Новость общества

Если рубль начнет расти, сработает «эффект храповика»: что будет с ценами на автозапчасти

Если рубль начнет расти, сработает «эффект храповика»: что будет с ценами на автозапчасти

Фото © «Московская газета»

01.08.2023 в 09:46:00
2813

Сколько бы ни усиливался рубль, импортные товары никогда не дешевели. Это в полной мере относится и к дорожающим запчастям для автомобилей. Даже если российская национальная валюта пойдет вверх на протяжении довольно длительного отрезка времени, сработает «эффект храповика», при котором цены никогда не отбрасываются назад, но лишь идут на повышение. Так что автолюбителям следует быть готовыми к тому, что придется на ремонт отдавать только больше, сообщил «Московской газете» эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Шахурин

Автодилеры отмечают, что роста цен не избежать на фоне наблюдающейся девальвации рубля.

«Стоимость уникальных автозапчастей напрямую коррелирует с курсами валют и, если сравнивать с началом 2022 года, она увеличилась в среднем в два раза. С января этого года подорожание составило 30-35%. Предпосылок к снижению стоимости запчастей в России в настоящий момент не наблюдается. Если говорить о ситуации на июль 2023 года, то в связи с устойчивым ростом курса доллара цены на запчасти выросли в среднем на 5% по сравнению с июнем. Одним из факторов для стабилизации роста цен на запчасти и комплектующие может послужить, в частности, изменение логистических маршрутов», — сказал «Московской газете» директор по сервисному обслуживанию «АВТОДОМ Алтуфьево» Роман Тимашов.

Однако не только валютный курс делает автозапчасти все более «кусачими». Заметный вклад в подорожание внесли и санкции, усложнившие логистику.

«В условиях ослабления курса рубля отмечается рост цен на запчасти из стран Евросоюза, Южной Кореи и Японии примерно на 20-35% в июле текущего года. В случае сохранения низкого курса рубля по отношению к доллару стоимость комплектующих, произведенных в перечисленных выше странах, может увеличиться еще на 20-25%. По сравнению с июнем 2023 года в июле текущего года ряд запчастей подорожали в среднем на 15-20%. В теории рост курса рубля может незначительно повлиять на рост цен в сегменте запчастей, однако по-прежнему высокими остаются расходы на логистику. Государство со своей стороны уже приняло все необходимые меры для того, чтобы избежать дефицита комплектующих и роста цен на них. Законодательная база для поставок запчастей через территорию дружественных стран уже существует», — сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».

«Как бы ни укреплялся рубль, снижением стоимости импортных товаров это никогда не отражалось, даже если периоды укрепления или стабилизации рубля были довольно продолжительными. Сначала высокие цены обосновывались тем, что запчасти покупали при низком курсе рубля, так что для компенсации потерь нужно продавать по ценам, которые окупают издержки именно в рублях. На следующем этапе — тем, что рубль, мол, скоро опять ослабнет, и для того, чтобы обеспечить оплату следующей поставки необходимо заранее продавать по высоким ценам. На самом деле точно то же происходит и с розничными ценами на большую часть отечественных товаров. Это явление даже получило название «эффект храповика» — то есть, как и в подобного типа механизмах движение происходит легко в одном направлении, но при возврате быстро стопорится. Полученные ранее доходы ведь уже вложены в рост бизнеса или даже выведены из него, частично пошли на повышение зарплат, частично выросли издержки по другим направлениям – при возврате к более низким ценам бизнес уже теряет рентабельность.

Поэтому можно не сомневаться в том, что цены на комплектующие продолжат рост. И не только на те, которые поставляются по схемам параллельного импорта с существенными издержками, но и на поставляемые из дружественных стран и даже производимые в России, хотя, конечно, в меньшей степени.

Смягчить ситуацию может изменение регламента ремонтных работ в страховых случаях, которое позволит использовать запчасти иных производителей, наращивание собственного производства запчастей. Возможно, отчасти проблему могло бы сгладить снижение ввозных пошлин, правда это осложнит окупаемость для внутренних производителей.

Но постепенно проблема будет ослабевать по мере сокращения доли относительно новых машин из недружественных стран в автопарке страны», — рассказал эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Шахурин.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
эффект храповика, рубль, автозапчасти, цены
Поделиться
Похожие новости