Новость общества

Авиаэксперты оценили готовность российского самолётостроения к серийному производству

Авиаэксперты оценили готовность российского самолётостроения к серийному производству

Фото © «Московская газета»

15.06.2022 в 14:51:00
3898

С 2023 года начнётся производство самолётов Superjet New, в пределах 20 единиц, из отечественных компонентов, а в 2024 году появится шесть самолётов МС-21 с двигателями ПД-14. Об этом заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов. Далее планируется кратно наращивать производство. Также представитель правительства РФ отметил такие российские самолёты, как Ил-114, «Байкал», L-410, Ил-610, которые, по его словам, помогут наладить логистику региональных авиаперевозок

Авиаэксперт Вадим Лукашевич в беседе с журналистом «Московской газеты» отметил, что вице-премьер Юрий Борисов имеет репутацию человека, который не делает необоснованных популистских заявлений, его слова можно воспринимать серьёзно. Однако озвученные сроки можно «сдвигать вправо», считает специалист.

«Такие директивные планы всегда сдвигаются вправо. К тому же сроки, которые называет Борисов, нормальные для привычных условий, когда нет санкционного давления, разрыва экономических отношений. А мы сейчас имеем дело со всем этим, и каждая новая волна санкций, хотя и тяжело согласовывается Западом, всё более ощутима для российской экономики. Горизонт планирования сейчас — это три-четыре месяца до конца года. К любым срокам, уходящим за 3 января 2022 года, нужно относиться осторожно», – сказал Вадим Лукашевич.

По его мнению, указанные вице-премьером сроки подразумевают, что у российского воздушного судна Superjet New быстро появится сертифицированный российский двигатель.

«Под Superjet New, серьёзно говоря, пока еще ещё нет двигателя. Произвести, наладить, испытать его серийное производство – задача не менее сложная, чем сборка серийного лайнера. И это тоже может сдвинуть сроки по самолёту вперёд: практика показывает, что он создаётся пять лет, а двигатель – семь или восемь лет», – заметил собеседник издания.

Условия сертификации новых российских самолётов могут смягчиться, предположил Вадим Лукашевич.

«Допустим, речь об МС-21. Сейчас получен сертификат на самолёты МС-21, у которых американские двигатели и крыло из импортных композитов. А первые воздушные судна с нашим двигателем ПД-14 и нашим крылом уже летают, нарабатывают статистику, чтобы расширить на них первоначальный сертификат. То есть самолёт с отечественными двигателем и крылом сертификата лётной годности пока не имеет. Говорят, что срок получения – следующий год, если не будет внештатных ситуаций. Вспомним историю с Ил-114, второй лётный прототип которого потерпел крушение. Чтобы уложиться в заявленные сроки, требования по сертификации лайнера могут смягчить. То есть самолёты могут начать летать с незначительными недоделками, которые возможно устранить уже в процессе. Superjet, который летает уже давно, тоже начинали эксплуатировать с недоработками, машина совершенствовалась в процессе. Имеющийся парк может сократиться к началу осени, сентябрь-октябрь. А что будет к маю следующего года? Ситуация вряд ли стабилизируется, потребность в новых самолётах – возрастет. Нормативы обслуживания уже имеющихся аэропланов сейчас несколько снижены Росавиацией, а мы говорим о сертификации новых самолётов», – заметил Вадим Лукашевич.

Пока сроки импортозамещения в российской авиации «сдвигаются вправо», надолго ли хватит имеющегося авиапарка западных авиалайнеров, которые у нас есть?

«Самый пессимистичный прогноз: к началу осени будут приземлять воздушные судна, потому что не станет комплектующих, и разбирать их на запчасти. Потом начнутся сложноуправляемые процессы: вероятно, мы будем получать запчасти через третьи страны, но надежды на Китай еще не особо оправдываются. Правда, полётов стало меньше. Куда мы сейчас летаем? В Турцию, Армению, Грузию. Зарубежных полётов почти нет. Но на три или даже два года авиапарка западных самолётов скорее всего не хватит», — считает эксперт.

Вадим Лукашевич добавил, что заявление Юрия Борисова — это программа-максимум, цель которой должна быть достигнута — слова вице-премьера прозвучали своевременно и вполне ожидаемо, но в любой стране в такой ситуации подобные сроки сдвигаются в сторону увеличения.

Заявление Борисова прокомментировал «Московской газете» бывший лётчик с 36-летним стажем, эксперт по безопасности полётов Александр Романов.

«Если бы в правительстве четко планировали, то не говорили бы о сроке в 3-5 лет, а сказали бы: «12 или 18 месяцев нужно, чтобы сделать то-то и то-то». Что такое 3-5 лет? За это время при желании можно сделать новые самолёты. На те деньги, которые были потрачены на Superjet, МС-21, можно было создать два сверхсовременных лайнера. Люди, которые привели авиаотрасль к ее сегодняшнему состоянию, теперь говорят, что за 3-5 лет поднимут авиацию. А почему не 20-40 лет? Если в 2023 году появится 10 новых Superjet – какие же тогда 3-5 лет? Чтобы создать хотя бы 500 самолётов, сколько нужно времени? К тому же два-три года нужно только на проектировку шасси и многих других деталей. Свои двигатели у нас есть, но на них пока нет лицензий», – отметил Алексей Романов.

Для развития российской авиации нужно создавать линейки самолётов, считает Александр Романов: «Как раньше была туполевская линейка воздушных судов, так же нужна одна серия– от дальнемагистральной до малой авиации, чтобы подходили запчасти от одного самолёта к другому, это экономически очень выгодно. Прогнозировать сейчас что-то сложно – недостаточно мощностей, практически отсутствуют производственные линии. Так что слова вице-премьера – это скорее не прогноз, а заявление для прессы».

По его мнению, если управлять процессом развития российской авиации будут те, кто руководит им сейчас, то для выхода на серийное производство российских самолётов может понадобиться 10 лет. «А если по-военному поднять бывших генконструкторов, собрать инженерный состав – понадобится три года, чтобы уже строить какие-то конкретные планы», — сказал А.Романов.

Ряд самолётов, озвученный Юрием Борисовым в контексте региональных авиаперевозок, пока находится в сфере проектов, за одним исключением, считает эксперт по безопасности полетов.

«Байкал» – это авиалайнер, которому нужно ещё несколько лет, чтобы дойти до того этапа, когда его начнут проверять предметно. Самолёты Ил – более перспективны. На Ил-96 летают президент и российские представители. Минимум западных частей, и не было ни одной катастрофы. А западные Боинги и Аэробусы, конечно, хорошие, но сейчас нам в одночасье перекрыли их обслуживание и запчасти. При этом пока я не вижу среди соотечественников реального желания что-то в связи с этим делать, одни разговоры», – заключил авиаэксперт.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
авиаэксперты, самолет, производство
Поделиться
Похожие новости