страны может играть против Эрдогана и его политики. Мне кажется, Эрдоган старается сохранить свои отношения с Россией – Россия сейчас нужна Турции как экономический союзник», — подчеркнул Дмитрий Бридже.

Безусловно, для Эрдогана эти выборы будут сложными, сказал «Московской газете» генеральный директор Международного института развития научного сотрудничества Ари Асалыоглу.

«В 2002 году, когда Эрдоган пришел к власти, его предвыборный рейтинг составлял 62%, а сейчас только 30%. Для победы в выборах нужно набрать хотя бы 50%, поэтому он не сможет победить в первом туре. Во втором туре ему придется бороться с представителями оппозиционных партий, а это будет нелегко. Эрдоган у власти уже 20 лет, народ устал от него. Кроме того, в последние годы у Турции накопились серьезные экономические проблемы, и люди хотят видеть у власти кого-то другого. В течение первых десяти лет правления Эрдоган заявил о себе как об очень хорошем политике: принимались нужные реформы, поднималась экономика, было многое сделано для образования и науки. Но в 2014 году в Турции разразился крупный коррупционный скандал, после которого политика президента полностью поменялась. Был взят курс на укрепление взаимоотношений с Россией и Китаем и ослабление таковых с США» — рассказал Ариф Асалыоглу.

Конечно, просто так уходить Эрдоган не хочет, отметил эксперт, поэтому он всеми силами попытается остаться у власти, вплоть до нечестных выборов и репрессий.

Пока, по словам собеседника «Московской», можно назвать трех возможных кандидатов на пост президента от Альянса оппозиционных партий: «Главного кандидата Альянс пока не называет, но, по слухам, им может стать лидер Республиканской партии Кемаль Кылычдароглу. Его поддерживает и народ, и местные элиты. Пока у него третье место по популярности. Остальные кандидаты – это мэр Стамбула Экрем Имамоглу и мэр Анкары Мансур Яваш».

Какой бы кандидат ни победил, это не изменит отношений Турции и России, считает эксперт.

«У стран много общих проектов, начиная с Турецкого потока и заканчивая торговлей и туризмом. Это важные «мосты». Вся критика оппозиционных партий относительно России сводится к критике личных взаимоотношений Эрдогана с российским руководством. Об этом говорит и Мераль Акшенер, лидер «Хорошей партии» демократии и прогресса, у которой первое место среди всех оппозиционных партий. Пока эта партия тоже не называет своего официального кандидата в президенты. В команде Акшенер работает много людей, которые раньше налаживали связи с Россией — бывшие послы и министры, поэтому ни о какой антироссийской политике говорить нельзя. И с ней, и с названными кандидатами России будет просто выстроить взаимоотношения. В том числе с Али Бабаджаном – бывшим заместителем Эрдогана, экс-министром экономики Турции. Это умный молодой человек, который уже работал с руководством РФ. У прочих политиков, высказывающихся против России, просто нет шансов попасть в списки победителей» — заключил Ариф Асалыоглу.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
турция, эрдоган, россия, перспективы
Поделиться
Похожие новости