Новость общества

Эксперты оценили удобство Москвы для жизни

Эксперты оценили удобство Москвы для жизни

Фото © «Московская газета»

03.03.2025 в 18:05:00
150

Эксперты факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ выяснили, что москвичу в среднем требуется 9,6 минут для того, чтобы дойти до нужного магазина или образовательного учреждения. Житель Лондона потратит на это 10,3 минуты, Токио – 12,3 минуты, Нью-Йорка – 20 минут

Москва по многим параметрам является одним из наиболее развитых городов не только России, но и мира. Этот факт недавно в очередной раз был подтверждён статистическими данными. Как рассказала заммэра столицы, глава департамента экономической политики и развития Москвы Мария Багреева, мегаполис по итогам 2024 года возглавил 30 различных рейтингов городов и регионов РФ. Так, Москва заняла 1-е место в рейтинге качества жизни, составленном Агентством стратегических инициатив, и подтвердила своё лидерство в индексе качества городской среды Минстроя РФ и в рейтинге социально-экономического развития «РИА Рейтинг». Багреева отметила, что эти результаты доказывают успехи руководства города по комплексному развитию и повышению качества жизни населения.

Накануне свою оценку удобства Москвы для жизни, на этот раз в рейтинге международного масштаба, представили эксперты факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Их исследование основано на данных, опубликованных журналом The Economist. В нём около 10000 городов мира ранжированы по доступности объектов повседневного спроса для пешеходов. Специалисты НИУ ВШЭ выбрали города с населением 10 млн человек и более и сравнили, насколько жителям этих мегаполисов доступны все необходимые сервисы в радиусе 15 минут ходьбы от дома. Оказалось, что москвичу в среднем требуется 9,6 минут для того, чтобы дойти до нужного магазина, образовательного учреждения или предприятия сферы услуг. Жителю Лондона для этого потребуется 10,3 минуты, Токио – 12,3 минуты, а Нью-Йорка – целых 20 минут. В зоне 15-минутной доступности мест повседневного спроса проживают свыше 85% москвичей.

«Высокие позиции Москвы вполне закономерны: это следствие «социальной ответственности» города. Строительство новых жилых районов в обязательном порядке сопровождается созданием досуговой и социальной инфраструктуры. Это отличительная особенность российской градостроительной школы и позитивное наследие советских требований». Системная работа московских властей по благоустройству районов нового строительства дала свои плоды», — говорит декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко. По его словам, ключевыми факторами успеха Москвы стали развитие подземного и наземного пассажирского транспорта, своевременная реконструкция и строительство новых образовательных, медицинских и социальных учреждений, комплексная реконструкция бывших промзон, на месте которых появляются современные кварталы, а также внимание к озеленению города.

Эти же тенденции отметил и основатель строительной компании SIS Development Ярослав Гутнов. По его мнению, современный город должен не просто предоставлять возможности для проживания и проезда до работы, но и разнообразные варианты досуга для людей всех возрастов, а также благоприятную экологическую обстановку; власти Москвы уделяют должное внимание всем этим аспектам.

«При создании комфортной городской среды необходимо учитывать инфраструктуру, которая уже имеется, оценивать возможности по её модернизации. В этом смысле можно очень плодотворно работать с властями Москвы – мегаполиса, который очень активно развивается в плане и транспорта, и торговли, и досуга, и, конечно, жилья», — подчеркнул Ярослав Гутнов.

Однако комфортная городская среда – ответственность не только органов власти, но и девелоперского бизнеса. И многие столичные застройщики при разработке проектов ЖК сразу учитывают достаточно широкий перечень потребностей будущих жильцов, начиная с приспособленных для разных групп населения внутренних пространств жилого дома и заканчивая благоустройством прилегающих территорий. Современные московские многоэтажки зачастую окружены детскими площадками, скверами и пешеходными дорожками для прогулок, а на первых этажах располагаются магазины, салоны красоты, кафе и другие полезные заведения.

Впрочем, пока с точки зрения удобства для пешеходов Москва развивается не совсем равномерно. Согласно результатам совместного исследования МГУ и НИУ ВШЭ, проведённого в 2024 году, самыми удобными для пешеходов оказались центр и север столицы, а к отстающим по этому показателю отнесли юго-восток и восток Москвы, в том числе такие районы, как Нижегородский, Некрасовка и Выхино-Жулебино. Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории ландшафтной экологии факультета географии НИУ ВШЭ Наталья Шартова тогда порекомендовала в приоритетном порядке провести дополнительное озеленение в жилых кварталах, расположенных на месте бывших промзон. И работа в этом направлении уже идёт. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказывал, что в ЮВАО ведётся благоустройство и реконструкция 9 общественных пространств, в которых появятся новые зелёные аллеи, детские и спортивные площадки, места для тихого отдыха и площадки для выгула домашних животных. Эти планы позволяют рассчитывать на то, что и в будущем Москва не утратит лидирующих позиций в сфере развития комфортной городской среды.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
ВШЭ, Москва, застройщики, SIS Development
Поделиться
Похожие новости