Новость общества

Автоэксперт: «Мы готовы к появлению на улицах беспилотного автомобиля»

Автоэксперт: «Мы готовы к появлению на улицах беспилотного автомобиля»

https://rtr-vesti.ru

26.06.2020 в 18:43:00
1875

Предварительная сумма ущерба по КАСКО составила 320 000 рублей, сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя страховой компании.

Напомним, 15 июня в беспилотный автомобиль Hyundai Solaris в Армянском переулке врезался Audi A6, водитель которого отвлекся на телефон.

Столкновение было не сильным, и Hyundai отделался небольшим повреждением задней части. Сам беспилотный автомобиль, принадлежавший Мостранспроекту, проходил экспериментальную поездку по заданному маршруту. В будущем подобные автомобили планируют эксплуатировать для организации дорожного движения в столице.

В настоящий момент действующее законодательство допускает лишь тестирование беспилотного автомобиля в рамках эксперимента, который предусмотрен постановлением правительства РФ №1415 от 2018 года (продлится до 1 марта 2022 года). Согласно документу, за рулем должен всегда находиться оператор, постоянно контролирующий работу автомобиля. А гражданская ответственность застрахована на сумму не менее 10 млн рублей.

В прошлом году (15 мая) на рассмотрение в Госдуму РФ был внесен законопроект «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств». Водителем транспортного средства в нем назывался не только сидящий в салоне, но и все остальные, ответственные за выпуск такого автомобиля на дорогу лица. Однако с тех пор больше об этой инициативе ничего не было слышно.

По мнению автоэксперта Вячеслава Каймина, появление на российских дорогах беспилотных автомобилей не сильно повлияет на дорожное движение.

«Есть два аспекта: первый — это моральный, второй законодательный. С точки зрения юриспруденции здесь никаких проблем нет. Вне зависимости от того, беспилотник это или нет, всегда есть виновник автоаварии. Даже в случае, если водитель просто скрылся с места ДТП с пострадавшими, то согласно действующему Гражданскому кодексу ответственность перекладывается на владельца транспортного средства. Поэтому (проецируя данную норму и на беспилотный автомобиль) за ним тоже стоит некое ответственное лицо», — рассказал «Московской газете» Вячеслав Каймин.

По мнению эксперта, при должном обслуживании и соблюдении необходимых норм, на техническое средство можно полагаться больше, чем на человека.

«Когда человечество переходило с гужевых повозок на новое транспортное средство, оно решало ту же самую задачу. Выяснилось, что не на 100% все зависит от водителя. Автомобиль — это сложное техническое устройство: и подготовка к поездке, и непосредственная его эксплуатация требуют отдельного внимания каких-то конкретных ответственных лиц. В тех же правилах четко прописано, что перед началом движения водитель обязан удостовериться в технической исправности транспортного средства. Даже по своему опыту рассмотрения различных автоаварий, где фигурируют оправдания вроде того, что отказали тормоза и т.д., могу сказать, что всегда без исключения выявлялась проблема ненадлежащей эксплуатации. Т.е. все поломки были прогнозируемы: и водители, и механики знали об изношенности деталей, о необходимости ремонта, но по халатности продолжали использовать такой автомобиль. Поэтому и к эксплуатации беспилотника можно подходить с той же точки», — отметил эксперт.

Как считает Каймин, появление на наших улицах беспилотных автомобилей просто говорит об усовершенствовании данного вида транспорта и ни о чем больше: «В конце концов, у нас вообще-то на автопилоте уже давно летают самолеты. И они тоже бьются. Проводят после этого техническое расследование, делают экспертизы, приходят к выводам, вносят коррективы в модели. То же самое будет и с автомобилями. Так что я в этой части никаких проблем не вижу. И, с точки зрения юриспруденции, в случае аварии всегда будет с кого спросить и за причиненный ущерб, и за повреждения, и за смерть».

Единственной структурной проблемой, по мнению эксперта, может стать реакция общества.

«А вот моральный аспект более интересен. Если столкнулись два человека: один пострадавший, второй виновник происшествия. Негодование первого четко персонифицировано. А в случае с бездушной машиной или группой неизвестных лиц, стоящих за ней, все сложнее. Там, где есть неизвестное, человеческий разум сразу начинает додумывать сам — появляются домыслы, недоверие, конспирология и т.д. И тем не менее, избежать этого не получится: мир будущего уже наступает и нам просто нужно быть к нему готовым. Правда, когда это произойдет именно в России — сказать сложно, по той причине, что многие законы у нас принимаются исходя из соображений только одного человека», — заключил Вячеслав Каймин.

Отметим, сейчас тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования кроме Москвы проходят еще и в Татарстане. В эксперименте участвуют машины «Яндекса», университета «Иннополис», МАДИ, АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем», «КамАЗ», «Московский автодорожный институт» и «Аврора Роботикс».

Автор: Денис Мокроусов
ТеГИ
беспилотные автомобиль, эксперимент, правовые и социальные моменты
Поделиться
Похожие новости