Новость общества

Автомобили подорожают в начале года, китайцы могут начать «ценовую войну»

Автомобили подорожают в начале года, китайцы могут начать «ценовую войну»

Фото © «Московская газета»

02.01.2024 в 15:59:00
3657

С начала 2024 года ожидается рост цен на новые автомобили на 10-20% практически во всех сегментах. Многие автопроизводители заинтересованы в увеличении стоимости, так как хотят установить баланс между ценами и текущим курсом валют. Об этом «Московской газете» сообщил генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич

После новогодних каникул ажиотаж вокруг подарков и скидок закончится, к чему готовиться россиянам?

«Этот год начнется с повышения стоимости автомобилей. Массового снижения розничных цен не будет, такой практики за последние годы на российском авторынке не было. Тенденция рынка автомобилей с пробегом показывает зависимость их стоимости от цен на новые авто. Когда новые автомобили дорожают, авто с пробегом автоматически повышаются в цене. Особенно это сказывается на машинах со сроком владения от 1 до 3 лет в хорошей комплектации. На текущий момент никаких экономических предпосылок для снижения цен на автомобили нет и у китайских автоконцернов. Решение о том, на сколько поднять стоимость той или иной модели, каждый автопроизводитель будет принимать, основываясь на своем видении рынка в 2024 году. Весь текущий год производители держали цену, несмотря на колебания курса рубля, который с осени 2022 года ослаб на 30%. Стимул для снижения цены появится только при возврате курса рубля к показателю 80 рублей за доллар США и производным ко всем валютам. Если тренд на увеличение импорта автомобилей из КНР сохранится, и объем ввозимых машин превысит рост рынка, в этом году возможен переизбыток предложения со стороны китайских брендов. Вполне вероятно начало «ценовой войны» между китайскими производителями. На фоне возможной стагнации китайского сегмента рынка покупатель может рассчитывать на очень выгодные предложения», — рассказал «Московской газете» генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский.

«Официальные дилеры продолжат привлекать потенциальных покупателей различными скидками, программами лояльности, длительным гарантийным обслуживанием автомобилей и другими выгодными предложениями, включая trade-in. На вторичном рынке стоимость автомобилей сильно зависит не только от курса рубля, но и от доступности логистических маршрутов, по которым осуществляется доставка запчастей и расходных материалов. Сейчас предпосылок для снижения цен на авто с пробегом нет, так как экспортные ограничения со стороны многих европейских стран продолжают действовать, а спрос на рынке остается высоким. В 2024 году рост продаж новых автомобилей будет на уровне 10%. Высокая стоимость заставит россиян ждать снижения цен. Ситуацию могут изменить два фактора: доступные кредитные программы и стабильность курса национальной валюты. Если он опустится до 80 рублей, начнутся массовые закупки автомобилей», — добавил Андрей Терлюкевич.

Успокаивает, что рост цен будет иметь свои пределы.

«Действительно, впервые за долгое время у дилеров появились новогодние скидки и акции. Это говорит о том, что наблюдаются первые признаки насыщения автомобильного рынка, а также о приближении предела покупательной способности граждан на автомобили по выросшим ценам. Безошибочным будет прогноз о том, что в 2024 году цены на автомобили вырастут. Однако цены не могут расти год к году более чем на 30-50% несколько лет подряд. В России резкий рост цен на автомобили наблюдался в 2022 и 2023 гг. Этот факт в сочетании с налаживанием поставок автомобилей на российский рынок, а также частичным восстановлением производства приведет к тому, что темп роста цен сократится и будет находиться в пределах 10-20% в зависимости от класса автомобилей. Отрицательным фактором будет то, что рынок подержанных автомобилей уже не сможет забрать на себя значительную часть спроса, как это было ранее. 2024 год должен быть интересен тем, что российский автомобильный рынок снова вспомнит понятие «неликвидного товара». Восстановление поставок автомобилей, насыщение рынка приведет к возвращению возможности клиента выбирать более интересные предложения, пусть и пока еще среди ограниченного ассортимента», — отметил в беседе с изданием доцент кафедры экономической безопасности факультета национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС Павел Грибов.

Этот год подхватит традицию беспрецедентного ежегодного роста цен на авто в России. Но бесконечно так продолжаться не может, поскольку рост доходов населения накладывает на это определенные ограничения.

«За последние три-четыре года российский покупатель легковых автомобилей привык к ценовому ускорению похожему на полет ракетоносителя в космос. С началом пандемии мировые производственные цепочки по автокомпонентам прервались, что негативно сказалось на автомобильном рынке и привело к дефициту как на внутреннем, так и на внешних рынках. Если в начале локдауна, в 2020 году, эффект не оказал своего влияния в полной мере, оставались запасы на складах, и рост цен составил 10-15%, то в 2021 году отложенный эффект сработал в полном объеме, и рост цен составил до 30% и до 45% на отдельные модели. В 2022 году началась СВО, повлекшая за собой масштабные санкции, которые негативно отразились и на автомобильном рынке в части поставок иностранных марок, запчастей к ним, а также компонентной базы для отечественного автопрома. Рост цен на иностранный сегмент составил от 20% до 30%, а на отечественный продукт от 10% до 15%. В 2023 году тенденция на российском рынке сохранилась, и рост цен на иномарки и отечественный автопром остался примерно на том же уровне к прошлому году. Таким образом за последние 3-4 года мы наблюдаем беспрецедентный постоянный рост цен в сегменте иностранных легковых автомобилей и отечественных машин, связанный с объективными внешними факторами. Понятно, что такая ситуация продолжаться постоянно, не будет, поскольку доходы населения такими темпами не прирастают, а кредитный потенциал покупателя тоже не безграничный, и это существенно подорвет спрос на рынке. Что касается 2024 года, рост цен сохранится, но темпы его заметно снизятся, поскольку китайские производители в полной мере заместили выпавшие объемы на автомобильном рынке иностранных поставщиков, а также постоянно наращивают свое присутствие. В 2023 году поставки из КНР достигли порядка 600 тыс. машин. Прогнозные планы китайских автодилеров на 2024 год — поставить на российский рынок порядка 1,1 -1,3 млн автомобилей разных брендов. Такая ситуация положительно отразится на темпах роста цен на иномарки и снизит его до уровня 10%-15% в зависимости от бренда. На отечественные машины легкового класса темп роста сохранится на том же уровне 10-12%», — сказал «Московской газете» профессор департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Валерий Хоружий.

Почему автомобили дорожают так быстро?

«С учетом общего состояния экономики и текущих тенденций на авторынке можно сделать предположение, что значительных изменений цен после праздничного периода не следует ожидать. После новогодних праздников, когда ажиотаж вокруг скидок в значительной степени остынет, мы можем ожидать некоторого замедления в увеличении стоимости авто. Происходить это будет за счет насыщения рынка и внутренних корректировок предложения. Период после Нового года обещает некоторое замедление темпов роста цен на автомобили. Это связано с затуханием праздничного ажиотажа и началом нового цикла бизнес-активности после зимних каникул. Однако глобальные факторы, такие как инфляция и политическая ситуация, могут повлиять на распределение автомобиля на рынке в более продолжительной перспективе», — поделился своим мнением с изданием доктор делового администрирования (DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автомобиль, цены, китайские авто
Поделиться
Похожие новости